0
1811
Газета Дипкурьер Интернет-версия

18.06.2007 00:00:00

Содружество раздирают серьезные двусторонние взаимные претензии

Тэги: снг


снг

За пятнадцать с лишним лет существования СНГ вопрос, почему альянс находится в аморфном состоянии, не сходит с повестки дня. Предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на июньском неформальном саммите глав государств Содружества в Санкт-Петербурге о рассмотрении одного (!) вопроса в год – лишь подтверждает неэффективность организации. И такое положение не назовешь нелогичным. Когда в некой условной группе из трех субъектов отношения двух из них натянуты, то наивно надеяться, что «объединенная троица» может стать устойчивой развивающейся структурой – этого не допустят противоречия между «парой».

В СНГ – 12 стран, и найти нормальные двусторонние отношения между отдельными представителями альянса непросто, при том что практически у всех есть претензии к России, остающейся главным субъектом Содружества. Более того у некоторых государств – масса претензий друг к другу. Достаточно серьезных, чтобы надеяться на то, что они в перестройке Содружества по образцу Европейского Союза, что предлагается для наполнения СНГ реальным смыслом, не станут неодолимым препятствием.

БЕЛОРУССИЯ

Россия. Отношения в кризисе. В апреле 1996 года был подписан договор о создании Союзного государства. Предполагалось, что на территории двух стран будет создано Единое экономическое пространство со свободным перемещением людей, капиталов и товаров. Планировалось, что сначала российский рубль станет единым платежным средством Союзного государства, а затем появится некая общая валюта. Однако Белоруссия ограничила вхождение на свой рынок и российского капитала, и товаров, и, выдвинув неприемлемые условия, фактически отказалась от идеи единой валюты. После этого Россия объявила о переходе на рыночные отношения с Белоруссией, повысила цены на газ, изменила условия поставки нефти. Минск в ответ обвинил Москву в срыве союзных договоренностей и намерении лишить страну независимости, включив в состав РФ. Последний год прошел под знаком ⌠торговых войн■. Сегодня стороны рассчитывают, что подписание в конце марта межправительственного соглашения о развитии торгово-экономического сотрудничества положит конец этим войнам.

Украина. Украина не признает наличие госдолга перед Белоруссией. В то время как в Минске считают, что он составляет сумму почти в 150 млн. долл. – в период распада СССР Белоруссия оплатила некий объем продукции, но не получила. В Киеве на это отвечают, что поставщиком выступало не государство, а субъекты хозяйствования. Ситуацию усугубляет то, что Минск увязывает вопрос урегулирования финансовых обязательств Украины с ратификацией белорусско-украинского договора о госгранице, подписанного в мае 1998 года. Коме того, Белоруссия подозревает Украину в намерении поделиться ⌠оранжевой заразой■. Киев, ориентированный на Европу, во всем поддерживает позицию ЕС в отношении Белоруссии и старается свести контакты с недемократичным Александром Лукашенко к минимуму. При этом привечает представителей белорусской оппозиции.

Молдавия. Не так давно стороны констатировали нереализованный потенциал двусторонних торгово-экономических отношений. Молдавия не начала реализацию ни одного из предложенных Белоруссией проектов (сборка белорусских троллейбусов, тракторов и т.д.). В начале этого года Молдавия прекратила поставки виноматериалов в Белоруссию, движимая желанием увеличить поставки вина бутилированного. В феврале прекратились и поставки вина бутилированного, поскольку молдавским поставщикам в Белоруссии не продали акцизные марки. ⌠Винный конфликт■ завершился в конце марта созданием СП, через которое возобновились поставки в Белоруссию. Имеются у сторон и политические разногласия. После последних президентских выборов в Белоруссии Молдова поддержала декларацию ЕС о признании их итогов недействительными. Ориентированная на Европу Молдавия иногда позволяет себе высказывания о недемократичности белорусской власти, что вызывает раздражение официального Минска.

Грузия. Минск опасается ⌠экспорта■ из Тбилиси революции. Граждане этой страны, подозреваемые властями Белоруссии в революционных наклонностях, депортировались из страны. Тбилиси в свою очередь считает белорусскую власть недемократичной, что препятствует политическому диалогу на высшем уровне. При этом Тбилиси признателен Минску за то, что, несмотря на давление Москвы, белорусский рынок остался открытым для грузинских вин и минеральных вод и не ужесточила визовый режим с Грузией. Тем не менее особого потепления это вызвало.

