0
1460
Газета Культура Интернет-версия

27.09.2010 00:00:00

"Я могу интуитивно предугадать успех"

Тэги: кино, театр, новости


кино, театр, новости В своем театре Сергей Безруков контролирует творческую составляющую.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Сергей Безруков открыл свою театральную компанию. Еще одна новость: 3 октября в Москве стартует уникальный театральный проект – первый интернет-театр «Свободная площадка». На сцене Театра киноактера будет исполнен музыкально-поэтический спектакль «Хулиган» с Сергеем Безруковым в главной роли, который будет в режиме прямого эфира транслироваться на интернет-портале «ТеатрТВ», где и располагается «Свободная площадка» (www.teatrtv.com). Об этом Безруков собирается подробно рассказать в четверг, 30 сентября, в Центре имени Мейерхольда. А о новой театральной компании Сергей БЕЗРУКОВ рассказал корреспонденту «НГ» Григорию ЗАСЛАВСКОМУ.

– Сергей, первый вопрос: зачем? Когда и без того столько театров, зачем себе на голову эту головную боль надо было выдумывать?

– Наверное, это мечта каждого актера – собственное дело... Понятно, когда у тебя нет своей площадки, это еще не совсем театр. Но самое главное – театр в душе... Это момент роста, когда понимаешь, что хочется что-то свое. Я остаюсь актером Театра Табакова, я его люблю, я в нем вырос. И все равно когда у тебя при этом имеется еще и свое собственное дело – это та самая независимость, которая в наше время очень нужна. Актерская профессия – особая зона риска, как любит говорить Олег Павлович, потому что сегодня ты работаешь, завтра нет. Актер все равно зависим. А когда есть свое собственное дело – это и некая гарантия того, что помимо твоей профессии ты еще будешь как-то обеспечивать свое житье-бытье. Есть еще и желание самому строить театральную политику и разобраться, что сегодня нужно зрителю. Когда колесишь по стране, то понимаешь, что люди нуждаются в театре. Сейчас антрепризные постановки порой выигрывают у спектаклей государственного репертуарного театра, потому что больше напоминают Театр, нежели спектакли иных «стационаров». Антреприза сейчас другая, времена, когда играли на стульях, прошли. Сегодняшняя антреприза – это большие сложнопостановочные спектакли.

– Но ведь это куча проблем! Хорошо – пока они счастливо проходили мимо. Надо подписывать какие-то бумаги, а потом придет какая-нибудь комиссия, и выяснится, что ты подписал то, что подписывать не нужно...

– Для этого существует директор, который отвечает за финансовую сторону, я в данном случае контролирую творческую составляющую. Труппы у нас нет, отношения строятся на разовых контрактах с актерами.

– Становясь хозяином дела, постоянно находишься в состоянии провокации: этот режиссер что-то очень многое требует, а этот косо посмотрел... Не поменять ли? Возьму другого, я же хозяин. Я уверен, что любому крупному актеру всегда нужен режиссер.

– Режиссер нужен. Тем более мне как актеру. Более того, я всегда готов к сотрудничеству и всегда готов прислушиваться. А уж насколько статус хозяина может повлиять на взаимоотношения с режиссером – все зависит, наверное, от характера и того и другого. Если все строится на доверии и взаимопонимании, то в театре может быть и два, и три лидера, даже четыре. Хотя, как показывает опыт, выживают только те театры, в которых есть жесткая централизация. Поживем – увидим.

– Опытом Миронова, опытом Меньшикова, тех хороших известных актеров, которые уже открыли свои театры, – им можно воспользоваться? Спросить у них, поговорить?

– Это сложно, у каждого свои секреты, которыми вряд ли стоит делиться. История театра, вообще история своего дела подразумевают некую конфиденциальность. Я думаю, можно наблюдать со стороны, изучая чужой опыт, и обходить те пригорки и ручейки, которые видишь. На ошибках других, понятно, учишься, но и на своих собственных, потому что от своих ошибок ты не застрахован.

– Воображаю себя руководителем такого театра, где ты и премьер, и знаменитый актер, а теперь и руководитель. Самой главной проблемой, думаю, становится – чтобы рядом на сцене были не хуже тебя...

