0
1083
Газета Экономика Печатная версия

24.03.2010

Импорт ищет обходные пути

Тэги: таможенный союз, импорт


таможенный союз, импорт Российское правительство озабочено угрозой деградации регионов из-за изменения импортных потоков.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Создание Таможенного союза, а в перспективе – Единого экономического пространства, которое объединит территории России, Белоруссии и Казахстана, несет в себе потенциальные угрозы деградации некоторых российских регионов. Это связано с возможной переориентацией значительной части импортных потоков на Казахстан и Белоруссию. В результате, к примеру, петербургский порт, который сегодня обрабатывает пятую часть китайского импорта в Россию, недосчитается значительной части этих грузов.

Сегодня на заседании правительства глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина представит проект направлений таможенно-тарифной политики на ближайшую трехлетку. Утверждение этого документа в последние годы неизменно привлекает внимание бизнеса, а потому превратилось почти в ритуальную процедуру. В то же время оно выглядит рутинным делом в заформализованных рамках бюджетного процесса.

Впрочем, в условиях отлаживания Россией, Белоруссией и Казахстаном механизмов работы Единого таможенного пространства таможенно-тарифная политика приобретает особое значение. Как отметил источник Минэкономразвития, в связи с этим прогнозируется настоящая конкурентная война таможенных служб трех государств, что грозит перераспределением потоков импорта. Причем реальные убытки придется фиксировать прежде всего России. Импортерам объективно окажутся экономически выгодны другие маршруты ввоза товаров на территорию нашей страны, чем сложившиеся на сегодняшний день. И тогда европейцы отдадут предпочтение Белоруссии, а китайцы – Казахстану.

В пошлинах российский бюджет при таком раскладе практически ничего не потеряет. Эти доходы по взаимным договоренностям будут пропорционально распределяться между странами, создавшими Таможенный союз. Но очевидно, что существенный недобор может наблюдаться по другим статьям. В худшем положении окажутся некоторые приграничные регионы РФ, устойчивость экономики которых в немалой степени определяется состоянием внешнеторговой деятельности. Например, Санкт-Петербург. Сегодня через морской порт Северной столицы в Россию ввозится до 20% объемов китайского импорта, сообщил «НГ» источник в Минэкономразвития. Плюс к этому еще 5–6% китайского импорта попадает на российскую территорию через наземные пункты пропуска, расположенные на финской границе, какая-то часть – через страны Балтии. Таможенный союз, начавший работать с 1 января текущего года, создал принципиально новую конфигурацию внешнеторговых связей России с партнерами в ЕС и Юго-Восточной Азии. Теперь для импортеров выгоднее ввозить товары, используя более короткие маршруты – Казахстан и Белоруссию. Чиновник не исключил, что вслед за потоками импорта в сопредельные страны постепенно переместится «околотаможенный» бизнес, таможенные склады, предприятия по первичной переработке. «Во времена СССР Белоруссия рассматривалась как передовая перерабатывающая зона на пути советского экспорта в Европу», – напомнил он. Сегодня Белоруссия может привлечь западный бизнес уже в качестве размещения логистических и перерабатывающих предприятий для товаров, импортируемых из ЕС в Россию. Причем сделано это будет в ущерб социально-экономическому развитию западных российских регионов. То же самое можно сказать о Казахстане и потоках импорта с восточного направления.

Что-то противопоставить этому Россия пока не может. Против нее играет не стремление импортеров минимизировать издержки при транспортировке товаров, но и забюрократизированность таможенных процедур. Если в Белоруссии оформление товаров, ввозимых по нулевой пошлине, занимает два часа, то в России бумажная волокита по закону может продолжаться 10 суток, но реально оформление зачастую занимает месяцы. Тут, как говорится, комментарии излишни.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По "Газпрому" ударили  из космоса

По "Газпрому" ударили из космоса

Анатолий Комраков

Сторонники импортозамещения получили железный аргумент

0
2210
Кандидату Трампу  не нужны торговые войны

Кандидату Трампу не нужны торговые войны

Ольга Соловьева

Президент США отложил повышение импортных пошлин на китайские товары

0
1531
Минпромторг сообщил «НГ», какова в отраслях доля отечественных производителей

Минпромторг сообщил «НГ», какова в отраслях доля отечественных производителей

Анастасия Башкатова

В правительстве подтвердили переход от импортозамещения к экспортному расширению

0
896
Импортозамещение сошло на нет

Импортозамещение сошло на нет

Анастасия Башкатова

Несмотря на господдержку, цены растут, а зависимость от зарубежных поставок сохраняется

1
4486

Другие новости

Загрузка...
24smi.org