Армения. Претензии не зафиксированы. На дипломатическом уровне выражалось сожаление, что торговые отношения не столь высокого уровня, как могли бы быть.

Азербайджан. В этом году отношения активизировались. Стороны обмениваются визитами на высоком уровне, прорабатывается возможность реализации ряда крупных совместных проектов, в том числе в топливно-энергетической сфере. Речь, в частности, идет о переработке азербайджанской нефти на белорусских НПЗ.

С центральноазиатскими странами нет ни раздражающих факторов, ни показательных примеров продуктивного сотрудничества. С Киргизией в последнее время отношения сдвинулись с ⌠нулевой точки■, в сентябре ожидается визит Александра Лукашенко в Бишкек.

УКРАИНА

Россия – все еще остается номинальным главным стратегическим партнером Украины. Наиболее болезненными в отношениях с Москвой для Киева остается цена на энергоносители и тотальная энергетическая зависимость. Острыми также являются вопросы дислокации Черноморского флота РФ на территории Украины, значительное присутствие российского капитала в приватизационных процессах на Украине, взаимозависимость двух стран в авиационной, космической и военной промышленности, подписание договора о зоне свободной торговли без изъятий и ограничений. В последнее время участились обвинения в адрес Москвы во вмешательстве во внутренние дела Украины. Россия в свою очередь упрекает Украину в недостаточном участии в ЕЭП, в проблемах нелегальной трудовой миграции, ущемлении русского языка на территории Украины, в чрезмерной евроатлантической устремленности. Неурегулированным пока остаются взаимные территориальные претензии в Азово-Керченском проливе.

Белоруссия. Украина не признает наличие госдолга перед Белоруссией. В то время как в Минске считают, что он составляет сумму почти в 150 млн. долл. – в период распада СССР Белоруссия оплатила некий объем продукции, но не получила. В Киеве на это отвечают, что поставщиком выступало не государство, а субъекты хозяйствования. Ситуацию усугубляет то, что Минск увязывает вопрос урегулирования финансовых обязательств Украины с ратификацией белорусско-украинского договора о госгранице, подписанного в мае 1998 года. Коме того, Белоруссия подозревает Украину в намерении поделиться ⌠оранжевой заразой■. Киев, ориентированный на Европу, во всем поддерживает позицию ЕС в отношении Белоруссии и старается свести контакты с недемократичным Александром Лукашенко к минимуму. При этом привечает представителей белорусской оппозиции.

Молдавия. В рабочем порядке решаются таможенные вопросы. Особое место занимают отношения с Приднестровьем. Координационный совет общественных организаций непризнанной Приднестровской Молдавской Республики в свое время обратился к Украине с просьбой отменить распоряжение о введении новых таможенных правил на участках приднестровско-украинской границы, которое привело к полной экономической блокаде Приднестровья. Напомним, согласно молдавско-украинскому межправительственному соглашению все грузы, перемещаемые через украинско-приднестровскую границу, должны проходить таможенное оформление в Молдавии. К тому же не в полной мере урегулированы вопросы признания собственности – Кишинев претендует на передачу ему ряда домов отдыха и пансионатов на берегу Черного моря.

Грузия. Отношения подчеркнуто дружественные. В период украинской оранжевой революции Грузия выступила на стороне политических сил, возглавляемых Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. Тбилиси и Киев тесно сотрудничают в формате ГУАМ, в планах по реализации энергетических проектов по поставкам каспийских нефти и газа в Европу в обход России. Украина является важным военным партнером Грузии и серьезным поставщиком военной техники для модернизирующейся грузинской армии. Отношения между двумя странами подкрепляются личной дружбой между президентами.

Армения. Серьезных противоречий нет. Однако Ереван не может радовать тесное сотрудничество Украины с Азербайджаном в военной сфере. На дипломатическом уровне выражалось сожаление, что уровень торговых отношений ниже потенциала.

Азербайджан. Претензии не зафиксированы.

