0
4821
Газета Культура Интернет-версия

16.01.2004 00:00:00

Алтынай Асылмуратова: "Школьный экзамен - не показательный суд"

Тэги: асылмуратова, балет, академия, ваганова, система


асылмуратова, балет, академия, ваганова, система Алтынай Асылмуратова.

- Алтынай Абдуахимовна, не могли бы вы изложить популярно, не для специалистов, что такое методика Вагановой?

- Чем всегда ценились русские и советские танцовщики? Особой певучестью и органичностью танца. Методика Агриппины Яковлевны, как никакая другая система, не только ставит крепкие ноги, но дает телесную координацию, когда в танце все связано - голова, руки, корпус, стопы.

- Но не так давно Махар Вазиев, заведующий труппой балета Мариинского театра, резко напал на вагановскую методику. Мол, она устарела и не учитывает нового качества балетного исполнительства в двадцать первом веке.

- Высказывания Вазиева так высказываниями и остались. Можно говорить разные вещи, но доказывать свою правоту надо делом. Я не сторонница публичных дебатов через газеты. Если на деле какие-то вещи противоречат реальности, то и говорить нечего.

- А какие высказывания господина Вазиева противоречат реальности?

- Вопреки его мнению методика Вагановой умереть не может. Как бы официально ни называлась Академия русского балета, мы всегда считались школой Мариинского театра. Многие наши педагоги одновременно работают и в театре. В принципе ведущая балетная школа обязательно должна быть связана с ведущим театром.

- А что для этого нужно? Может быть, общее руководство балетом театра и школой? Не об этом ли говорил на недавних встречах с вами Валерий Гергиев, который, по слухам, приглашал вас возглавить балетную труппу Мариинского театра?

- Я очень люблю школу, работу с детьми. Много сюда вложено. Такие большие машины, как академия, не меняются за один год. Только сейчас, через четыре года после моего прихода, я чувствую, как мы что-то нащупали и потихоньку начинаем собирать. Никаких мыслей о переходе в театр у меня не было. А совмещать две очень ответственные должности... не представляю, как это вообще возможно.

- Кое-кто утверждает, что подлинной системы Вагановой давно уже нет, есть лишь ее официальная внешняя оболочка, за многие годы подмененная личными наработками множества педагогов.

- Существует постоянный дефицит хороших педагогов. Количественно они есть, а вот качественно - не всегда можно поставить пять баллов. Я обязываю наших методистов не дожидаться экзаменов, а ходить по классам, корректировать процесс, особенно у молодых, неопытных учителей, потому что экзамен не должен стать показательным судом над учителями. Но и косности не должно быть.

- Угадать заранее, кто будет хорошо учить, невозможно. Народный артист может оказаться никудышным преподавателем, а простой танцовщик вдруг откроет в себе талант наставника...

- На самом деле можно предугадать кое-что. Есть такие способные танцовщики, они вообще не думают, как танцуют, просто выходят на сцену - и все. А есть менее способные, но думающие. Из таких чаще выходят способные педагоги. Ведь детям нельзя сказать: "Ногу туда, голову сюда, и вертись". Ребенку надо объяснить его собственные ощущения своего тела.

- Мы сами себя уверили за много лет, что наш балет - лучший в мире. Нелегко отказаться от комплекса превосходства. Что вы отвечаете на упреки в плохих стопах, которыми осыпают выпускников российских балетных школ?

- В методиках балетных школ нигде не написано "не следить за стопами". Дело в том, на что обращать особое внимание. Французская школа просто культивирует стопы, это их идея фикс. И результат есть. Если у нас поставить ту же задачу, я уверена, можно добиться тех же результатов. Потому мы и приглашали недавно бывшую приму-балерину Парижской оперы Гилен Тесмар дать класс. Я это сделала не для детей, а для наших учителей. Это было очень интересно. Мы делаем те же самые движения, но у Тесмар акценты по-другому расставлены. Крупные па перемежаются с мелкой техникой, и специально сбивается темп, чтобы мышцы приучались работать в разных скоростях. У нас же на уроке занимаются в одном темпе, все слишком ровно. А ведь в нашей школе все это когда-то было - и мелкая техника, и разные темпы. Я делаю выводы из наблюдений: кто из педагогов пришел на класс Тесмар и, значит, хочет что-то улучшить, а кто решил, что ему это не надо.

- Можно ли подготовить универсального танцовщика, одинаково хорошо владеющего классикой и, скажем, системой модерн-данса Марты Греам?

- Классика не всем по зубам, она самая сложная. В модерне больше допущений, даже по физическим данным исполнителя. Поэтому артист, который имеет классическую подготовку и способное "мягкое" тело, сможет танцевать все. Но у нас в программе есть модерн. Я считаю, что это обязательно нужно школе. Потому что одна классика детей все-таки закрепощает. А модерн, где не надо думать о выворотности и позициях, а требуется сосредоточиться на внутренних пластических ощущениях, в этом смысле очень полезен.

- Как вы считаете, мы в балете сегодня - первые среди равных или равные среди первых?

- Если говорить о балетной педагогике, то наша школа имеет все возможности быть самой лучшей. Хотя проблем много. Всегда хочется набирать более способных к балету детей. Но это вопрос природы.

Санкт-Петербург-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
888
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
863
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
828
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
779

Другие новости