0
2421
Газета Культура Интернет-версия

04.12.2017 12:04:00

Смирение и смещение

Тэги: санктпетербург, фестиваль, дягилев, Дягилев.P.S


balet0412-t.jpg
Светлана Захарова в балете
«Франческа ди Римини».
Фото со страницы фестиваля в Facebook

«Удиви меня» - фраза Сергея Дягилева, предназначенная для Жана Кокто, остаётся до сих пор главным направлением во всём, что хоть как-то связано с именем одного из самых известных импресарио. Петербургский фестиваль искусств «Дягилев.P.S.» также не забывает этот завет. Вопрос только в том, чем именно удивлять и каким должно быть изумление — радостным или недоуменным. В афише этого года перевес оказался на стороне ярких одиночек, людей-блокбастеров. Они и задавали тон.

Несколько затянутая по времени программа (последнее сценическое событие, спектакль труппы Ballet de Loraine, как будто впрыгнул в последний вагон, нарушив равномерно-плотное расписание) поделилась между тремя основными героями. За музыку и исполнительство сражался за пультом неизменный Теодор Курентзис, танец же поделили между собой британский хореограф Уэйн МакГрегор и прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. И за каждым можно условно закрепить один из «разделов человека».

Открывал фестиваль Теодор Курентзис — скорее всего, разум. Первый скрипичный концерт Альбана Берга и Первую симфонию Густава Малера свели в один вечер.

Серединой, солнечным сплетением программы стал совместный проект «Дягилева» и лондонского театра «Сэддлерс Уэлс». Балет «АвтоБИОграфия», который сочинил британский хореограф Уэйн МакГрегор (точно знакомый как минимум петербургскому зрителю — несколько приездов на «P.S», одноактная «Инфра» в Мариинке), представляет среди хэдлайнеров телесный знаменатель. Сюжета нет, им становится хореография и разные её стили. МакГрегор смешивает классические па с движениями восточного танца и уличными стилями вроде хип-хопа. Строгость и упорядоченность мгновенно расплавляется мягкостью корпуса и почти животными конвульсиями.

МакГрегор размывает и гендер. Фигуры танцовщиков унифицированы. Мужчины текучи и сливаются в бесконечных дуэтах, в которых главное не пол исполнителей, а само взаимодействие тел. Девушки здесь андрогинны и спортивны, едва ли не более маскулинны, чем их партнёры.

Абсолютная, классическая женственность и духовность выпала на долю Светланы Захаровой. Её сольная программа «Amore» фактически завершила фестиваль. Балерина выбрала для себя три женские истории, представляющие разные типы. «Франческа ди Римини», в основе которой небольшой эпизод из Ада «Божественной комедии» Данте Алигьери, представляет женщину-девочку. Постановка Юрия Посохова напоминает своей сюжетной незатейливостью клеймы. Всё действие, рассказывающее о наказанном адюльтере, концентрируется на партии Франчески — и физических характеристиках её исполнительницы. Необходимость перманентно актёрски и пластически страдать исключительно выгодна для балерины, подчёркивает её сильные стороны. Как только на сцене появляется Захарова с её ренессансно- тонкой красотой и удлинёнными пропорциями, становится совершенно неважно, что именно происходит вокруг. Она обтекает партнёров, вьётся около них, ниспадает всем телом, напоминающим изящную плеть.

Однако те же позы — как чуть прогнутые вверх полные шпагаты в воздухе или их «лебединые» усечённые версии на полу — повторяются во всех трёх частях «Amore». И если в «Франческе» общая слабость вполне компенсируется возможностью смотреть на фирменные па балерины, то целый вечер, выстроенный на одном бесконечном выгодном соло, оказывается скучноват. И именно поэтому это чистое духовное упражнение. Для того, чтобы быть благодарным зрителем необъявленного моноспектакля — прекрасного, но слишком благополучного, слишком посвящённого нужным ракурсам — нужно быть бескорыстно преданным балету и женскому танцу.

Именно в смешанности идей и техник, времён и способов существования заключается главная «удивлённость» (или удивительность) программы девятого «Дягилева». И в этом фестиваль оправдывает фамилию в заголовке и приставку постскриптум. Ведь и сенсационные «Русские сезоны» шокировали Нижинским, а зарабатывали вполне конвенциональными пуантами.

Санкт-Петербург 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
1530
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
1289
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
1621
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
2175

Другие новости