Казахстан. Украина обеспокоена возможным отказом Казахстана от участия в создании нефтяного маршрута Одесса–Гданьск в обход России с использованием уже существующих трубопроводов Одесса–Броды и Плоцк–Гданьск. От участия Казахстана во многом зависит дальнейшее продвижение проекта, поскольку ресурсов Азербайджана для его реализации недостаточно. В противном случае идея создания транскаспийских трубопроводов с участием Украины в обход России потерпит фиаско. Президент Виктор Ющенко не раз призывал Казахстан принять участие в проекте.

Узбекистан. Украина претендует на реализацию инвестиционных проектов по разработке газовых месторождений на территории Узбекистана, а также хотела бы принять участие в реконструкции узбекской части газотранспортной системы, с целью увеличения импорта газа из Туркмении и Узбекистана.

Узбекистан, хотя и недостаточно настойчиво, но добивается возврата госдолга Украины за 1992–1993 гг., который составляет 49,7 млн. долл.

Между странами не работает соглашение о зоне свободной торговли, подписанное еще в 2004 г. – тогда Украина и Узбекистан впервые в СНГ ввели режим свободной торговли без изъятий.

Туркмения. Украине так и не удалось подписать долгосрочные газовые соглашения для стабильных поставок по фиксированным ценам, что позволило бы добиться большей независимости от главного поставщика России. В свою очередь Ашхабад давно поднимает тему возврата долгов за газ. Впрочем, окончательная сумма на сегодня не определена. При этом между странами достигнута договоренность о том, Украина поставит Туркмении в счет погашения долга трубопрокатной продукции на 55,1 млн. долл. Отношения двух стран изрядно испортил скандал, когда сразу после смерти президента Туркменбаши в Киев по приглашению высокопоставленного украинского чиновника из разных стран Европы прибыли туркменские оппозиционеры, не скрывавшие претензий на активное участие во внутриполитической жизни Туркмении.

Таджикистан. Претензии не зафиксированы.

Киргизия. До недавнего времени Киргизия добивалась выплаты долга, возникшего на момент распада СССР, и не давала согласия на вступление Украины в ВТО. Согласно последним договоренностям, задолженность будет погашена путем технической и гуманитарной помощи, и не будет иметь статус внешнего государственного.

МОЛДАВИЯ

Россия. Начиная с 1991 года (момент провозглашения независимости Молдавии) основным требованием Кишинева к Москве был вывод российских войск с территории Приднестровья. В 1993 году эта претензия вошла отдельным пунктом в специальное соглашение ОБСЕ. Согласно этому документу, Россия должна была эвакуировать остатки бывшей 14-ой армии и вывезти из восточного региона Молдавии оружие и боеприпасы в 1999 году. Однако склады российских вооружений все еще остаются в Приднестровье, а вместе с ними и военнослужащие, их охраняющие. Потому требования о ликвидации российского военного присутствия в Молдавии остаются актуальными и сегодня. Более того, они являются одним из кардинальных моментов, влияющих на общую атмосферу молдавско-российских отношений. В последнее время они далеки от заявленного в базовом двустороннем договоре курса на особое стратегическое партнерство и дружбу.

Вывод российских войск тесно увязан еще с одной глобальной проблемой молдавской внутренней и внешней политики – урегулированием приднестровского конфликта. В канву переговоров по разрешению этой проблемы вписана еще одна претензия руководства Молдавии к России: Кишинев настаивает на том, чтобы Москва перестала экономически и политически опекать Тирасполь, а российские миротворцы либо вовсе покинули зону безопасности на Днестре, либо из сочувствующей сепаратистам (так утверждают молдавские политики) категории трансформировались бы в нейтральную структуру.

Обижаются в Кишиневе и на то, что Россия закрыла свой рынок для молдавского вина, который молдаване почти полтора года не могут разблокировать.

В области политики российские претензии к Кишиневу касаются только Приднестровья, в котором проживают 100 тыс. граждан РФ. Этот факт Москва использует как основной аргумент при мотивации собственных интересов в регионе. РФ не поддерживает экономическую блокаду региона, организованную Кишиневом при поддержке Киева, и пытается ⌠выторговать■ на переговорах по урегулированию конфликта максимально выгодные для русскоязычного региона условия вхождения в общий с Молдавией дом.

В сфере торгово-экономических отношений нарекания по отношению к молдавской продукции есть у Роспотребнадзора. Российские эксперты предъявили претензии к качеству молдавских вин, ранее поступавших в РФ.

