0
1023
Газета СНГ Интернет-версия

19.02.2008 00:00:00

Роберт Кочарян уходит

Тэги: армения, кочарян


Сегодня Армения выбирает президента. В Конституции жестко по дате закреплен 5-летний президентский срок, потому голосование назначено не на воскресенье, как обычно, а на вторник. Накануне фавориты президентской кампании провели последние акции, устроив в городах и регионах Армении многолюдные митинги.

Предсказывать, кто сменит на посту президента Роберта Кочаряна, дело неблагодарное. Но уже ясно, что из девяти кандидатов у четверых есть шанс возглавить Армению: у премьер-министра Сержа Саркисяна, первого президента Левона Тер-Петросяна, экс-спикера Национального собрания Артура Багдасаряна и кандидата от Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» (АРФД) Ваана Ованнисяна. Шансы, естественно, у всех разные. При этом наблюдатели не исключают, что в последний момент могут возникнуть, если уже не сложились, тайные альянсы: Саркисян–Ованнисян и Тер-Петросян–Багдасарян. Обычно словоохотливые ереванские политологи на этот раз воздерживаются от комментариев даже «не для печати»: есть масса нюансов, которые во вторник могут сыграть свою роль. Вплоть до погоды. С ней также связана активность избирателей.

Небывалые для страны холода, если не считать выборы, стали в последние дни основной темой бесед армян. Столбик термометра в Армении уже несколько недель не переходит нулевую отметку. В Ереване (слыханное ли дело!) устроили каток, а вот жителям городов помельче не до развлечений – замерзли водные коммуникации. На селе другие проблемы – здесь крайне озабочены будущими урожаями. Единственный плюс – свободные трассы и отсутствие пробок, ставших бичом армянской столицы. Но удовольствие «компенсируется» ценами – ушлые таксисты взвинтили тарифы, оправдывая это риском езды по обледенелым трассам и улицам. «Снег растает – цены вернутся, – «утешил» меня водитель, подвозивший из аэропорта «Звартноц» в центр. – На выборы?»

За неделю до выборов таксист Арто освоил физиогномику: практически безошибочно распознает наблюдателей и журналистов, приезжающих в Ереван. «Очень-очень много на этот раз приехало. И понятно – кто выиграет, трудно сказать», – говорил он. Я разговор решил не поддерживать – на моей памяти все таксисты оказывались одинаково рассуждающими оппозиционерами. Но Арто мое молчание не смутило, и он продолжил бойко излагать свою точку зрения на политические процессы. Водитель придерживался анархистских взглядов. Ни за кого голосовать не собирался, потому как веру во власть ему подорвали и нынешние власти, и их предшественники, и провластные политики, и оппозиционеры. «Все нынешние кандидаты говорят об одном и том же, обещают одно и то же: изберите, говорят, меня, и 20 февраля проснетесь в новой процветающей Армении. В том-то и дело, что о себе думают, а не об Армении. В России всего четыре кандидата в президенты, в Америке между двумя претендентами решается, а у 3 миллионов армян, включая несовершеннолетних, – девять кандидатов! На каждые 300 тысяч человек один президент приходится. Разве это нормально? Телевизор не включить – то один что-то обещает, то другой, то третий», – возмущался Арто.

С политической рекламой в самом деле, кажется, получился некоторый перебор. Эксперты Ереванского пресс-клуба провели интересный мониторинг, отслеживая количество эфирного времени, которое на различных телеканалах использовали участники президентского марафона, количество позитивных и негативных сюжетов о том или ином претенденте.

По количеству времени вне конкуренции – лидер Народной партии Тигран Карапетян. Идущий следом премьер-министр Серж Саркисян отстал на несколько часов! Разгадка оказалась простой. У Карапетяна собственный телеканал, на котором он разве что передачи не ведет, и любое его появление на «собственном» экране так или иначе носило агитационный характер. По части позитивной информации не оказалось конкурентов у премьер-министра. Его антипод – Левон Тер-Петросян. Первому президенту досталось. Впрочем, это касается не только телепередач. Многие из моих собеседников, отнюдь не симпатизирующие нынешним властям, не желали прощать первому президенту тяжелейшие годы энергокризиса, голода, безработицы. У художника Гаруна Мкртчяна на стене висит натюрморт, иллюстрирующий тот период: у закоптевшей керосиновой лампы на тарелке лежит кусок фиолетового хлеба. И это не какая-то гипербола или метафора – такой был хлеб, и неизвестно, из чего его выпекали. «Я понимаю, что СССР развалился, землетрясение произошло, война шла в Карабахе, была блокада, но тем не менее как забыть, что это связано с Тер-Петросяном», – сказал он мне, так и не ответив, за кого будет голосовать во вторник. И такая неопределенность – отличительная черта нынешних выборов.

Если в мае прошлого года из разговоров с жителями Армении мне довольно точно удалось оценить ситуацию и итоги парламентских выборов вполне соответствовали ощущениям и предположениям, то сейчас картина очень размытая. Причем большинство собеседников, утверждавших, что еще не определились с выбором, – отнюдь не кривили душой. Некоторые, объясняя причину, по которой готовы отдать голос за претендента А, вдруг сами же начинали сомневаться в правильности своего решения и склонялись к тому, что В, пожалуй, ничем не хуже, а то и превосходит А. Похоже, прав был один из кандидатов в президенты, бывший премьер-министр Вазген Манукян, заметивший, что армянский электорат на этот раз ему непонятен: утром говорят, что будут голосовать за дашнакцаканов, днем – за Саркисяна, вечером – за Тер-Петросяна или за кого-то еще.

Психолог Арам Нерсесян подобную «коллизию» склонен объяснять крайне агрессивной кампанией большинства соискателей президентского кресла. «С одной стороны, люди хотят перемен, а Серж Саркисян большинству представляется адептом политики уходящего Роберта Кочаряна. Но при этом появляется вопрос: а не станет ли от перемен хуже? Отсюда такие массовые колебания от одного кандидата к другому», – сказал «НГ» Нерсесян.

Сегодня, если, конечно, не появится необходимость во втором туре, Армения получит нового президента, которому предстоит в ближайшие 5 лет решать комплекс сложнейших задач: от карабахского урегулирования до повышения социально-экономического уровня. ЦИК начнет подсчет голосов в 20.00 по местному времени. До этого вряд ли удастся выяснить потенциального или промежуточного победителя – по взаимному согласию властей, оппозиции, третьего сектора etc., экзит-полы проводиться не будут. До оглашения итогов никаких комментариев от представителей ЦИКа не последует. В воскресенье вечером было распространено официальное сообщение ЦИКа, в котором говорится о том, что избирательные бюллетени доставлены во все населенные пункты Армении и все участки готовы к работе.

Уходящий президент Армении Роберт Кочарян на встрече с журналистами обратился к оппозиционным кандидатам с призывом не выходить за рамки закона после выборов и не раскачивать устои Армении. Кто это сделает, «будет иметь дело с государственной машиной», сказал Кочарян.

Как после выборов будут складываться отношения с Москвой? В Ереване бытует мнение, что они не зависят от имени нового президента Армении – она по-прежнему останется союзником России. Хотя в стране есть политики, которые ратуют за более интенсивные взаимоотношения с Западом.

Ереван


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
659
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1640
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2542
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1737

Другие новости