0
1542
Газета Культура Интернет-версия

23.09.1999 00:00:00

Как сумбур стал классикой

Тэги: концерт, конкурс, квартет


МАЛО КОМУ из русских композиторов удалось охарактеризовать апокалиптичные и в то же время гротесковые лики уходящего ХХ века так пронзительно точно и глубоко, как Дмитрию Шостаковичу. То, что когда-то именовалось сумбуром, формализмом и какофонией, теперь воспринимается не иначе как классическое наследие, хотя музыка Шостаковича при всей своей эмоциональности не стала с годами проще для восприятия. Эта музыка требует душевного труда и интеллектуального усилия. Недаром именно на Шостаковиче проверяются мировоззренческие свойства всех современных музыкантов.

Пятый международный конкурс струнных квартетов имени Шостаковича, переехавший в этом году из Петербурга в Москву, открылся в Концертном зале имени Чайковского исполнением "запрещенной" трагической Четвертой симфонии. За пульт симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Ю.Симонова встал долгожданный гость, признанный исследователь и интерпретатор музыки Шостаковича Геннадий Рождественский, впервые продирижировавший Четвертой в 1962-м в Эдинбурге и Лондоне.

Ни одна из симфоний Шостаковича не рождалась в таких муках и не имела столь драматичной истории. В работу над Четвертой вторгается разгромная кампания 1936 года - одна за другой в "Правде" выходят статьи "Сумбур вместо музыки" (об опере "Леди Макбет Мценского уезда") и "Балетная фальшь" (о балете "Светлый ручей"). Начинается проработочная эпопея. На обличительные собрания Шостакович не является. Потом он скажет: "Надо иметь мужество не только на убийство своих вещей, но и на их защиту. Так как второе сейчас невозможно и бесполезно, то я ничего не предпринимаю..." Хроникой внутреннего противостояния композитора внешнему миру в этот тяжелый для него период и станет Четвертая симфония. Первое исполнение было намечено на конец ноября 36-го года. Репетировал главный дирижер Ленинградской филармонии Фриц Штидри. Европейскую премьеру захотел провести Отто Клемперер. Одобрение выразил обычно беспощадный в оценках Мясковский. Но тучи сгущались. Дирекция, напуганная возможностью новых скандалов, попросила Шостаковича отменить премьеру, дабы не ставить филармонию под удар. Премьера состоялась в Москве через 25 лет - 30 декабря 1961 года Четвертую симфонию впервые исполнил оркестр Кирилла Кондрашина.

Сегодня Четвертая - достаточно редкий гость в московской афише, не каждому оркестру и не каждому дирижеру она по силам, так как требует поистине титанического размаха и универсального, мудрого мастерства (и, как еще кажется, нужно быть просто сильным человеком). Помнится, какое ошеломляющее впечатление оставила трактовка Бернарда Хайтинка, когда он дирижировал Четвертой два года назад в том же КЗЧ на гастролях Молодежного оркестра Европейского союза. В сопоставлении с теми воспоминаниями игра оркестра МГФ показалась как менее эмоциональной, так и менее изощренной. К счастью, энергетика и умение Рождественского делали этот недостаток не столь ощутимым. Растворившееся в тишине вибрато струнных на pianissimo в финале симфонии было потрясающим.

Четвертая симфония напутствовала в трудный конкурсный путь 13 струнных квартетов из России, Италии и Турции (возрастной ценз - 140 лет на четверых, старшему не должно быть больше 40). Своеобразие нынешней программы в том, что во II туре конкурсантам предлагается обязательная программа: Фортепианный квинтет (!) соль минор Шостаковича и Второй квартет Карена Хачатуряна, сочиненный по заказу конкурса. В III туре, на который будет допущено не более пяти квартетов, все участники пройдут испытание автобиографической музыкой Шостаковича - Восьмым до-минорным квартетом на тему DSCH. Призовой фонд - на достойном европейском уровне (это немаловажная заслуга ассоциации "Д.Шостакович" и ее вице-президента Ирины Антоновны Шостакович): первая премия - 20 тыс. долларов, вторая - 13, третья - 8, а также два диплома по 2 тыс. долларов и спецпризы от Министерства культуры, филармонии, квартета имени Бородина, ассоциации "Слава/Глория" и семьи Шостакович. Жюри возглавляет виолончелист бородинского квартета Валентин Берлинский. Среди судей литовский маэстро Саулюс Сондецкис, художественный руководитель квартета "Орландо" Стефан Метц (Нидерланды), примариус (в течение 40 лет) знаменитого "Амадеус-квартета" британец Норберт Брайнин, участник "Файн Артс-квартета" Ефим Бойко (США).

Искусство струнного квартета дуалистично по своей природе - это искусство штучное, индивидуальное и в то же время ярко коллективное. Хорошо, что есть конкурс, который хотя бы на короткое время выдвигает этот достаточно элитарный жанр на авансцену нашей музыкальной жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
945
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1269
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1588
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1106

Другие новости