Молдавия входит в межгосударственное объединение ГУАМ (Грузия–Украина–Азербайджан–Молдавия), претендующее на статус ⌠стратегического■. С остальными членами СНГ – отношения ровные, не отягощенные ни особыми претензиями, ни тесным партнерством.

ГРУЗИЯ

Россия – жесткий кризис. Отношения резко ухудшились после прихода в Грузии к власти президента Михаила Саакашвили, который открыто обвиняет Россию в поддержке сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии, в посягательстве на территориальную целостность страны. Пик кризиса пришелся на осень прошлого года. С тех пор между Тбилиси и Москвой практически нет транспортного сообщения, лишь в конце мая Россия частично возобновила выдачу въездных виз гражданам Грузии. Поставки грузинской продукции на российский рынок запрещены. В Тбилиси считают, что Москва таким образом наказывает Грузию за ⌠излишнюю самостоятельность■, за твердый курс Грузии на интеграцию в НАТО, за сотрудничество с США. В противовес Грузия всячески тормозит завершение двусторонних переговоров по вступлению России в ВТО.

Москва со своей стороны обвиняет Тбилиси в проведении антироссийской политики по всем направлениям. Многие грузинские и российские аналитики считают, что причиной кризиса стали личные отношения между президентами Саакашвили и Путиным. Надежды на улучшение после встречи президентов на саммите в Санкт-Петербурге малы.

Белоруссия. Минск опасается ⌠экспорта■ из Тбилиси революции. Граждане Грузии, подозреваемые властями Белоруссии в революционных наклонностях, депортировались из страны. Тбилиси в свою очередь считает белорусскую власть недемократичной, что препятствует политическому диалогу на высшем уровне. При этом Тбилиси признателен Минску за то, что, несмотря на давление Москвы, белорусский рынок остался открытым для грузинских вин и минеральных вод и не ужесточила визовый режим с Грузией. Тем не менее особого потепления это вызвало.

Украина. Отношения подчеркнуто дружественные. В период украинской оранжевой революции Грузия выступила на стороне политических сил, возглавляемых Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко. Тбилиси и Киев тесно сотрудничают в формате ГУАМ, в планах по реализации энергетических проектов по поставкам каспийских нефти и газа в Европу в обход России. Украина является важным военным партнером Грузии и серьезным поставщиком военной техники для модернизирующейся грузинской армии. Отношения между двумя странами подкрепляются личной дружбой между президентами.

Армения – отношения ровные, однако ни в политике, ни в экономике той динамики, что присуща, например, грузино-азербайджанским отношениям, не наблюдается. В условиях полной блокады транспортных магистралей Армении со стороны Азербайджана и Турции Грузия по своей железной дороге через свои черноморские порты обеспечивает связь Еревана с внешним миром. Сложности в межгосударственных отношениях периодически возникают из-за проблем южногрузинского региона Джавахети, населенного преимущественно армянами. В Тбилиси периодически предъявляют претензии к Еревану из-за поддержки армянских радикально-националистических организаций этого региона, поднимающих вопрос о предоставлении Джавахети статуса автономии. Не забывают в Тбилиси и то, что во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. на стороне сепаратистов воевал батальон имени маршала Баграмяна, сформированный из живущих в Абхазии армян. Возмущение Тбилиси вызвали планы Еревана занять нишу винодельческих продуктов после введенного Россией против Грузии торгового эмбарго.

Армения со своей стороны время от времени выражает недовольство отсутствием должного внимания властей Грузии к социальному развитию Джавахети. Разочарование Еревана вызвало участие Грузии в железнодорожном проекте Баку-Тбилис-Ахалкалаки-Карс, затеянном в обход Армении. В Ереване также считают завышенными тарифные ставки Тбилиси в сфере транспорта, главным образом, на железной дороге. Периодические споры возникают по поводу национальной принадлежности исторических памятников, главным образом, церквей.

Азербайджан. Отношения стратегического партнерства. В их основе участие Грузии как транзитной страны в реализации азербайджанских энергетических и транспортных проектов (нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан и газопровод Баку–Тбилиси–Эрзерум, проектируемая железная дорога Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс). Азербайджан и Грузия являются партнерами в рамках организации ГУАМ. У Баку, правда, периодически возникают претензии к Тбилиси из-за проживающей в Грузии азербайджанской диаспоры. Кроме того, в последнее время обострились противоречия по поводу монастырского комплекса Давид–Гареджи, часть которого находится на грузинской территории, а часть – на азербайджанской и используется для нужд погранвойск Азербайджана.

