0
735
Газета СНГ Печатная версия

07.12.2007

Одесса–Броды без России

Тэги: нефть, нефтепровод, украина, польша

Сегодня по итогам двухдневного визита в Украину президента Польши Леха Качиньского станет известно, когда Киев откажет российским компаниям в эксплуатации нефтепровода Одесса–Броды. Как заявил накануне замглавы секретариата украинского президента Александр Чалый, это произойдет примерно в 2010 году – к тому времени планируется достроить польскую ветку магистрали.

Формально украинская сторона ранее пригласила Россию к участию в новом проекте. Но сегодня речь идет о запуске нефтепровода, который может стать конкурентом существующим российским проектам.

Сданная в эксплуатацию в 2002 году нефтетранспортная ветка от одесского порта «Южный» до западноукраинского города Броды изначально проектировалась для поставок в Европу азербайджанской, казахстанской и туркменской нефти. Однако польское правительство по разным причинам откладывало достройку своей ветки нефтепровода, поэтому уже проложенный до Бродов трубопровод оставался пустым в течение двух лет. В июле 2004 года украинская компания «Укртранснефть» и российская ТНК-ВР подписали контракт о реверсном использовании маршрута – из Бродов в Одессу. Нефтепровод проектной мощностью 15 млн. тонн нефти в год планировалось заполнить 9 млн., но в прошлом году объемы транспортировки составили около 3,5 млн. тонн. Правда, в декабре прошлого года было подписано дополнение к контракту, согласно которому стороны в течение трех лет обязались заполнять нефтепровод 9 млн. тонн нефти ежегодно.

Между тем официальный Киев не оставлял попыток расшевелить Варшаву. В марте Виктор Ющенко во время визита в Польшу прямо обвинил партнера в саботировании перспективного проекта. В тот момент эксперты объясняли пассивную позицию польского руководства тем, что у маршрута Одесса–Броды появились мощные конкуренты. Так, начал действовать нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан. Кроме того, в начале 2006 года стартовал проект создания международной корпорации по сооружению нефтепровода, соединяющего черноморский порт Констанца с портом Триест на Адриатическом море. А в начале 2007-го стало известно о намерениях России, Болгарии и Греции построить нефтепровод Бургас–Александруполис.

С другой стороны, у европейцев возникли сомнения в способности Азербайджана и Казахстана обеспечить загрузку нового маршрута. Сейчас из 68 млн. тонн казахстанской нефти ежегодно экспортируется около 57 млн. тонн: в Россию по нефтепроводу Атерау–Самара, в европейские страны через Россию по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и в Китай. Партнеры по проекту Одесса–Броды уповают на планы Астаны увеличить добычу нефти до 130–150 млн. тонн к 2015 году.

Но дополнительной сложностью участники переговоров неофициально называют настоятельную просьбу президента Назарбаева подключить к этому маршруту Россию. Польская сторона выступает против, хотя Назарбаев утверждает, что у Казахстана нет технической возможности поставлять нефть в Одессу в обход России.

Киев и Варшава делают ставку на Баку. На днях президент Ильхам Алиев подтвердил, что азербайджанской нефти хватит для загрузки маршрута Одесса–Броды. Он пояснил, что только с одного из недавно разведанных нефтяных месторождений можно ежегодно добывать около 1,6 млн. тонн нефти. «Это только одно месторождение, а ведь есть много других, которые только исследуются», – обнадежил Алиев польских журналистов. Польский президент на это заметил, что заявления азербайджанского коллеги достаточно для начала достройки польской ветки. Посол Польши в Украине Яцек Ключковский добавил, что Белоруссия, Казахстан и Молдавия могут принять участие в достройке нефтепровода Одесса–Броды к Гданьску (Польша).

Руководитель энергетического департамента украинского Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Сапрыкин считает, что Россия «вряд ли обрадуется» достройке нового, конкурентного маршрута поставок нефти в Европу. Сотрудник секретариата украинского президента Виктор Шлапак уточнил: «Реализуя этот проект, мы придерживаемся наших национальных интересов и интересов наших партнеров. Мы не пытались досадить нашим коллегам из России».

Он заверил, что Россия ранее получила приглашение участвовать в проекте и, пока польская ветка будет строиться, российские компании смогут временно использовать нефтепровод в реверсном режиме.

Планы на 2010 год Виктор Ющенко и Лех Качиньский обсуждают сегодня в Одессе. Предполагается, что к концу дня будет названа дата проведения Киевского энергетического саммита, посвященного достройке нефтепровода.

Киев


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ЮНЕСКО обратила внимание на Крым

ЮНЕСКО обратила внимание на Крым

Екатерина Трифонова

Российскую власть призвали не портить украинское культурное наследие

0
1117
Пусть НАТО идет к нам

Пусть НАТО идет к нам

Фалет

Сказ о пророчествах древних укров и самой сильной украинской армии

0
882
Порошенко предложит в ООН сделать Азовское море международным

Порошенко предложит в ООН сделать Азовское море международным

Татьяна Ивженко

Зачем Киев  отправил военные корабли из Одессы в Бердянск

0
1583
Россия и Иран на грани экономической конфронтации

Россия и Иран на грани экономической конфронтации

Игорь Субботин

Между двумя странами растут разногласия в нефтяной сфере

0
2823

Другие новости

Загрузка...
24smi.org