0
1114
Газета Культура Печатная версия

16.11.2006 00:00:00

Рождественская пастораль

Роман Берченко

Об авторе: Роман Берченко - музыкальный критик, доктор искусствоведения, научный сотрудник Института искусствознания.

Тэги: орган, бах, органист


В Концертном зале имени Чайковского состоялся второй концерт абонемента Московской филармонии «Музыка христианских богослужений». Выступал представитель немецкой органной школы – Вольфганг Церер, лауреат международных конкурсов в Брюгге и Инсбруке.

Уроженец Пассау, Церер окончил Венскую академию музыки по классам органа, дирижирования, клавесина и церковной музыки, стажировался в Амстердаме у знаменитого клавесиниста, органиста и дирижера Тона Коопмана. В 1989 году стал профессором органа в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге.

Представляя исполненные сочинения, прежде всего напомним о важной роли, которую играет в цикле Рождества сюжет поклонения пастухов. С ним в европейском искусстве связан жанр пасторали. Выбор музыканта пал на пьесу Мессиана «Пастухи» (из цикла «Рождество Господне») и знаменитую Пастораль фа-мажор Баха. Публика услышала и другие баховские произведения, связанные с рождественской тематикой праздничным и в то же время нежным, чуть приглушенным колоритом, – Прелюдию и фугу соль-мажор и Трио-сонату ре-минор. Панораму немецкого барокко дополнили опусы старших современников Баха: прелюдия Николауса Брунса (ученика великого Дитриха Букстехуде), а также хоральная обработка Матиаса Векмана (ученика другого гения – Генриха Шютца). Для Церера давно не существует технических преград (особо впечатляет виртуозное владение музыканта клавиатурой для ног – органной педалью, соло на которой были сыграны безукоризненно и пластично). Однако наиболее важная черта его – стилистическое чутье, проявляющееся прежде всего в выборе регистров, тембровой палитре (как известно, в органной музыке этот компонент в значительной мере является прерогативой исполнителя, поскольку в мире не существует двух одинаковых органов и каждый инструмент по-своему уникален). Если в сочинениях эпохи барокко и классицизма Церер выявлял дух Рождества через мягкие, пастельные краски, используя в основном регистры, воспроизводящие тембры деревянных духовых инструментов, то в Хорале Франка под руками органиста словно зазвучал симфонический оркестр романтиков с его мощью и резкими контрастами.

«Пастухи» Мессиана тоже запомнились тембровыми находками – имитацией перезвона колоколов на фоне аккордов-«гроздьев», напоминающих то ли плывущие облака, то ли далекое эхо в величественных католических соборах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ползучая децентрализация власти

Ползучая децентрализация власти

Сейчас федеральный Центр видит в губернаторах творческих союзников, а не безынициативных исполнителей

0
964
Крепкий аргумент. Сказ о том, почему в ласках мэра Южно-Курильска нет ничего эротического

Крепкий аргумент. Сказ о том, почему в ласках мэра Южно-Курильска нет ничего эротического

Фалет

0
1105
COVID-19 как зеркало современного мира

COVID-19 как зеркало современного мира

Дмитрий Квон

Три очень разные по политическому устройству страны демонстрируют фантастическую устойчивость к коронавирусной заразе

0
1231
ОАЭ заплатили Асаду за срыв сделки Путина и Эрдогана

ОАЭ заплатили Асаду за срыв сделки Путина и Эрдогана

Игорь Субботин

Принц Абу-Даби рассчитывает на удар Дамаска по турецким силам

1
10726

Другие новости

Загрузка...
24smi.org