Алексей Кудрин до последнего не хотел менять прогноз по инфляции.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Полной неожиданностью для властей, населения и экономистов стал провал правительства в уходящем году в борьбе с инфляцией. Вместо запланированных 8% потребительские цены выросли на 12%. Особенно странным этот провал выглядит, если учесть, что 2007 год – предвыборный, в декабре сменилась Госдума, а в марте следующего года пройдут выборы президента. Как правило, накануне выборов власти подтягивают «хвосты», исправляют недоработки и всячески ублажают электорат. Однако в вопросе удержания и снижения цен все получилось ровно наоборот: вместо снижения инфляции с прошлогодних 9% на 1% страна получила возврат к двузначной инфляции. Столь значительный рост цен последний раз наблюдался в России в 2003 году. При этом впервые за время президентства Владимира Путина темпы роста цен по итогам года не сократились, а выросли.
Начало года не предвещало такого развития событий. По итогам первого квартала показатели инфляции были значительно лучше, чем за тот же период прошлого года. Однако в апреле динамика роста цен стала нарастать. Особо резкий всплеск инфляции пришелся на лето и осень.
В свое оправдание чиновники приводят резкое подорожание во всем мире продовольствия, высокие средние цены на нефть и связанное с ними сверхплановое поступление в страну нефтедолларов, вынуждающее Центробанк печатать дополнительные рубли на выкуп этих объемов валюты, а также значительный приток иностранного капитала, объем которого по итогам года может составить рекордные 85 млрд. долл. Денег стало намного больше, а предложение товаров и услуг, особенно отечественного производства, не поспевает за ростом спроса.
Новые ценовые рекорды в этом году установил и рубль, курс которого по отношению к доллару преодолел отметку в 25 руб. за доллар, чего не было с 1999 года, первого года после дефолта. Впрочем, инфляция съела положительный для населения эффект от укрепления рубля. А для производственников сочетание высокой инфляции и укрепления национальной валюты и вовсе оказалось двойным ударом, так как снизило их конкурентоспособность относительно иностранных производителей, особенно в несырьевых секторах.