– Успех дела от этого зависит – от равного партнерства, конечно, когда ты не закрываешь амбразуру, когда ты не один, как в хоккее, где ты – форвард, а все остальные тебе просто пасуют. Нет, нужен набор «нападающих». Думаю, сейчас в любом театре возникает проблема – собрать такую команду. Проблема в том, что любой «центрфорвард» сегодня не будет брать много работы в театре, потому что стационарный, государственный театр – это все-таки больше... некая благотворительность, для души. Деньги ты зарабатываешь другим – кино, антреприза, где платят гораздо больше. И набирать много спектаклей в театре просто-напросто невыгодно. Желание играть новые роли в родном театре, конечно, есть. Но новый спектакль – это плюс еще два-три дня в месяц в твоем и так сумасшедшем графике. Вот тебе предлагают новую роль, ты видишь – да, интересная, но... Допустим, у тебя три спектакля в театре, новая работа – это четвертый спектакль, затем пятый. А... что делать с остальной работой?

– Зачем тогда вообще играть в театре?

– Я понимаю, что при наличии своего дела, огромного количества работы, съемок и так далее можно было бы пойти на вольные хлеба, как это сделали некоторые из моих коллег. Я не хочу. «Табакерка» – это дом, это семья. Сейчас у меня здесь три названия: «Похождение...», «Фигаро» и «Мудрец». От каких-то спектаклей пришлось отказаться. Например, от «Психа». Я вырос из этой роли в буквальном смысле, как и из Феликса Круля, – этим героям едва за 20. Им на смену пришли Чичиков и Фигаро. Что касается «Мудреца» – спектакль идет уже много лет, до сих пор актуален, как и сам Островский, но, если возникнет возможность уйти из этого спектакля, я готов к этому. Мне кажется, было бы правильнее ввести на роль Глумова нового актера, пусть вторым составом на первое время. Нужно дать возможность поиграть молодым, как я когда-то играл, когда пришел, например, в «Матросскую тишину» – мощный спектакль. Сначала играл маленькую роль в финале – Женьку-солдата, Потом посчастливилось сыграть и главного героя – Додика Шварца. Это опыт, который очень нужен начинающему актеру. Когда рядом с тобой уже состоявшиеся актеры, которые помогут и прикроют, и сам спектакль уже крепкий, проверенный. Я вводился, допустим, в «Затоваренную бочкотару», когда там играли уже знаменитые Мохов, Смоляков, Беляев, Германова, Тимохина, на которых я молился, когда ходил смотреть спектакли в «Табакерку». Если, допустим, ввести в «Мудреца» молодого актера, у него будет возможность получить хороший актерский опыт, а у меня – сыграть следующую роль в театре.

– Главное – не потерять актера Безрукова. А то открывают театр, а времени и азарта играть уже нет...

– Конечно, актер должен играть, а не руководить. Но можно и совмещать, главное, чтобы было желание играть. Я видел, например, с каким азартом, наслаждением Олег Павлович репетировал в «Женитьбе Фигаро» Альмавиву! Дай бог и мне в его годы сохранить это ощущение. А если его нет, может, и правда, стоит уйти... Но «Табакерка» «Табакеркой», а ведь у меня есть еще другие спектакли, в том числе и антрепризные. Есть мой любимый «Сирано» в продюсерском центре «Арт-Питер», есть «Хулиган» по Есенину. Конечно, планирую играть и в спектаклях моего дела. Сейчас у нас есть спектакль «Страсти по Емельяну», где я играю, – хохмодрама по мотивам ранних рассказов Чехова, с буффонадой, в лубочном стиле и в то же время простая человеческая история, и грустная, и веселая.

– А дальше что? Название у театра есть уже?

– Просто Театр Сергея Безрукова, и пока только один спектакль «Страсти по Емельяну». В перспективе – спектакль о Пушкине, «Страна негодяев» Есенина, постановка Александра Галина, с которым я впервые познакомился, еще будучи студентом, когда играл в спектакле по его пьесе «Крыша». Вообще я открыт для всяческих предложений и экспериментов.

– Есть какие-то обязательства перед людьми, которые дают деньги, или перед директором? Или перед собой, что, например, на протяжении года играю во всех спектаклях, потому что нужно собирать полные сборы?