Казахстан. Отношения в последние годы активизировались. Казахстан становится одним из крупнейших инвесторов в экономику Грузии, активно внедряется в гостиничный бизнес Грузии, особенно в Аджарии, вкладывает крупные средства в грузинскую энергетику (компания ⌠КазТрансГаз■ является владельцем тбилисской газораспределительной сети). В политическом плане отношения ровные. Власти Грузии не раз заявляли, что поддержат кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году.

Узбекистан. Отношения не выходят за рамки дипломатических. Контактов на уровне высшего руководства немного – в основном в формате саммитов СНГ. Товарооборот минимальный. Разочарование в Грузии вызвало решение Узбекистана выйти из состава ГУАМ. Но взаимных претензий между Тбилиси и Ташкентом не зафиксировано.

Туркмения. Претензии Ашхабада после частичного погашения Грузией многомиллионного многолетнего долга за газ путем поставок продукции и ремонта туркменских военных самолетов на тбилисском авиационном заводе сошли на нет. Со сменой власти в Туркмении грузинская сторона рассчитывает, что эта страна присоединится к энергетическим проектам, в которых активно участвует сама Грузия. В Тбилиси ожидается визит президента Гурбангулы Бердымухаммедова, которого в дни петербургского саммита в Грузию пригласил лично Михаил Саакашвили.

С двумя другими центральноазиатскими государствами – Таджикистаном и Киргизией особых отношений не замечено. Хотя в ходе революции в Киргизии, официальный Тбилиси, как уже стало привычным, выступил с заявлениями в поддержку ⌠революционеров■ и даже ⌠десантировал■ в Бишкек небольшую делегацию участников грузинской революции роз.

АРМЕНИЯ

Россия – ⌠стратегическое партнерство■. При этом Ереван негативно относится к ценовой политике Москвы в сфере энергетики, недоволен простаивающими предприятиями, переданными России в счет госдолга, встревожен участившимися убийствами армян в России, хотя официальные структуры Армении эти преступления местной общественности пытаются преподнести, как чисто криминальные, не имеющие этнических причин.

К претензиям Москвы можно отнести замечание Владимира Путина о том, что не Россия занимает первое место в списке торговых партнеров Армении. Впрочем, с недавних пор это ⌠оплошность■ устранена.

Белоруссия. Претензии не зафиксированы. На дипломатическом уровне выражалось сожаление, что торговые отношения не столь высокого уровня, как могли бы быть.

Украина. Серьезных противоречий нет. Однако Ереван не может радовать тесное сотрудничество Украины с Азербайджаном в военной сфере. На дипломатическом уровне выражалось сожаление, что уровень торговых отношений ниже потенциала.

Грузия – отношения ровные, однако ни в политике, ни в экономике той динамики, что присуща, например, грузино-азербайджанским отношениям, не наблюдается. В условиях полной блокады транспортных магистралей Армении со стороны Азербайджана и Турции Грузия по своей железной дороге через свои черноморские порты обеспечивает связь Еревана с внешним миром. Сложности в межгосударственных отношениях периодически возникают из-за проблем южногрузинского региона Джавахети, населенного преимущественно армянами. В Тбилиси периодически предъявляют претензии к Еревану из-за поддержки армянских радикально-националистических организаций этого региона, поднимающих вопрос о предоставлении Джавахети статуса автономии. Не забывают в Тбилиси и то, что во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. на стороне сепаратистов воевал батальон имени маршала Баграмяна, сформированный из живущих в Абхазии армян. Возмущение Тбилиси вызвали планы Еревана занять нишу винодельческих продуктов после введенного Россией против Грузии торгового эмбарго.

Армения со своей стороны время от времени выражает недовольство отсутствием должного внимания властей Грузии к социальному развитию Джавахети. Разочарование Еревана вызвало участие Грузии в железнодорожном проекте Баку-Тбилис-Ахалкалаки-Карс, затеянном в обход Армении. В Ереване также считают завышенными тарифные ставки Тбилиси в сфере транспорта, главным образом, на железной дороге. Периодические споры возникают по поводу национальной принадлежности исторических памятников, главным образом, церквей.

