0
2312
Газета Культура Интернет-версия

22.04.2010 00:00:00

Виллисы с человеческим лицом

Тэги: балет, премьера, жизель


балет, премьера, жизель Сцена из Лионской «Жизели».
Фото с официального сайта Музыкального театра

Воскресным вечером 18 апреля московские балетоманы оказались перед непростым выбором. В афишах двух главных столичных театров значилось одно и то же название. На Театральной и Большой Дмитровке давали «Жизель». И оба спектакля – не рядовые. Партию Альберта для своего дебюта на сцене Большого выбрал премьер Американского театра балета (АБТ) Дэвид Холберг, а в Московском музыкальном Балет Лионской оперы представлял скандальную версию Матса Эка.

Участник пафосного проекта «Короли танца-2» Холберг нашей публике запомнился. В жизни субтильный блондин, выглядящий едва ли не на 10 лет младше своих 26, на сцене это – белокурая бестия с фактурой былинного викинга и почти забытой манерой эталонного балетного танцовщика. Эту манеру уроженца Южной Дакоты шлифовали в школе Парижской оперы, а затем в АБТ, премьером которого он стал в 22 года. У Дэвида Холберга великолепная техника, море обаяния, чувство стиля и несомненный актерский дар. А кроме всего этого ему просто очень нравится танцевать. И поэтому зрителю очень нравится на него смотреть. Вдруг со всей непосредственностью сочувствовать тому, что видел уже десятки раз. Партнершей американского гостя была в этот вечер Наталья Осипова. Впервые они вместе танцевали «Жизель» прошлым летом в спектакле АБТ. Теперь же Холбергу пришлось выучить редакцию Владимира Васильева.

После таких вот спектаклей народная молва обычно приписывает партнерам по сцене пылкие романы в жизни. Это всего лишь значит, что свое актерское дело они знают. Тем интереснее будет увидеть следующие их совместные проекты. Правда, повезет пока только американцам. На сцене АБТ Осипова и Холберг выступят этим летом в «Спящей красавице» и «Ромео и Джульетте».

Парадоксально, но шедевр балетного романтизма через полтора века после его создания послужил поводом для размышлений о вещах более чем земных, а зачастую и неприглядных. Новую «Жизель» один из корифеев европейского современного танца Матс Эк поставил для труппы своей матери «Куллберг-балет» в 1982 году, вызвав реакцию, мягко говоря, неоднозначную. Сохранив музыку Адольфа Адана и общую канву либретто Теофиля Готье, воспитанный на немецком танцевальном экспрессионизме Эк лишил героев права изъясняться высоким языком классики, превратив Жизель в деревенскую дурочку, обольщенную, покинутую и угодившую в конце концов в психушку к таким же помешанным и сексуально голодным «виллисам» в больничных халатах. Словом, посягнул на святое. Многие тогда (а судя по реакции части зала, еще и теперь) восприняли смелую версию именно так. В самом деле, в спектакле Эка нет и следа идиллии. Даже в первом акте. Даже в сельских сценах. В руках его крестьян не цветы, а рогатины. На его крестьянках не бархатные корсажи, а пропотевшие сорочки цвета хаки. Невесть зачем забредшие в деревню благородные городские дамы не так уж и благородны, видя в Жизели род ярмарочной обезьянки на привязи. Ни те, ни другие не стремятся да, пожалуй, и не умеют быть изящными.

Между тем балет о жестокой реальности напрочь лишен реальной жестокости. Сегодня это совершенно ясно. Он полон нежности и сострадания. И Жизель (по крайней мере в первом действии) вовсе не помешанная. Она непосредственна, как дворовый щенок, и потому не знает никаких правил, кроме внутренних побуждений. Ее односельчанин Иларион тоже не такой уж неотесанный. Веревка, которой он норовит привязать любимую, – не цепь для умалишенной, а отчаянная попытка связать их судьбы. Но судьба этой Жизели – человек в белом, нелепом на лоне природы фраке. Она не ведает условностей, а потому не замечает нелепости. И когда Иларион натягивает этот фрак на себя, рассчитывая обмануть подругу, она безошибочно, в буквальном смысле по запаху распознает подмену. Как всякая женщина учует своего. Просто не скажет – это ведь неприлично. Прилично, однако, лгать и не задумываться над тем, что губишь ближнего. Таков Альберт. Его называют заезжим дон-жуаном. Но это до поры. Забыть обманутую деревенскую оборванку он не может. Но и исправить уже ничего нельзя. Жизель ни от кого не ждала зла, и потому ее разум с ним не совладал. Отныне ее окружение – такие же не узнавшие счастья в любви девушки, мечтательные и агрессивные. После лоботомии Жизель уже не слышит запоздалых любовных излияний Альберта. Закружив его в безумном танце, полоумные виллисы выкидывают несчастного голым в реальный мир. Чего уж страшнее. Когда-то Эку казалось, что в классической «Жизели» главная героиня – «единственная, кому, несмотря ни на что, удается сохранить человеческое лицо». Но он гуманист, этот осквернитель святынь. Он не ввергнет нас в пучину черной безнадеги. Вчерашнего счастливого соперника, а теперь до смерти напуганного, голого и беспомощного мальчишку прикроет дерюжкой Иларион. Человек все-таки...

Исполнять хореографию Матса Эка – мечта любой труппы. Но не всякой труппе она по силам. В репертуар Балета Лионской оперы его постановки входят с 1986 года. Премьера «Жизели» состоялась здесь в марте 2009-го. Интересно, что 32 артиста труппы имеют классическое балетное образование, но классику не танцуют. «У наших артистов, – говорит худрук театра Йоргос Лукос, – достаточно любопытства, чтобы помимо классики заниматься еще и другими техниками». Дело, однако, не только в любопытстве. Классические шедевры – штука дорогостоящая и многолюдная. Нужна труппа минимум человек в 50. Позволить себе такое может только Парижская опера. Так что развитию современного танца парадоксальным образом способствуют и финансовые затруднения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
949
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1281
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
985
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
815

Другие новости