0
8610
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.10.2013 00:01:00

Россия–КНДР: соседей не выбирают

Александр Жебин

Об авторе: Александр Захарович Жебин – кандидат политических наук, руководитель Центра корейских исследований ИДВ РАН.

Тэги: кндр, политика, экономика


кндр, политика, экономика Министр железных дорог КНДР Ким Ен Сам и президент РЖД Владимир Якунин открыли реконструированный железнодорожный участок Хасан–Раджин. Фото Reuters

В минувший уикенд исполнилось 65 лет со дня признания Советским Союзом нового государства в Северо-Восточной Азии – Корейской Народно-Демократической Республики, провозглашенной 9 сентября 1948 года.
Пожалуй, трудно в наши дни назвать еще какую-либо страну, по поводу отношений с которой у нас велись бы столь жаркие споры вплоть до того, а нужны ли они вообще с режимом, который в большинстве наших СМИ предстает не иначе как в образе «зла», отражая стереотип, навязчиво и довольно умело навязываемый западной, прежде всего американской, пропагандой.
В поисках баланса интересов
 После освобождения Кореи и появления двух корейских государств в 1948 году и до конца 80-х годов СССР, главным образом по идеологическим соображениям, признавал только одно из них – КНДР – и игнорировал второе – Республику Корея (РК). Затем после известных перемен во внешней и внутренней политике СССР и установления им 30 сентября 1990 года дипотношений с РК началось стремительное сближение Москвы с Сеулом и столь же быстрое охлаждение с Пхеньяном.
Причиной столь резкой смены курса стала сильная идеологизация отношений России с КНДР, только в отличие от советского периода теперь уже с прямо противоположным знаком. Наиболее наглядно это проявилось в истории с публичным отказом тогдашнего руководства РФ от договора 1961 года с КНДР, ставшего одной из ключевых опор тогдашней архитектуры безопасности в СВА.
Результатом такого курса стала существенная утрата Москвой влияния на полуострове. Это выразилось в отстранении де-факто России от урегулирования первого ядерного кризиса в Корее 1993–1994 годов и участия в создании Организации по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО), а в последующем – от переговоров (в конечном счете оказавшихся неудачными) по созданию нового механизма по поддержанию мира в Корее взамен Соглашения о перемирии 1953 года, которые получили название четырехсторонних (США, КНР, КНДР и РК).
Эта череда внешнеполитических загогулин подтолкнула российское экспертное сообщество, а затем и политическое руководство к поиску более сбалансированной линии в отношении полуострова. Был сделан вывод о необходимости стоять в Корее, образно говоря, на двух ногах, поддерживать ровные добрососедские отношения с обоими корейскими государствами. Пришло понимание того, что перекосы в политике России в пользу одного из них будут неизбежно снижать возможности для оказания Москвой влияния на корейские дела, вести к падению заинтересованности в России как в партнере у обеих корейских сторон и других участников урегулирования в Корее.
Оптимальной моделью баланса интересов России на Корейском полуострове является, видимо, такая система отношений России с каждым из корейских государств, которая исключала бы возможность использования этих отношений кем-либо из них в ущерб связям Москвы с другим корейским государством.
Помнить о хорошем, работать на будущее
Подписание в 2000 году нового межгосударственного Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и КНДР, три встречи на высшем уровне между Владимиром Путиным и Ким Чен Иром в 2000–2002 годах, визит Путина в РК в 2001 году завершили продолжавшийся почти все 90-е годы период корректировок и формирования корейской политики России, отвечающей национальным интересам российского государства и новым международным реалиям.
Продолжив линию на поступательное развитие связей с РК, Россия вместе с тем не намерена пренебрегать своими весьма существенными политическими и экономическими интересами на севере полуострова.
В советский период при нашем содействии там было построено около 70 современных предприятий в ключевых отраслях экономки, которые давали от трети до двух третей соответствующей продукции. Получившие образование в СССР многие тысячи северокорейских специалистов до сих пор составляют инженерный и научно-технический костяк, позволяющий функционировать северокорейской экономике в условиях продолжающейся уже шесть десятилетий торгово-экономической блокады со стороны США.
Наше искусство, кино и литература пользовались огромной популярностью и до сих пор востребованы в КНДР. Так, в конце 80-х годов по северокорейскому телевидению ежегодно демонстрировалось около 150 наших художественных и документальных фильмов. Наши знаменитые фольклорные коллективы – «Березка», Ансамбль имени Игоря Моисеева, народные хоры, почти позабытые у нас в 90-е, по несколько раз в год приглашались в КНДР, где встречали восторженный прием полных залов. Русский язык, доминировавший среди иностранных, хотя и серьезно потеснен в последние годы английским, остается среди ведущих и преподается в средних школах. Так что возможности для возрождения наших связей на основе прагматизма и задействования нашей мягкой силы в КНДР налицо.
Только что закончившийся саммит АТЭС подтвердил решимость России добиваться реализации широкомасштабных транспортных, газовых и электроэнергетических проектов и их огромную значимость для социально-экономического развития всего региона. Состоявшаяся в конце минувшего месяца церемония открытия реконструированного участка железной дороги Хасан (РФ) – Раджин (КНДР) показала, что наши страны добились первого успеха в осуществлении этих планов.
    
