0
3049
Газета Культура Печатная версия

05.02.2018 00:01:00

Урал натанцевал снежную бурю

Пермский балет показал в Москве премьеру своего "Щелкунчика"

Тэги: пермский театр, гастроли, щелкунчик, москва


пермский театр, гастроли, щелкунчик, москва Соединение реальности и сказки, быта и мечты привлекает к балету все новых постановщиков. Фото Антона Завьялова с официального сайта театра

В Государственном Кремлевском дворце показали версию, которую под Новый год представил балетмейстер Пермского театра Алексей Мирошниченко. Главную партию исполнила прилетевшая  из Лондона Наталья Осипова.

В наши дни увидеть на гастролях в Москве лучшие отечественные оперные или балетные театры почти невозможно – исключение составляет фестиваль «Золотая маска», раз в год собирающий около двух десятков лучших спектаклей со всей страны. Балет пермского театра еще с советских времен провинциальным считается только по географическому, но не профессиональному признаку. Он обладает кордебалетом редкого единства, неординарными солистами и репертуаром, включающим несколько спектаклей – лауреатов той же «Золотой маски». У труппы много поклонников в столице. Тем не менее о гастролях, которые развернуто представили бы ее эксклюзивные балеты и новое поколение танцовщиков, остается только мечтать и радоваться внеплановой встрече.

Алексей Мирошниченко, автор нового «Щелкунчика», уже почти 10 лет стоит во главе Пермского балета. Как и основатели труппы, он – воспитанник Мариинского театра, поэтому академическая классика остается его фундаментом. Как и в Петербурге, стиль модернизируется благодаря балетам выдающихся мастеров ХХ века – Баланчина, Роббинса, Эштона, Макмиллана, а собственное лицо труппы создается постановками сегодняшних хореографов.

Обращение к последней балетной партитуре Чайковского назвать оригинальным сложно – вероятно, это самый репертуарный в мире балет. Популярность тем не менее не означает существования идеального – или приближенного к нему – варианта. Соединение реальности и сказки, быта и мира мечты, упоительного счастья и отчаяния манит на штурм все новых постановщиков. Не стал исключением и Мирошниченко. Хореограф, как все петербуржцы-ленинградцы, вырос на безмятежной сказочной версии Василия Вайнонена и в собственное путешествие взял классический сюжет и пуанты.

Но расшатанные сваи старого либретто, вбитые еще Мариусом Петипа, он укрепил гофманскими сюжетными подробностями. В спектакль Мирошниченко вернулись многочисленные второстепенные персонажи, цветочное царство Блюменбург заменило приторный Конфитюренбург. Сестра Луиза с дедушкой и родителями разыгрывает в домашнем театрике сказку о принцессе Пирлипат и волшебном орехе, а у Дроссельмейера появляется молодой племянник, который в финале оказывается точной копией приснившегося Мари Щелкунчика-Принца. Семья Штальбаумов переехала из Германии неопределенных времен в Петербург 1892 года, и с помощью сценографии Альоны Пикаловой и костюмов Татьяны Ногиновой убежденному пассеисту Мирошниченко удается создать впечатление, что, возможно, в соседнем доме с семейством живет и пишет музыку Чайковский. А в цирк посмотреть на представления уличных танцовщиков забредают не только Дроссельмейер и Мари, но и Лев Иванов, первый постановщик «Щелкунчика».

Живую связь времен в этом балете удается восстановить не только с помощью драматургии и визуального облика спектакля. Мирошниченко, кажется, никогда еще не сочинял с таким упоением и свободой классические ансамбли. Его 24 снежинки летают, поднимая настоящую снежную бурю, на волнах которой несутся Мари и Щелкунчик-Принц, согреваемые расцветающей любовью. Их приветствуют целым соцветием разнохарактерных танцев шесть пар влюбленных с разных концов света. На празднике в Блюменбурге гигантский ансамбль из 16 танцовщиц кордебалета и 4 солистов ткут живой цветочный ковер в Вальсе цветов. Но если на родной крошечной сцене в Перми артистам приходилось контролировать амплитуду каждого жеста, то гигантская арена Кремлевского дворца дала ощущение свободы. 

Это было особенно важно для приглашенной примы – Натальи Осиповой. Она заставила забыть о том, что текст ее партии в этой версии довольно лапидарен, и станцевала Мари на фантастической элевации и таком эмоциональном накале, который способен сжечь даже балкон гигантского зала. Никита Четвериков – Щелкунчик-Принц – оказался ей не только партнером, но и союзником: не обладая столь же открытым темпераментом, в совместных адажио он помог Осиповой добиться эффекта непрерывного ликующего полета. Прима-балерины театра Полина Булдакова и Инна Билаш, танцевавшие Мари на декабрьской премьере, в гастрольном спектакле вышли в Восточной и Французской парах, украсив «Щелкунчик» своим мягким деликатным танцем. Единый актерский ансамбль, которым предстал в Москве Пермский балет, – почти утраченная в наши дни редкость. Снова увидеть ее можно будет 6 февраля, когда труппа вернется уже в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко с премьерой прошлого сезона – «Золушкой», претендующей на звание лучшей в восьми номинациях «Золотой маски».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Программа "Мой район" поможет сделать каждый муниципалитет Москвы центральным

Программа "Мой район" поможет сделать каждый муниципалитет Москвы центральным

Руслан Викторов

Новый проект даст возможность не только благоустроить городские территории, но и комплексно решать их проблемы

0
636
Фестиваль студенческих и дебютных фильмов состоится в Москве с 22 по 29 марта

Фестиваль студенческих и дебютных фильмов состоится в Москве с 22 по 29 марта

0
522
Пятилетие воссоединения Крыма и России москвичи отметят всем городом

Пятилетие воссоединения Крыма и России москвичи отметят всем городом

Татьяна Астафьева

Горожан и в центре, и на окружных площадках ждут мастер-классы, лекции, концерты и кулинарные сеты от лучших рестораторов

0
1129
Длинноногой секретаршей будешь ты!

Длинноногой секретаршей будешь ты!

Елена Семенова

Юрий Цветков о том, как ударять культуртрегерством по лени и скромных планах, выросших в «масштабное безобразие»

0
2039

Другие новости

Загрузка...
24smi.org