0
2328
Газета Культура Интернет-версия

09.12.2013 00:01:00

Бриттен в России

Тэги: музыка, бенджамин бриттен, опера, камерный театр


музыка, бенджамин бриттен, опера, камерный театр Сцена из спектакля «Блудный сын». Фото Ивана Мурзина предоставлено пресс-службой театра

100-летие Бенджамина Бриттена было отмечено нашими культурными институциями с не меньшим воодушевлением, чем 200-летие Вагнера и Верди. Оперные постановки в крупных театрах (одну из них увидим весной – спектакль Михайловского театра «Билли Бад» номинирован на «Золотую маску»), концертные программы, конференции, фильмография, издание книги на русском языке и прочее. 

Британский совет в рамках «Сезонов Бенджамина Бриттена в России» привез исполнителей первого ряда. Кульминация этого цикла – два концерта тенора Иена Бостриджа: камерный вечер в Малом зале консерватории с песнями Перселла в обработке Бриттена и вокальным циклом «Кантикли» и концертное исполнение оперы «Смерть в Венеции» в Большом зале. Бостридж удивительно чувствует композиторскую интонацию, порой слишком личную, сокровенную, и это его погружение в материал впечатляет. Тенор и его коллеги – баритон Питер Колман-Райт и контратенор Йестин Дэвис провели в Москве неделю: репетиции оперы «Смерть в Венеции» шли ежедневно, и думаю, для студенческих коллективов – камерного хора и оркестра Московской консерватории – это были самые интересные дни, по крайней мере в этом концертном сезоне. Руководил процессом маэстро Геннадий Рождественский.

В Камерном театре им. Бориса Покровского аккурат в день рождения Бриттена выпустили премьеру его оперы «Блудный сын» под музыкальным руководством Геннадия Рождественского. Театр объявил российскую премьеру этого сочинения, на что тут же ответила блогосфера – оказывается, «Блудный сын» уже звучал в этом году в Санкт-Петербурге. Но то были гастроли западной труппы, так что оставим за Камерным театром пальму первенства. Даже странно, что в репертуаре наших театров или даже самого Театра им. Покровского опера появилась только в 2013-м. Партитура идеально подходит для камерной сцены, идеальное воплощение идеи Покровского: во-первых, небольшой оркестр (всего семь инструментов, как поведал публике перед премьерой дирижер Геннадий Рождественский), во-вторых, квартет солистов со сложными актерскими задачами. К тому же «Блудный сын» так и просится на русскую сцену: Бриттен написал оперу после поездки в Россию – под сильнейшим впечатлением от знаменитой картины Рембрандта в Эрмитаже, посвятил сочинение Дмитрию Шостаковичу, который был тронут и ответил, посвятив своему английскому коллеге Четырнадцатую симфонию.   

Режиссер Михаил Кисляров и художница Ася Мухина решили спектакль в крайне депрессивных тонах. Люди выглядят практически как свиньи – закованные в серые футуристические промышленные скафандры, а те, что еще сохранили лицо (работники в хозяйстве Отца), изранены уродством. Сцена тонет в темноте, на протяжении двух часов – ни одного момента просветления, даже в кульминационный момент. Единственный контрастный эпизод в сценографии – яркие пластиковые юбки блудниц и огромные разноцветные игральные кости – и тот не дает разрядки, а еще больше угнетает. Так и подумаешь: а оставляет ли режиссер место прощению, милосердию или говорит о том, что эта христианская добродетель канула в Лету вместе с человеческим обликом? Хотя попытка все же была. 

В сцене, когда Младший сын решает вернуться домой, он меняется с Искусителем местами, и дьявол падает на колени и просит прощения у Отца. И примиряет трогательный детский голос, читающий на фоне григорианского пения и звуков морского прибоя притчу о блудном сыне – так решены пролог и эпилог. Партитура – хотя в этом театре мало кого удивишь новой музыкой – действительно непростая, и работа исполнителей в этом спектакле, пожалуй, вытягивает спорную постановочную часть: Искусителя (эта партия была написана для друга Бриттена Питера Пирса) в первом составе поет Борислав Молчанов, Старшего сына – Алексей Морозов, Младшего – Игорь Вялых, Отца – Алексей Мочалов.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1161
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
594
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3243
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2549

Другие новости