Ядерная проблема: перестроиться надо всем
С момента возникновения ядерной проблемы в Корее Москва решительно выступила за безъядерный статус полуострова. В то же время Россия настойчиво добивается урегулирования этой проблемы политико-дипломатическими методами, выступает за должный учет законных интересов безопасности и экономического развития всех расположенных в этом регионе государств как наиболее правильного пути к обеспечению прочного мира и стабильности в Северо-Восточной Азии.
Как следует из высказываний Владимира Путина, Россия не склонна возлагать всю вину за создавшуюся ситуацию исключительно на КНДР. «На фоне страстей вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи невольно начинаешь задумываться о том, как возникают риски распространения ядерного оружия и кто их усиливает. Есть ощущение, что участившиеся случаи грубого и даже силового вмешательства извне во внутренние дела стран могут стимулировать те или иные авторитарные режимы (да и не только их) к обладанию ядерным оружием. Нравится это нам или нет, но то, что внешнее вмешательство подталкивает к такому ходу мыслей, – факт… Необходимо сделать все возможное, чтобы соблазн заполучить ядерное оружие ни перед кем не маячил. Для этого и самим борцам за нераспространение надо перестроиться, особенно тем, кто привык наказывать другие страны с помощью военной силы, не дав поработать дипломатии», – указывал российский руководитель.
Позиция России в связи с запуском в КНДР спутника 12 декабря 2012 года такова: у Пхеньяна есть право на использование космического пространства в мирных целях. Однако на данном этапе это право ограничено соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН. Как только созреют условия для снятия санкций (о необходимости создания которых хорошо известно Пхеньяну), никаких ограничений на реализацию права на мирное освоение космоса и атомной энергетики у КНДР не будет.
Москва не раз призывала Пхеньян избегать действий, подпитывающих эскалацию напряженности на Корейском полуострове. Одновременно Россия ожидает максимальной сдержанности и ответственности от всех расположенных в регионе государств и готова и дальше совместно с партнерами по шестисторонним переговорам продолжать усилия по нормализации обстановки и возобновлению переговорного процесса.
На основе добрососедства и прагматизма
 В России понимают, что по известным причинам она утратила то место во внешней политике КНДР, которое принадлежало СССР. Даже в те времена Пхеньян нередко выстраивал свои отношения с Вашингтоном без оглядки на Москву и учета интересов ее безопасности, как это случилось во время теперь уже почти позабытого захвата северокорейцами американского разведывательного корабля «Пуэбло» в 1968 году, породившего кризис, по накалу близкий к карибскому.
Похожая ситуация возникает и в связи с ракетно-ядерными программами КНДР. В нынешней обстановке не стоит исключать возможность самых неожиданных разворотов в ее поведении. Поэтому степень поддержки и понимания, на которую может рассчитывать КНДР со стороны России, видимо, должна быть прямо пропорциональна готовности Пхеньяна консультироваться с Москвой по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы нашей безопасности.
В одной из своих предвыборных статей, опубликованных в начале 2012 года, Владимир Путин напомнил, что «у КНДР и России – общая граница, а соседей, как известно, не выбирают», и пообещал «продолжать активный диалог с руководством этой страны, развивать добрососедские связи, одновременно выводя Пхеньян на решение ядерной проблемы». В свою очередь, для КНДР по-прежнему важно демонстрировать США и их союзникам, а также Китаю наличие московской альтернативы. Так, пожалуй, можно было бы суммировать ответ на поставленный в начале статьи вопрос.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
212
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
356
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
496
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
372

Другие новости