Азербайджан – состояние невозобновления огня. Ведутся нерезультативные переговоры по урегулированию карабахского конфликта. Руководство Азербайджана не исключает возможность применения военной силы для освобождения оккупированных территорий, если проблему не удастся решить мирным путем.

На дипломатическом уровне Ереван при подходящих случаях выражает сожаления по поводу слабо развитых отношений с Молдавией, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменией, Таджикистаном, Киргизией, но дальше этого дело не идет, исключая формат ОДКБ.

АЗЕРБАЙДЖАН

Россия – отношения ровные. На политическом уровне говорят о стратегическом партнерстве. При этом Баку негативно относится к военному сотрудничеству Москвы с Ереваном, переброске российской военной техники и вооружений из Грузии в Армению и находящейся в этой стране российской военной базы. Баку также недоволен ограничениями прохода своих судов через канал Волго-Дон, позицией российских государственных телеканалов и академических изданий в освещении истории Азербайджана и карабахского конфликта, встревожен положением своих соотечественников в России и участившимися фактами убийства азербайджанцев.

К ответным претензиям Москвы можно отнести усиление позиций Запада и США в Азербайджане, а также интенсифицирующееся сотрудничество Баку с НАТО.

Белоруссия. В этом году отношения активизировались. Стороны обмениваются визитами на высоком уровне, прорабатывается возможность реализации ряда крупных совместных проектов, в том числе в топливно-энергетической сфере. Речь, в частности, идет о переработке азербайджанской нефти на белорусских НПЗ.

Украина. Стратегическое партнерство.

Грузия. Отношения стратегического партнерства. В их основе участие Грузии как транзитной страны в реализации азербайджанских энергетических и транспортных проектов (нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан и газопровод Баку–Тбилиси–Эрзерум, проектируемая железная дорога Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс). Азербайджан и Грузия являются партнерами в рамках организации ГУАМ. У Баку, правда, периодически возникают претензии к Тбилиси из-за проживающей в Грузии азербайджанской диаспоры. Кроме того, в последнее время обострились противоречия по поводу монастырского комплекса Давид–Гареджи, часть которого находится на грузинской территории, а часть – на азербайджанской и используется для нужд погранвойск Азербайджана.

Армения – состояние невозобновления огня. Ведутся нерезультативные переговоры по урегулированию карабахского конфликта. Руководство Азербайджана не исключает возможность применения военной силы для освобождения оккупированных территорий, если проблему не удастся решить мирным путем.

С центральноазиатскими государствами у Азербайджана развивающиеся отношения. Особенно перспективными видятся возможные совместные энергетические проекты с Казахстаном и Туркменией, с которой в период президентства Сапармурата Ниязова возникали споры по вопросам принадлежности каспийских углеводородных месторождений. Баку пытается найти общий язык с новым руководством Туркмении.

КАЗАХСТАН

Россия – долгосрочное ⌠стратегическое партнерство■. При этом Москва ревниво относится к политическим амбициям Астаны, тесным контактам с Западом, в частности, с США. Основные претензии Москвы на деле касаются возможного участия Астаны в энергетических проектах в обход России. Кроме того, настороженность Москвы вызвала ⌠Новая военная доктрина Казахстана■, предусматривающая перевод компонентов оборонительной системы Казахстана на образцы Североатлантического альянса.

Белоруссия. На Минск возлагаются серьезные надежды на поддержку интеграционных устремлений Астаны.

Украина. Украина обеспокоена возможным отказом Казахстана от участия в создании нефтяного маршрута Одесса–Гданьск в обход России с использованием уже существующих трубопроводов Одесса–Броды и Плоцк–Гданьск. От участия Казахстана во многом зависит дальнейшее продвижение проекта, поскольку ресурсов Азербайджана для его реализации недостаточно. В противном случае идея создания транскаспийских трубопроводов с участием Украины в обход России потерпит фиаско. Президент Виктор Ющенко не раз призывал Казахстан принять участие в проекте.

