0
1513
Газета Культура Интернет-версия

05.12.2016 14:39:00

Время отвечает гению

Труппе театра имени Леонида Якобсона исполнилось 50 лет

Тэги: якобсон, театр, юбилей, труппа


якобсон, театр, юбилей, труппа Фото Антона Свириды предоставлено пресс-службой театра

Отпраздновать полувековой юбилей решили относительно скромно – в уже практически родном Эрмитажном театре (своей сцены, как известно, у труппы нет) собрались только свои - бывшие и настоящие работники театра, петербургские танцовщики. Начался вечер с показа отрывка документального фильма о Мастере и церемонии награждения благодарственными письмами от имени Комитета по культуре. Как правило, официальные грамоты с формулировкой «по случаю юбилея» получают все. Тем более странно и горько было видеть, что среди награжденных не оказалось Александра Александровича Степина, педагога-репетитора театра, работавшего лично с Леонидом Якобсоном и трепетно сохраняющего его наследие для нынешних поколений артистов. Во многом его стараниями память о Мастере и его искусстве сохранилась для современных зрителей и артистов. Впрочем, театр нашел выход из ситуации и вручил Александру Александровичу отдельную, «свою», грамоту.

Как заметила балетовед Ольга Розанова в своей вступительной речи: «Хореография Якобсона – всегда о людях». Оспорить это суждение очень трудно, но можно добавить, что часто еще и о любви – о жестокой, как в «Свадебном кортеже», о наивной, как у «Влюбленных» или романтической, как в «Венском вальсе». И о любви, как об основе творчества в целом – так изысканно, так филигранно, так ярко создавать образы может только очень любящий свое дело человек.

Открыл творческую часть вечера якобсоновский оммаж Марку Шагалу – «Свадебный кортеж» (солисты Евгений Владыкин и Ольга Михайлова). Сложно назвать этот фрагмент миниатюрой – это постановка сродни полноценному балету с четким нарративом, богатыми и выпуклыми хореографическими характеристиками героев. Семенит раввин, чинно вышагивают сельские богачи, еле слышно «шелестят» следом бедняки, заламывает руки невеста, жмется к стенке бедный жених. Заядлому театралу известно, что обычно на оперных спектаклях на иностранном языке зрителям бегущей строкой передают текст арии. Представьте, что действие происходит в балете и – удивительно – такая бегущая строка не нужна – настолько точны и очевидны все сюжетные ходы, все диалоги, все взаимоотношения героев. А художественное оформление миниатюры – это остроумный диалог двух гениев – Шагала и Якобсона. Зеленолицие, парящие, кривые, рыжие герои Шагала сошли с полотен и заговорили благодаря Леониду Якобсону.

Настоящего гения определяет его вневременность. «Деревенский Дон-Жуан» (Анна Сергеева, Юрий Ячменев), например, как персонаж современным зрителям уже вряд ли знаком, а вот как типаж – безусловно. Пустой бахвальщик, любитель пустить пыль в глаза, подменяющий суть внешним – разве нет вокруг нас таких людей? Или «Подхалим» Якобсона (Сергей Давыдов) - не суть ли Акакий Акакиевич («Как бы чего не вышло?») или современный чиновник, готовый выслуживаться за награды должности, вопреки здравому смыслу и законам порядочности.

И, конечно, вне времени сюжеты хореографа о любви. «Венский вальс» (Елена Чернова, Артем Пыхачев) рассказывает о случайных встречах и робких прикосновениях, «Влюбленные» (Дарья Белова, Айдар Ишмухаметов) о сильных чувствах и совместных планах, а «Размышления» (Дарья Ельмакова, Роман Андриенко) – это элегия нежности и привязанности двух любящих людей.

Вот такие временные, сюжетные, тематические связи и доказывают величие и масштаб таланта. Хотя, конечно, в случае с Леонидом Вениаминовичем Якобсоном такие доказательства просто не нужны.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сергей Образцов был знатный московский голубятник

Сергей Образцов был знатный московский голубятник

Елизавета Авдошина

В Московском театре кукол презентовали книгу о легендарном актере и режиссере

0
505
Валерий Фокин: "Первый вариант сценария о молодом Сталине уже готов"

Валерий Фокин: "Первый вариант сценария о молодом Сталине уже готов"

Елизавета Авдошина

Режиссер, худрук Александринского театра Санкт-Петербурга рассказал о профессии молодым

0
700
Максим Матвеев сыграл Дездемону

Максим Матвеев сыграл Дездемону

Елизавета Авдошина

Премьера в театре Олега Табакова не боится опасных тем

0
891
Два с лишним метра стихов

Два с лишним метра стихов

Людмила Ларионова

Лев Мнухин и Михаил Сеславинский представили книгу о Цветаевой

0
300

Другие новости

Загрузка...
24smi.org