0
3651
Газета Культура Интернет-версия

28.05.2007 00:00:00

Серпом по полиэтилену, или Парниковый эффект

Тэги: персефона, стравинский, театр


персефона, стравинский, театр Сати Спивакова на время рассталась с ролью светской львицы.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Старый и, в общем, не очень-то приличный анекдот вспоминался на премьере «Персефоны», драматической оратории Стравинского, которую в минувшую субботу разыграли на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки как одно из главных событий фестиваля «Черешневый лес»:

Вопрос: Чем отличается педагог от педофила?

Ответ: Тем, что педофил любит детей по-настоящему.

Впрочем, и представление было соответствующим, на мой взгляд – не очень приличным. Справедливости ради, зал Дома музыки был наполовину пуст (или, наоборот, заполнен наполовину), и это при том, что партер был снят (для удобства расположения Национального филармонического оркестра России). Правда, среди гостей было немало лиц, причисляемых к отечественной артистической элите (Николай Цискаридзе, Владимир Спиваков и другие), и, судя по цветам и аплодисментам, увиденное не вызвало у них протеста.

Итак, «Персефона», сочинение Игоря Стравинского, композитора, которому у нас пока больше, чем кому-то другому, везет на такие вот сценические версии (полтора года назад Московская филармония показала «Эдипа», в июне будет второй спектакль, теперь вот «повезло» «Персефоне»). Московский международный дом музыки: на позапрошлом фестивале «Владимир Спиваков приглашает...» на той же сцене Серебренников показал свою версию мистерии Онеггера «Жанна д`Арк на костре» с Фанни Ардан в заглавной партии (или – роли?), опыт все, по-моему, без исключения, сочли удачным, так что не странно, что для «второй попытки» была приглашена та же постановочная команда.

Правда, «роль Фанни Ардан» в этот раз досталась Сати Спиваковой, она сыграла Персефону. Что ж, Сати Спивакова – красавица, светская львица, за плечами имеет актерское образование и, в общем, с той ролью, которая была ей определена режиссером Кириллом Серебренниковым, справилась. Безо всякой попытки умалить или принизить ее роль, стоит, наверное, сказать, что на сцене Дома музыки Сати Спивакова играла привычную для себя роль, ведь светская жизнь – это нескончаемая череда испытаний, это красивые проходы среди несчислимых дьявольских искушений (строго по древнегреческому мифу). Ну вот.

Художник Николай Симонов выстроил на сцене небольшую теплицу, изнутри застеленную травяным ковром. Было ясно, что полиэтилен в какой-то момент порвут, но мало кто догадался, что рвать его будут серпами. То есть рвут оригинально, с фантазией.

Хранителя подземного царства Аида изображает мужчина-стриптизер. Свое мастерство он демонстрирует, хотя обнажается не до конца. Зато по сцене голышом носится обнаженная девушка, и шесть женщин зрелого возраста, обитательниц подземного мира, тоже обнажаются. Правда, по пояс. А голая девушка потом, когда надо что-то сказать про гранатовый сок, обливается этим соком и, вся в соку, как в крови, опасно извивается на столе с серпом в руке, изображая что-то действительно адское. Ну и одновременно поворачивая к публике и стоящему в этот момент на сцене ребенку все свои прелести. Все это происходит, когда сводный хор Академии хорового искусства под управлением Виктора Попова поет: «Скажи нам, Персефона, что сумерки таят?.. И что скрывает ад?» Глядя на сцену, понятно – что именно.

Cовершенно ясно, что во всех поворотах музыкального и театрального сюжета Серебренников старался уйти от банальной иллюстративности. Но желание быть оригинальным все время приводит постановщика к еще большей банальности. Так бывает.

Оркестр играл слаженно (за что спасибо худруку оркестра Владимиру Спивакову и румынско-австрийскому дирижеру Иону Марину), про солиста, тенора Марата Гали, что-то определенное сказать трудно, так как голос его был усилен микрофоном. Меня же, не скрою, не покидала одна «внесюжетная» мысль: в воскресенье на той же сцене открывался международный детский фестиваль «Москва встречает друзей», дорогое детище Владимира Спивакова. И тут на сцене тоже был ребенок. На месте родителей, увидев бы подобную «Персефону», я бы своих детей ни на какой фестиваль уже не пустил... Потому как либо голые старухи и девушка с серпом, которые вытворяют все свои фокусы на глазах у ребенка, либо забота о детях.

А иначе какая-то несъедобная и даже неприличная каша выходит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
214
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
358
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
497
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
372

Другие новости