– Это элементарный закон, и от него некуда деваться – ты должен платить людям зарплату. У популярности есть свои плюсы – мое участие в спектакле гарантирует кассу. Но надо стремиться к тому, чтобы сам по себе спектакль театра хорошо продавался. Главное – качество спектакля. Так происходило в «Табакерке», например, когда сам бренд говорит о том, что можно просто пойти «на театр», зная, что он не выпускает сомнительных спектаклей.

– Идея своего театра, как я понимаю, возникла после того, как возник опыт кинопродюсирования?

– Мне был необходим этот опыт. Но с фильмом история еще не закончена, нужно доснять финал. С прокатчиками, слава богу, договорились, мне уже гарантирован прокат. Прокат – это важно. Потому что иначе непонятно, для чего ты снимаешь картину, все-таки кино должен увидеть массовый зритель. Мне кажется, история у нас интересная – это сказка, в чем-то сродни шварцевским сказкам по своей философии. Как у многих, у нас была проблема с финансированием, год простоя. Но сейчас дело начинает налаживаться. Мне нужно доснять эту сказку, уж коли я взялся за эту историю, которая была, кстати, задумана здесь, в этом кафе, с режиссером Андреем Мамонтовым, с которым мы вместе снимали «Дикое счастье» по Мамину-Сибиряку на Урале...

– А это что?

– Тоже пока есть материал, на завершение которого нужны деньги. Материал хороший, в нем замечательная работа Ирины Скобцевой. Она давно не снималась в кино, но здесь играет мою мать, играет потрясающе. Замечательная работа у Андрея Мерзликина, и Миша Пореченков в эпизоде очень необычен и интересен. А история про Урал, про золотодобытчиков... Надеюсь, доведем и этот проект до ума, помогаем пока Свердловской киностудии...

– Спасаете студию?

– Я спасаю работу, которая мне дорога, которую мы с Андрюшкой сделали. А тут я поделился с ним идеей снять фильм для детей, дальше мы написали сценарий, я нашел инвесторов. Ходил к серьезным взрослым людям и рассказывал им сказку. Они дали деньги, мы начали снимать.

– Может, и мне расскажете?

– Главный герой – 14-летний пацан, это кино про подростков, о том, чего они в жизни хотят, к чему стремятся, но не назидательно, конечно. Нравоучения в их возрасте не воспринимаются. Сейчас большая нехватка отечественного детского кино. Есть «Уолт Дисней» на этом рынке, они очень крепко стоят на ногах и даже заявляют, что во всем мире только они могут делать продукцию для детей и молодежи. А мы что? Ролан Антонович Быков, гениальный актер, был последний, единственный, кто у нас боролся за наше детское кино. Но его уже нет. Мы хотим попробовать. Хотя трудности, бесспорно, есть. Уже то, что мы стояли целый год, о многом говорит. А есть те, кто и на пять лет замораживает свои проекты. Выжить мне, как ни странно, помог Театр Сергея Безрукова. Я заморозил проект на год, но мы смогли сохранить людей, которые над ним работают. Не всех, конечно, но основной состав остался. А это все зарплаты, аренда помещения. Конечно, ситуация в отечественном кино сейчас не простая.

– Что вас обоих – вас и Табакова – сейчас заставляет играть в спектакле «Амадей»?

– (Смеется.) Предлагаете перейти на роль Сальери? Не пойду! Честно, не могу, что-то внутри сопротивляется, может, оттого, что уже 13 лет играю Моцарта. Я начал его играть в 24 года, а по пьесе ему 25. Там есть реплика: «Сколько вам лет?» – «Мне – 25». Мне сейчас 36, а Моцарт умер, когда ему было 35. Думаю, пора заканчивать (смеется). Сколько раз я ловил себя на мысли, что природа Моцарта, такая интуитивная, непредсказуемая, чуждая расчета, мне сродни. Сальери просчитывает, он математик, он «поверяет алгеброй гармонию», а у меня по математике даже в школе было не очень хорошо. Даже в своем театре я худрук, а не директор. И кино, и мой театр – это все возникло из творческого желания попробовать себя в новом качестве, если хотите – в новой роли. Всегда полагаюсь на интуицию, азарт. Я могу интуитивно предугадать успех, но просчитать его порой невозможно даже самому гениальному Сальери. Что ж, поживем – увидим...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1140
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
581
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3199
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2524

Другие новости