Штокхаузен, пионер и фюрер новейшей музыки.
Умер немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен – фигура культовая, фигура одиозная.
Без преувеличения можно сказать: Штокхаузен был пионером и фюрером Новейшей музыки – музыки, которая создавалась после Второй мировой войны. Он осознавал свою миссию (или даже свое мессианство) того, кто начал совершенно новый этап в истории музыки. Он назвал середину ХХ века – когда разрушенные города сровнялись с землей – «часом ноль», от которого ведет отсчет создание принципиально другой музыки, ибо, согласно одному из идеологов послевоенного авангарда философу Теодору Адорно, писать стихи после Освенцима – преступление, то есть невозможно пользоваться традиционными средствами, традиционным языком композиторов прошлого.
У композиторов поколения Штокхаузена творческая необходимость начать с нуля была обусловлена необходимостью жизненной. Штокхаузен остался сиротой: его отец пропал без вести в конце войны, а мать, страдавшую душевным расстройством, фашисты уничтожили в 1941-м. Пройдя лишения, Штокхаузен все-таки окончил Высшую школу музыки Кельна, в этом же 1951 году завершил сочинение в сериальной технике «Перекрестная игра». Примерно в это же время начал преподавать композицию на летних курсах Новой музыки в Дармштадте – кузнице западно-европейского авангарда. Многие годы он был занят развитием электронной композиции, руководил студией электронной музыки Западнонемецкого радио. В конце 70-х Штокхаузен уединился в своем поместье в местечке Кюртен под Кельном, чтобы посвятить себя грандиозному плану – созданию гепталогии «Свет», цикла из семи опер (по количеству дней недели), по сути, проясняющего основы мироздания. Три главных героя «Света» – Михаэль, Люцифер и Ева – воплощают три силы: пара антагонистов Михаэль–Люцифер и женщина как символ генеративной эволюции. Новое понятие о средствах композиции, о методах, новое понятие времени, звука (в «Среде», например, есть фрагмент для струнного квартета и вертолетов), наконец, интуитивная композиция (после исполнения которой один из исполнителей оспаривал авторство – внешняя ее суть сводилась к тому, что после нескольких дней воздержания от сна и пищи и медитации исполнитель должен сам найти музыку) – все это завоевание Штокхаузена, композитора и философа (каждое движение его творческой мысли имеет философски обоснованную основу).
Стремление к абсолюту, когда в композиции все идеально выстроено и логически обосновано, позволило Штокхаузену высказывания, от которых вся общественность (и не только музыкальная) испытала шок: «выдающимся произведением искусства» назвал композитор теракты 11 сентября в Америке.
Штокхаузен за пультом, непременно в белом, композитор, вокруг которого вертится мир (по крайней мере музыкальный), – таким запомнится он свидетелям его многих последних публичных выступлений.