Грузия. Отношения в последние годы активизировались. Казахстан становится одним из крупнейших инвесторов в экономику Грузии, активно внедряется в гостиничный бизнес Грузии, особенно в Аджарии, вкладывает крупные средства в грузинскую энергетику (компания ⌠КазТрансГаз■ является владельцем тбилисской газораспределительной сети). В политическом плане отношения ровные. Власти Грузии не раз заявляли, что поддержат кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году.

Азербайджан. Перспектива масштабных совместных энергетических проектов.

Узбекистан – конкурент Казахстана в вопросах регионального лидерства. Раздражение Ташкента вызывают интеграционные идеи президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с амбицией на главенствующую роль в Центральной Азии. Очень болезненный вопрос – раздел водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи. Несмотря на то, что приграничные вопросы урегулированы, тем не менее Узбекистан имеет исторические претензии на ряд городов Чимкентской и Кзыл-Ординской областей, перешедших Казахстану в 1920-х годах.

Туркмения – после прихода к власти Гурбангулы Бердымухаммедова, отношения стали приобретать динамизм. Нурсултану Назарбаеву удалось ⌠зажечь■ соседа интеграционными идеями. Между Казахстаном и Туркменией будет проложена новая железнодорожная линия вдоль Каспийского моря, по которой туркменские грузы через Казахстан будут доставляться в Россию и Европу. Между странами заключено соглашение об обмене медиа-продукцией.

Таджикистан – экономические связи. Казахстан активно скупает таджикские банки. Масса подписанных в 2006 г. во время визита президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Астану документов торгово-экономического характера практической реализации пока не получила, что вызывает разочарование Душанбе. В свою очередь Казахстан считает Таджикистан неготовым для сотрудничества, однако условия, которые выдвигает сам для развития связей, Душанбе настораживают – таджикская сторона опасается фактического поглощения промышленности и сельского хозяйства могущественным и куда более развитым соседом.

Киргизия – партнерство. В апреле стороны подписали соглашение о сотрудничестве. Бишкек не против покровительства более мощного соседа, несмотря на звучащие все чаще упреки в фактическом поглощении этой страны Казахстаном. Тревогу в определенных бишкекских кругах вызывает активность Казахстана в приобретении объектов отдыха на озере Иссык-Куль, по закону принадлежащих Киргизии. При этом киргизские власти на официальном уровне поддержали идею Нурсултана Назарбаева о создании Центрально-азиатского экономического союза.

УЗБЕКИСТАН

Отношения с Россией ⌠отягощены■ госдолгом 700 млн. долл., который, правда, Москва во избежание обострений пока не склонна требовать категорически. Между Узбекистаном и Россией подписан ряд соглашений о сотрудничестве, в республике работают ⌠Лукойл■, ⌠Газпром■ и другие крупные компании, создано СП ⌠УзРосАвиа■ по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24 на Чирчикском авиационном ремонтно-механическом заводе. Но уровень сотрудничества Ташкенту видится недостаточным. В частности, власти Узбекистана обвиняют ⌠Газпром■ в нарушении инвестиционных обязательств – речь идет о недостаточном, по мнению узбекской стороны, темпе работ на месторождении ⌠Шахпахты■.

Украина. Украина претендует на реализацию инвестиционных проектов по разработке газовых месторождений на территории Узбекистана, а также хотела бы принять участие в реконструкции узбекской части газотранспортной системы, с целью увеличения импорта газа из Туркмении и Узбекистана.

Узбекистан, хотя и недостаточно настойчиво, но добивается возврата госдолга Украины за 1992–1993 гг., который составляет 49,7 млн. долл.

Между странами не работает соглашение о зоне свободной торговли, подписанное еще в 2004 г. – тогда Украина и Узбекистан впервые в СНГ ввели режим свободной торговли без изъятий.

Грузия. Отношения не выходят за рамки дипломатических. Контактов на уровне высшего руководства немного – в основном в формате саммитов СНГ. Товарооборот минимальный. Разочарование в Грузии вызвало решение Узбекистана выйти из состава ГУАМ. Но взаимных претензий между Тбилиси и Ташкентом не зафиксировано.

Казахстан – конкурент в вопросах регионального лидерства. Раздражение Ташкента вызывают интеграционные идеи президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с амбицией на главенствующую роль в Центральной Азии. Очень болезненный вопрос – раздел водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи. Несмотря на то, что приграничные вопросы урегулированы, тем не менее Узбекистан имеет исторические претензии на ряд городов Чимкентской и Кзыл-Ординской областей, перешедших Казахстану в 1920-х годах.

