0
1843
Газета Культура Интернет-версия

24.12.2009 00:00:00

ГИТИС выбирает

Тэги: гитис, выборы, ректор


гитис, выборы, ректор Кто бы знал, какие нешуточные страсти бушуют за внешне спокойным парадным подъездом ГИТИСа...
Фото с сайта ru.wikipedia.org

Завтра в Российской академии театрального искусства (ГИТИС) – выборы ректора. Кандидатов два – и.о. ректора Карина Мелик-Пашаева и профессор ГИТИСа, известный продюсер Давид Смелянский. Черный пиар несколько скрыл от всеобщего внимания программы кандидатов.

На официальном сайте театральной академии за день до выборов первая новость: «Сегодня, 18 декабря, день рождения у зав. кабинетом режиссерского факультета Марии Петровны Григорьянц. Поздравляем!» Чуть ниже – «Студенты Российской академии театрального искусства на Пушкинском празднике поэзии (4–6 июня 2009 год). Отчет и видеофильм». И лишь после того – информация о выборах ректора с телефоном для справок. Ни имен кандидатов, ни их программ. Я решил восполнить этот пробел, тем более что вокруг обоих кандидатов за прошедшие месяц-полтора, что идет кампания, было сказано много неправды. Хочется сказать правду.

Карина Мелик-Пашаева, профессор, долгие годы – проректор по учебной работе. И.о. ректора была назначена после нескольких часов, проведенных, можно сказать, вне ГИТИСа, когда назначенный Минкультом ректором академии бизнесмен и немного режиссер Юрий Шерлинг попросил проректоров написать заявление об уходе. Из того, что принято называть черным пиаром: Мелик-Пашаева за прошедшие полгода рассталась с одним проректором, взяла на работу двух других, один спустя некоторое время ушел и накануне выборов направил всем-всем-всем письмо о том, какие финансовые нарушения допускаются при полном попустительстве... и как он не может молчать...

Программа Мелик-Пашаевой, я бы сказал, проста, лишена амбиций.

В первом пункте первая строка: «Сохранение и преумножение достижений Академии». Далее: «содействие развитию перспективных образовательных методик, созданных на кафедрах Академии... Укрепление междисциплинарных связей, нацеленное на достижение главной задачи – умение обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов) слаженно работать над созданием спектаклей... и их вхождение в специальную и массовую зрительскую среду. Развитие всех форм учебно-методической, научно-методической и научной работы на всех этапах, включая выход в свет учебных программ, методических пособий, сборников трудов, учебников в традиционном печатном и электронном форматах. Организация различных форм повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Активизация всех форм профессиональной деятельности Академии за ее пределами – в Москве, России, ближнем и дальнем зарубежье. Использование возможностей киберпространства в показе достижений Академии...». Здесь позволю себе поставить отточие: нынешний сайт академии уже мог бы продемонстрировать движение вперед, но, увы, вызывает только печаль.

Важный пункт: «Соблюдение финансовой дисциплины. Рачительное использование средств бюджета, целесообразное и бережное использование средств от внебюджетной деятельности Академии. Открытость и гласность принципов хозяйственной и финансовой политики. Приведение в надлежащее соответствие имущественно-хозяйственного комплекса Академии». Чуть ниже: «Метод работы – эволюционно-консервативный», это – как сегодня принято. Плюс «консолидация всех сил» и «улучшение морального климата. <...> Всему коллективу Академии – расширение форм демократической жизни».

Программа Давида Смелянского, если можно так сказать, смотрит на ГИТИС и видит его не снизу, а сверху, хотя, как и Мелик-Пашаева, он много лет проработал в институте, его окончил, в ГИТИСе защищал диссертацию. Она работает в академии больше 20 лет, он – 17, в общем, оба – давно. Она много лет была проректором, он – 30 лет на руководящей, административной работе. Как говорится, квиты. Программа Смелянского исходит из того, что, как он сам говорит, «наступил момент, когда ГИТИС топчется немножко на месте. Я хочу употребить весь свой опыт для того, чтобы продвинуть академию вперед». И начинает программу похоже – с «преемственности традиций». Зато дальше, по пунктам: «ГИТИС – школа будущего российского театра», «ГИТИС в театральном пространстве России», «ГИТИС в мировом сообществе театральных школ». Хотя, с одной стороны, предлагая превратить академию, кроме прочего, еще и в школу повышения квалификации руководителей театра, то есть уже поствузовского образования, он «опускается» и до столовых – как в учебных корпусах, так и в общежитии: «Педагоги и студенты должны иметь возможность питаться качественно и недорого».

