0
1577
Газета Экономика Печатная версия

03.08.2011

Госрегулирование в пользу бомбил

Тэги: такси, транспорт, штраф


такси, транспорт, штраф Разнообразие российских такси может поразить иностранца.
Фото PhotoXPress.ru

Более жесткие требования к официальному такси, которые вступят в силу с 1 сентября, могут подорвать бизнес мелких транспортных предприятий в российских регионах. Такая перспектива заставила таксистов сплотиться и провести свой первый всероссийский съезд, который начинает работу сегодня в Москве. Делегаты надеются достучаться до властей и исправить принятое в апреле этого года законодательство. Эксперты указывают, что избыточные требования создают почву для взяток и злоупотреблений. Кроме того, новый закон никак не помогает созданию дешевого и удобного такси, которое могло бы одновременно конкурировать с эксплуатацией личного автомобиля и с услугами бомбил.

С 1 сентября все легальные такси в России должны иметь официальные разрешения, специальные таксометры с выдачей кассовых чеков, спецфонарь и традиционные шашечки на борту машины. Кроме того, местные власти получают право устанавливать единый для регионов цвет машин, а также требования к возрасту автомобиля. Одновременно запрещается использование арендованных машин, а разрешается эксплуатация только собственных автомобилей или находящихся в лизинге. За нарушение всех этих требований таксистам грозит солидный штраф.

По мнению самих водителей, новые требования пролоббированы крупными транспортными предприятиями в городах-миллионниках, которые хотят избавиться от конкуренции с таксистами-индивидуалами и нелегальными бомбилами.

Но в российских регионах требование иметь собственный новый автомобиль со специальной раскраской и с таксометром вытеснит в серую зону большинство нынешних таксистов, которые пытаются работать официально. «Во многих российских городах такси заменяет отсутствующий общественный транспорт. Стоимость одной поездки здесь часто не превышает сотни рублей. И дополнительные непосильные издержки для соблюдения новых требований могут подорвать официальный бизнес мелких предприятий и индивидуальных перевозчиков», – говорит глава Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков Станислав Швагерус. По его словам, проконтролировать зафиксированные в законе новые требования силами чиновников практически невозможно. А действие нового закона сведется к усилению выборочного контроля за официальными такси, тогда как бизнес бомбил по-прежнему останется бесконтрольным. Делегаты съезда согласны, что анархия на рынке перевозок должна уступить место цивилизованному рынку. «Если государство заинтересовано в обновлении парка такси, то оно должно стимулировать лизинг новых машин, а не закреплять практически невыполнимые экономические требования», – рассуждает Швагерус.

Недоволен законом и глава организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, который вошел в руководство Общероссийского народного фронта и стал одним из организаторов съезда таксистов. «Закон был принят без должной проработки с профессиональным сообществом. И его действие в нынешнем виде нанесет ущерб работе честных таксистов, сыграет на руку неподконтрольным бомбилам», – уверен Лысаков. При этом он прямо говорит о росте стоимости услуг официальных таксистов, которые должны будут компенсировать увеличившиеся издержки. Кроме того, Лысаков уверен, что летом–осенью 2011 года в стране вероятны протестные выступления, а также негативные экономические последствия для полутора миллионов человек, так или иначе связанных с таксомоторным бизнесом.


В отличие от России пассажиры такси в западных странах застрахованы от многих неприятностей.
Фото Reuters

Многие эксперты обращают внимание, что новая попытка госрегулирования такси свелась лишь к расширению списка формальных требований и к увеличению штрафов за их нарушения. При этом далеко не все региональные и федеральные чиновники понимают, что конкурентоспособность легальных такси перед бомбилами могут обеспечить только государственная поддержка и разнообразные льготы. А штрафы и выборочные рейды контролеров вряд ли помогут развитию этой сферы услуг. «Мы уже сталкиваемся с требованиями региональных властей перекрасить все таксомоторы в один цвет, без чего нельзя будет получить разрешения на работу. И лишь в некоторых городах – в том числе в Москве – власти предлагают такси те же льготы, что и общественному транспорту: бесплатные выделенные места для стоянок, бесплатный въезд на территорию аэропортов и т.п. Мы должны объяснить чиновникам, что именно это и есть правильные стимулы для развития легального такси», – говорит Вячеслав Лысаков.

Между тем эксперты предлагают и другие меры, которые смогут сделать такси более привлекательным для пассажиров. В частности, предлагается ввести ясные тарифы на перевозки, например, с использованием карты тарифных зон – именно такая практика существует в некоторых западных столицах.

«Чтобы создать дешевое и удобное такси, которое могло бы одновременно конкурировать с ездой на личном автомобиле и с услугами бомбил, нужно сделать прозрачной тарификацию, установить конкурентоспособные тарифы на перевозки, а это невозможно без регулирования со стороны государства», – говорит аналитик агентства «Инвесткафе» Кирилл Маркин. Кроме того, нужно усилить контроль по отношению к нелегальным перевозчикам не только на бумаге, но и в действительности. Впрочем, сами таксисты считают, что с бомбилами одними только проверками на дорогах справиться невозможно. «Доказать факт нелегального бизнеса в сфере такси крайне сложно. Любой водитель может объявить пассажира своим приятелем или знакомым, которого он подвозит совершенно бескорыстно», – говорят делегаты съезда таксистов.

Новые штрафы для легальных таксистов, руб.
Нарушение Штраф на водителя Штраф на должностных лиц Штраф на юридическихлиц
Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности 1000 10 000 30 000
Перевозка пассажиров и багажа без разрешения на осуществление деятельности 5000
Отсутствие цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше 3000 10 000 50 000
Источник: Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Грузовики и автобусы на любой вкус

Грузовики и автобусы на любой вкус

Виталий Барсуков

Группа ГАЗ представила широкий спектр новинок и серийных моделей на международной выставке коммерческих автомобилей в Германии

0
607
Навальнисты празднуют победу "09.09"

Навальнисты празднуют победу "09.09"

Иван Родин

Массовые суды над участниками акций протеста пройдут в течение этой недели

0
1665
Вадим Покотило: "Москву уже нельзя отнести к числу городов развивающихся стран, это другой уровень"

Вадим Покотило: "Москву уже нельзя отнести к числу городов развивающихся стран, это другой уровень"

Александр Осипов

Партнер McKinsey&Company рассказал о главных изменениях в транспортной сфере столицы

0
1384
Эксперты поддержали планы развития транспортного  каркаса Москвы

Эксперты поддержали планы развития транспортного каркаса Москвы

Татьяна Попова

В столице будут активно совершенствовать дорожную инфраструктуру, развивать движение наземных электропоездов и опробуют экспериментальный вариант каршеринга

0
1478

Другие новости

Загрузка...
24smi.org