0
1169
Газета СНГ Интернет-версия

19.04.2002 00:00:00

Зураб Абашидзе: "России нужна единая процветающая Грузия"

Тэги: грузия, абхазия, абашидзе, панкиси, конфликт


- Зураб Ираклиевич, какова грузинская версия причин "кодорского инцидента"?

- За несколько дней до высадки в верховьях Кодори российского тактического десанта патрули Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) и группы военных наблюдателей ООН провели там совместный мониторинг. И все были довольны тем, что удалось восстановить совместное патрулирование. К 10 апреля подразделения Минобороны Грузии были выведены из этого района - в полном соответствии с Тбилисским протоколом от 2 апреля. Остались пограничники, что не идет вразрез с этим документом, и вооруженные местные жители - сваны. Что касается пограничников, то контролировать рубежи - их обязанность. Вооруженные сваны - неотъемлемая особенность этого региона, они не расставались с оружием и в советские времена, тем более не собираются делать этого сегодня, когда остро стоит вопрос самообороны.

- Если проведенный силами КСПМ и ООН мониторинг вызвал позитивную реакцию в Тбилиси, почему аналогичная попытка россиян была воспринята столь болезненно?

- Потому что патрулирование должно проводиться совместно с миссией ООН , а грузинская сторона должна непременно ставиться об этом в известность. Ведь мы обязаны гарантировать безопасность миротворцев. Да и не о патрулировании шла речь: российские солдаты сразу заняли круговую оборону, стали копать траншеи, привезли с собой массу боеприпасов, оборудования, продовольствия. Значит, имели цель обосноваться надолго.

- Руководитель миссии военных наблюдателей ООН генерал Анис Баджва назвал действия КСПМ "полностью противоречащими нормам миротворческой операции". Но россияне и не скрывали, что хотят восстановить 102-й наблюдательный пост, в частности с целью предотвращения событий, подобных прошлогодним, когда в Абхазию из Панкиси попытался прорваться отряд Руслана Гелаева. Это незаконно?

- Незаконно, потому что все делалось в одностороннем порядке, в агрессивной форме. Иногда создается впечатление, что российская сторона обеспокоена не столько миротворчеством, сколько обеспечением безопасности сухумского режима. Мало кто вспоминает об этнической чистке в Абхазии, о десятках тысяч грузинских беженцев. Между тем это ключевая проблема, без ее разрешения невозможно достичь мира. Говорят о возможности повторения гелаевского прорыва, об угрозе абхазам, но когда чеченцев в период кампании 1992-1993 годов организованно, на автобусах доставляли в Сухуми для поддержки сепаратистов, их считали "героями", их именами в Абхазии называли улицы. Теперь, когда эти люди повернули оружие против абхазов, они стали "бандитами и террористами". Кстати, откуда у Сухуми тяжелая бронетехника, военные катера, авиация? Кто подпитывает сепаратистский режим? Почему Абхазия продолжает пользоваться явной поддержкой определенных сил в России, тогда как в другой части Кавказа россияне последовательно противостоят сепаратистам? Все эти вопросы для нас далеко не праздные. Нельзя культивировать политику двойных стандартов.

- Однако президент Владимир Путин, МИД РФ однозначно и твердо выступают за сохранение территориальной целостности Грузии, за решение всех вопросов исключительно мирным путем. В Грузии же продолжают нарастать антироссийские настроения. В чем тут причина?

- Заявления президента Путина, их тональность очень нам импонируют и являются, замечу, сильнейшим стабилизирующим фактором. Мы видим искреннюю заинтересованность президента России в скорейшем разрешении конфликта, в том, чтобы Грузия была процветающим единым государством. Мы благодарны российской стороне за поддержку в ООН последней резолюции Совета Безопасности относительно принципов решения абхазского вопроса. Поэтому антироссийских настроениий в Грузии нет. Но есть политики, которые спекулируют на национальной проблематике, для которых ошибки россиян, подобные тому же "кодорскому инциденту", - настоящий подарок. Такого типа деятели есть и в России - это те, которые пытаются "слепить" из нашей страны "образ врага". Стало модным критиковать президента Эдуарда Шеварднадзе. Между тем мне очень хорошо известно, что он как никто другой понимает все огромное значение России для нашей страны. И вместе с президентом Путиным делает все, чтобы двусторонние взаимоотношения как можно скорее нормализовались.

- Возможно, причина определенной настороженности в отношении Грузии объясняется позицией вашей страны в чеченском вопросе, сближением с Вашингтоном?

- Ситуация в Панкисском ущелье - производное от конфликта в Чечне. Принимая беженцев из Чечни, кстати, граждан России, помогая им, мы никак не рассчитывали услышать в ответ одни упреки. К сожалению, среди них есть не только мирные жители, но и участники боевых действий, и криминальные элементы. Конечно, мы бы хотели, чтобы они ушли обратно. Но насильственная депортация может обернуться колоссальными потрясениями для Грузии.

Что касается сотрудничества с США, скажу откровенно: не исключено, что нынешнее обострение грузино-абхазского противостояния вызвано стремлением любой ценой сорвать наши военные контакты с Вашингтоном. Это трудно понять. После распада Союза мы не получили ничего - все арсеналы и вооружения были вывезены в Россию или уничтожены. Пришлось по крохам буквально по всему миру собирать вооружения. Мы были бы рады, окажи нам эту помощь Россия. Но всегда слышали, что у России много проблем и мало возможностей. В таком случае, наверное, не стоит столь остро реагировать на наши отношения с США - при том, что сама Россия свой выбор сделала. Не сегодня завтра сближение Москвы с НАТО будет официально оформлено в рамках "двадцатки". Почему же нас постоянно упрекают за сторудничество с НАТО?

- Верите ли вы в возможность достижения мира, в нормализацию грузино-российских отношений?

- Да, и думаю, что миротворческий процесс сдвинется с мертвой точки, если удастся начать возвращение беженцев и одновременно - экономическую реабилитацию Абхазии. Так, возобновление работы Абхазской железной дороги повысило бы степень взаимного доверия и было бы выгодно всем государствам региона. Очень многое зависит от Москвы - ведь Сухуми полностью зависит от мнения России. Что касается наших двусторонних отношений, то и здесь экономика должна выйти на первый план. Надо продвигать российские экономические интересы, это лучше всего другого укрепит позиции Москвы на Южном Кавказе. И уже есть обнадеживающие симптомы, совместные проекты. Не углубляясь в подробности, скажу, что наши энергетики подготовили оригинальный проект "закольцевания" нефтепроводов Баку-Новороссийск и Баку-Тбилиси-Джейхан. При этом предполагается провести транзитный маршрут через Абхазию, что принесет ей до 60 миллионов долларов в год, что превышает ее бюджет в шесть раз. Российская сторона с проектом ознакомлена. Убежден, что работа в этом направлении поможет вернуть в регион мир и процветание.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
238
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
389
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
544
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
411

Другие новости