С Туркменией с 2002 года после покушения на Туркменбаши был ужесточен пропускной режим на узбекско-туркменской межгосударственной границе. Более того, Ашхабад обвинил в Ташкент в укрывательстве лидеров туркменской оппозиции, а позже объявил посла Узбекистана персоной нон-грата. Также имеют место приграничные конфликты, связанные с борьбой за контроль над водными богатствами. Между Узбекистаном и Туркменией наблюдается жесткая схватка за приграничное нефтяное месторождение ⌠Кокдумалак■. В соответствии с межправительственным соглашением разработкой месторождения более десяти лет занимается ⌠Узбекнефтегаз■, передавая часть добытой нефти туркменской стороне. Но Ашхабад обвиняет соседей в умышленном занижении объемов поставок. С приходом к власти в Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова ситуация начала меняться в лучшую сторону, и Ташкент заговорил о готовности присоединиться к региональным энергетическим проектам.

С Таджикистаном отношения столь напряженные, что некоторые участки межгосударственной границы заминированы. Ташкент периодически обвиняет Душанбе в том, что через территорию Таджикистана в Узбекистан пытаются прорваться боевики ИДУ (Исламское движение Узбекистана) с целью захвата власти и создания в регионе Туркестанского эмирата. Узбекистан требует закрытия таджикского алюминиевого завода, указывая на экологические проблемы. Узбекские власти предъявляют претензии по созданию гидроэнергетических объектов на приграничных реках, и разработке механизмов сезонной переброски избытка электроэнергии между Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном. Узбекистан направила ноту протеста Таджикистану в связи с намерениями начать строительство ГЭС на реке Зерафшан, что якобы вызовет ухудшение оросительной системы в четырех областях Узбекистана, и требует отказаться от этого проекта.

Главное требование Таджикистана, кстати, и Киргизии к Узбекистану – разминировать границу, которую Ташкент заминировал, не дожидаясь делимитации и демаркации. С 2000 года на таджикско-узбекской границе произошло около 70 взрывов, в результате которых пострадали 155 граждан Таджикистана, из них погиб 71 и ранены 84 человек. В числе пострадавших – 36 детей, из которых погибло 19. Эти требования Узбекистан игнорирует. Также игнорируется требование отменить ⌠транзитный запрет■, в результате которого Душанбе почти 10 лет не может получать грузы через территорию Узбекистана.

Существуют также межэтнические противоречия – более половины таджиков проживает в экономически отсталых и неразвитых районах Узбекистана: Сурхадарьинской, Ферганской, Кашкадарьинской областях. Среди населения наблюдается катастрофический уровень безработицы на фоне резкого демографического роста, и крайне низкая социальная активность. В то же время в Таджикистане имеется крупная узбекская диаспора, численностью более 1 млн. человек, занимающая в количественном отношении второе место после титульной нации. Узбекские общины, наоборот, активно влияют на экономическую и политическую жизнь Таджикистана, лоббируя ⌠свои■ интересы и интересы соседнего Узбекистана. Узбекские анклавы в Таджикистане сплоченны, мобильны, имеют свои финансовые и административные ресурсы воздействия на Душанбе. Видимо, для президента Таджикистана Эмомали Рахмона узбекская ⌠оппозиция■ – серьезная головная боль на ближайшее время. Расселение этнических групп таджиков и узбеков практически на 50% не соответствует границам и географическому положению национальных государств – Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Это, соответственно, создает почву для многочисленных противоречий, самыми опасными из которых являются межэтнические.

Официальный Душанбе также возмущен визовым режимом, который в одностороннем режиме ввел Ташкент. Вместе с тем Узбекистан, вступив в ЕврАзЭС, в соответствии с январским решением 2006 года стран-участниц организации, обязан был до конца 2006 года присоединиться, в частности, к договору по безвизовым поездкам граждан Таджикистана и Узбекистана.

На территории Киргизии – два узбекских анклава Сох и Шахимардан, в которых живет до 50 тыс. человек. В свою очередь и в Узбекистане имеется киргизский анкл


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
708
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
874
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
1011
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
973

Другие новости