0
1062
Газета Культура Интернет-версия

25.11.2002 00:00:00

Просветления Удальцовой

Тэги: удальцова, живопись, авангард


Из всех амазонок русского авангарда 10-30-х Надежда Удальцова отличалась девичьей гибкостью. Она восторженно отдавалась новым европейским веяниям. И один раз отдавшись выбору, фанатично его отстаивала. Отучившись в парижской мастерской Ля Палетт, привезла в Москву кубизм раннего Пикассо и немедленно возвела его в квадратную степень конструкций Татлина. Затем стала соратницей Малевича, подготовила для него сборник "Супремус" и массу графических композиций, но после нескольких деспотических выходок отца-основателя с досады записала в 19-м году: "С супрематизмом покончила. Больше с ними не выставляюсь".

Когда во ВХУТЕМАСе в 20-е годы разгорались споры насчет того, чтобы сбросить живопись с корабля современности, Удальцова в пику радикалам вывешивает над своими картинами рукодельный плакат "Комната профессионалов живописи". Как раз в это время намечается ее творческий и семейный союз с Александром Древиным, а вместе с ним и возвращение к классике: к пейзажу, к цветописи и к отвлеченной философии. До тех пор пока саму Удальцову вместе с оппонентами и друзьями не выкинули с корабля, отлучив от всех официальных учреждений (супруг ушел из дома в 38-м и не вернулся - до своей кончины в 58-м она не хотела верить, что он расстрелян).

Ретроспектива на Неглинной - зале, специализирующемся на авангарде, - последовала почти сразу за шумной экспозицией игральных карт соратницы Удальцовой Ольги Поповой. Кажется, две выставки повторяют знаменитый проект Музея Гуггенхайма - каждой женщине-авангардистке свою нишу. Но в отличие от американского проекта с подчеркнуто феминистским уклоном (были ведь женщины в русских селеньях!) галерея Марины Лошак задумала игру потоньше и для своего зрителя.

Попова, например, получилась чуть не гадалкой и провидицей: каждая ее картина - ребус, где зашифрованы друзья и коллеги. Удальцова, в свою очередь, представлена далеко не только кубизмом, абстрактной графикой и небрутальными супрематическими опытами (самый ее знаковый товар). Из семейных архивов вынуты детские рисунки цветными карандашами: королевичи и принцессы, семейные праздники, обстановка комнат глазами гимназистки. То, что рисовали тысячи старорежимных девочек, но ни одна и не думала, что предугадывает примитивизм и "Бубнового валета".

Вслед за детством неожиданно идут поздние (после супрематизма) вещи: серия начала 30-х, создававшаяся во время путешествия с Древиным на Алтай и в Армению. Поздняя графика откровенно отсылает к Ван Гогу и Сезанну, если вообще не к буддийской Шамбале: человек на фоне вечной природы, горы и кони, только иногда, как шаманский ритуал, подъем флага над свежесрубленным сельсоветом. Удальцова заявляет о себе как типичный европейский модернист. Если не сказать больше - как просто художница без феминистских претензий.

Ситуация, когда в 10-е годы русские авангардистки произвели переворот в распределении труда, превратившись из моделей и верных подруг художников в художниц par exalance, и впрямь достойна модного гимна. Приятно воспеть их мужественность и напор. Но в случае с Удальцовой стоит сказать еще и об авангарде женственности. О том, к чему склонна патриархальная дама - к обустройству дома, к украшению его обоями и цветами, к созданию среды. В этом плане дизайн (одежда, мебель), вышедший из революции, - заслуга женственности. Само время и мужья требовали не вышивания крестом, а коллажей, не холстов с маслом, а объектов, не ручьев с оленятами, а кряжистых алтайских гор с заброшенными и задавленными землепашцами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1091
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
864
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1040
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
690

Другие новости