Вокруг выборов, я уже сказал, было много неправды. Например, защищая Мелик-Пашаеву, ссылались на то, что ее соперник в отличие от нее не знает, сколько сегодня в академии факультетов. В программе написано: сейчас – восемь. Но Смелянский на этом не останавливается: «По сути, мы превратились в университет, и было бы логично оформить этот статус юридически».

Мелик-Пашаева пишет об «эволюционно-консервативном методе», Смелянский, также не выпадая из модной струи, предлагает создать Студенческий инновационный центр, который будет «содействовать процессу объединения факультетов, созданию модели профессионального театра еще на уровне обучения, продвижению имиджа Академии во внешний мир». То есть предлагает построить нечто вроде модели театра, на ранних этапах соединяя студентов режиссерского, актерского, постановочного и продюсерского факультетов, уча их сотрудничеству с самого начала учебы. Одна из целей вполне практическая: помочь дипломным спектаклях пожить еще какое-то время после того, как студенты уже окончат курс.

Не позабыв про модные инновации, Смелянский оговаривается: никаких революций не будет, если ректором станет он. Главное – творческая атмосфера, все предлагаемые перемены – ради нее.

В программу закладывает Давид Смелянский и разнообразные формы «внеаудиторной работы», ежемесячные мастер-классы, встречи с ведущими мастерами, вроде тех, что когда-то случались, – помнится, в пору моей учебы в ГИТИСе Наталья Крымова уговорила Сергея Юрского прийти и рассказать о своей работе за границей «по методу Михаила Чехова». Пожалуй, это дало нам, студентам, больше многих часов иных лекций. Еще один важный пункт второй программы – повышение зарплаты педагогам. Противники говорят: обманывает, это же не ректорская прерогатива. Но также все знают: в Школе-студии МХАТ зарплаты намного выше. Давид Смелянский по опыту своей работы в театре Et Cetera обещает создать Попечительский совет и с его помощью поднять денежное довольствие. Этого нам правительство и вправду не запрещает. И это он, думаю, сделать сумеет: известно же, что «Продюсеры», которые обошлись театру в 50 млн. руб., а от государства получили только 2,5.

Один из слухов, которым сопровождались эти выборы, что, мол, Смелянский приведет с собой команду предыдущего ректора, Марины Хмельницкой. Что здесь страшного, если иметь в виду, что именно из этой команды происходит Карина Мелик-Пашаева, лично я понять не могу. Но Смелянский оказался перед неприятной дилеммой: скажешь «не приведу никогда» – и обидишь людей, в общем, ни в чем не виноватых, скажешь «приведу»... Но это, по словам Давида Яковлевича, будет неправдой, поскольку он думает о новой, молодой команде: «Должна быть молодая кровь, которая будет работать, опираясь на опыт и тех, кто сегодня уже работает в ректорате».

Большое внимание – издательской деятельности, сделать так, чтобы издавались лучшие лекции сегодняшних мастеров («Золотая библиотека ГИТИСа», «Настольные книги выдающихся мастеров театра» и т.д.), чтобы какие-то книжки, которые выпускает сегодня ГИТИС, становились учебниками «для всей высшей театральной школы».

Давид Смелянский обещает «ввести в практику ежегодный отчет ректора общему собранию института». Но важнее, мне кажется, – укрепление связей с СТД (в частности, с СТД), что может помочь появлению совместных «проектов, направленных на укрепление связей с театрами России». И еще важно, на мой взгляд, что прямо и косвенно в программе Давида Смелянского возникает тема филиалов ГИТИСа, отвергнутых весной по причине их неважной с юридической точки зрения оформленности. «Нужно, – говорит Давид Смелянский, – наладив связи с комитетом по культуре Госдумы, пробивать законность тех или иных идей. Можно же то, что происходило в ГИТИСе, рассматривать в двух направлениях – совершены административные нарушения, я не иронизирую по этому поводу, а с другой стороны, сама идея обучения в регионах – благородная, и надо добиться законодательной законности происходящего. Проблема есть? Есть, нарушений быть не должно, все должно быть по закону, по странному, но закону. Но нельзя вычеркивать эти филиалы, забывать о них навсегда только потому, что в какой-то момент эта идея не была подкреплена соответствующими пунктами законов».

И, пожалуй, последнее, чтобы не было «исходного неравенства» в правде (или в неправде?). Противники Смелянского говорят, что у Давида Яковлевича много забот и без ГИТИСа. Это так. Но он говорит: «Я не собираюсь ГИТИС взять одним из проектов. ГИТИС, если я выиграю эти выборы, на следующие пять лет - это главный проект моей жизни». Собственно, как и для Мелик-Пашаевой.

Пока всё. А выбирать, конечно, преподавателям и студентам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
773
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
813
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1066
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
771

Другие новости