0
3382
Газета Интернет-версия

04.03.2013 00:28:00

Разногласия РФ и Запада по Сирии на руку радикалам


Глава оппозиции Муаз аль-Хатыб под разными предлогами уклоняется от диалога с Дамаском. Фото Reuters

В новой Концепции внешней политики РФ один из приоритетов отдается урегулированию региональных конфликтов. Однако прошедшая на минувшей неделе в Риме встреча так называемой Группы друзей Сирии и последовавшие за ней заявления показали, что Россия и США по-прежнему далеки от сотрудничества по сирийской проблеме, без которого невозможно политическое разрешение кризиса.
По итогам переговоров в столице Италии «друзья Сирии» обязались наращивать политическую и материальную поддержку оппозиции. Претворение этого решения в жизнь не заставило себя долго ждать. Уже в четверг страны ЕС дали добро на поставки боевикам бронеавтомобилей, нелетального военного снаряжения (это могут быть средства связи, бронежилеты и т.д.) и на оказание им технической помощи. Более того, как пишет газета Guardian, в июне ЕС может еще больше смягчить эмбарго и начать открытые поставки вооружений в Сирию. Впрочем, по информации издания, уже сейчас без всяких официальных заявлений США и Турция заметно ослабили контроль, и повстанцы получают куда более мощное вооружение, чем прежде. Речь идет главным образом о средствах ПВО и управляемых противотанковых ракетах, которые должны нивелировать превосходство правительственных войск в боевой технике. По словам представителей оппозиции, это оружие было закуплено уже давно, однако турки не разрешали перевозить его через границу.
В Риме госсекретарь США Джон Керри заявил, что Вашингтон будет искать способы ускорить перемены в Сирии – уход от власти Башара Асада и создание в стране переходного правительства. Глава американского внешнеполитического ведомства также пообещал оказать дополнительную финансовую поддержку гражданским структурам оппозиции и снабжать повстанческие отряды продовольствием и медикаментами.
Главный же итог римской встречи таков: «друзья Сирии» так и не пожелали подтолкнуть оппозицию к переговорам с Дамаском, хотя для этого всего лишь надо убрать из списка условий требование отставки президента. Ведь в противном случае переговоры превратятся из диалога равных в обсуждение условий капитуляции, а к этому Асад явно не готов.
Москва жестко раскритиковала решения «друзей Сирии». По словам официального представителя МИД России Александра Лукашевича, «принятые в Риме решения, а также прозвучавшие заявления и по духу, и по букве прямо поощряют экстремистов именно на силовой захват власти».
Получается, что, несмотря на все российско-американские встречи и консультации, воз сирийских проблем и ныне там. Дальше по-видимому ситуация будет становиться только хуже. Сирийская оппозиция и ее «друзья» продолжат обличать Россию как страну, из корыстных интересов защищающую своего союзника и клиента Башара Асада, уклоняться от переговоров под предлогом неуступчивости Дамаска, а в реальности дело будет идти к военному решению. При этом впоследствии никто из внешних игроков не захочет нести ответственность за ситуацию в Сирии после свержения режима. США и Европа практически открыто заявляют, что не хотят влезать в «новый Ирак или Афганистан». Саудовская Аравия и Катар недостаточно сильны и опытны.
Пока сирийская оппозиция лавирует, а ведущие державы обмениваются обвинениями, в выигрыше оказываются радикальные исламисты, которые методично укрепляют свое влияние в «освобожденной» части Сирии. Наблюдатели отмечают, что за последние месяцы в повстанческом движении резко усилился исламистский компонент, а вот умеренные силы стали терять популярность среди населения.
За примерами далеко ходить не надо. Наиболее крупные военные успехи оппозиции были достигнуты руками исламистов, которые считаются самой мощной и организованной силой в «освобожденных» районах. По данным Wall Street Journal, именно боевики группировки «Джабхат ан-Нусра», которую США недавно признали террористической, захватили военно-воздушную базу «Тафтаназ» в провинции Идлиб и базу «Джаррах» в окрестностях Алеппо. При этом в их руках оказалось множество тяжелого вооружения, включая танки, боевые вертолеты и самолеты. Отряды созданного в декабре Сирийского исламского фронта (СИФ) взяли под свой контроль крупнейшую ГЭС на севере Сирии, а значит, от них теперь зависит электроснабжение «освобожденной» части страны.
Не забывают исламисты и о работе с населением. В этом им помогает разруха. В Алеппо та же «Джабхат ан-Нусра» открыла временный госпиталь и создала сеть хлебопекарен, что не под силу структурам умеренной оппозиции. Группировка также организовала программу общественных работ. Сирийский исламский фронт тоже не теряет времени даром и создает структуры, которые будут заниматься восстановлением пострадавших районов и образованием.
Похожим образом действовало в 80-е годы ливанское шиитское движение «Хезболлах». Госпитали, школы и университеты вкупе с щедрой поддержкой обездоленных способствовали росту его влияния не меньше, чем успехи в партизанской борьбе против израильских войск.
Представители СИФ не скрывают, что у них есть свое видение будущего страны, которая должна в итоге стать исламским государством. Они обещают защищать права меньшинств, но что будет происходить на самом деле, сказать трудно, поскольку в Сирию сейчас стягиваются радикалы со всего исламского мира.
Светские сирийские оппозиционеры пока охотно принимают помощь исламистов, однако не исключают, что в будущем им придется обратить оружие против бывших союзников, ведь на самом деле не так уж много сирийцев мечтают жить в исламском халифате. Это означает новый виток конфликта и его пролонгацию на годы, если не на десятилетия. Причем все это время Сирия будет оставаться очагом нестабильности и терроризма.
Казалось бы, скорейшее начало переговоров (на любых условиях) между Асадом и его оппонентами отвечает интересам не только умеренной прозападной оппозиции во главе с Муазом аль-Хатыбом, но и всех ее внешних спонсоров, которым точно не нужны новое Сомали или Афганистан так близко от Европы, Израиля, Турции и до сих пор неспокойного Ирака. И времени, чтоб избежать сомалийско-иракского сценария в Сирии, все меньше и меньше. Однако на практике продолжается политика вскармливания нежизнеспособной оппозиционной Национальной коалиции и давления на Москву, которая якобы держит в своих руках ключ от сирийской проблемы и может принудить Асада к чему угодно, в том числе к отставке. Однако чудес не бывает. Россия, вероятно, способна убедить сирийского президента вести переговоры на разумных условиях, но принудить его уйти без ясной перспективы приемлемого решения и гарантий безопасности для алавитов она не сможет, да и не захочет, чтобы не отвечать за печальные последствия.   
По мере эскалации боевых действий число беженцев из Сирии приближается, по оценкам ООН, к миллиону.	Фото Reuters

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
374
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
639
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
900
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
679

Другие новости