Глава РСПП Александр Шохин (в центре) видит необходимость скорейшего снижения ставки. Фото фонда «Росконгресс»
Среди российских чиновников, представителей крупного бизнеса и экономистов продолжаются споры о том, достигла ли российская экономика требуемого от нее уровня охлаждения или еще нет. Многие сходятся во мнении, что российская экономика уже переохладилась, а затягивание «заморозков» в перспективе затормозит инвестиционное кредитование, а значит, и экономический рост. «Экономическая политика – это не наука, это искусство. Важно все факторы учитывать и вовремя пытаться перекомпоновывать их так, чтобы экономика не остановилась, чтобы не произошла резкая остановка, которую всегда очень сложно преодолевать потом», – напомнил в четверг глава Сбербанка Герман Греф.
В Минэкономразвития (МЭР), в частности, считают, что российская экономика охлаждается даже быстрее ожиданий. «Охлаждение экономики сильное, и мы исходим из того, что у Центробанка большое пространство для смягчения денежно-кредитных условий, для снижения ставки», – сказал в четверг глава МЭР Максим Решетников. Ситуация с инфляцией в РФ сейчас коренным образом отличается от начала года, последние два месяца отмечается дефляция (за вычетом индексации ЖКХ в июле), подчеркивает министр. «Рубль достаточно крепкий, урожай хороший, а в экономике, наоборот, сильное охлаждение», – говорит министр. То есть ситуация с инфляцией достаточно благоприятна, но за это приходится платить непростой ситуацией в экономике, считают в МЭР.
«Мы идем существенно ниже тех оценок, которые были у нас, и по нижней траектории тех оценок, которые были у Центробанка», – заявил Решетников, описывая ситуацию с кредитованием юридических и физических лиц. В МЭР ситуацию в экономике оценивают как сложную, а последствия «этого охлаждения», будут выражаться в том, что предприятия сейчас накопят определенный объем убытков, в первую очередь по процентным платежам. «Понятно, что часть этих кредитов будет реструктурирована, процентные платежи вправо будут сдвинуты и т.д. Но предприятиям – в любом случае, надеемся, они пройдут все-таки этот период – придется потом отдавать эти долги, а значит, период возврата к инвестиционной фазе роста, к сожалению, отодвинется вправо», – описал Решетников последствия охлаждения в корпоративном кредитовании.
В Минэконмразвития утверждают, что в июле рост ВВП был 0,4% в годовом выражении после повышения на 1% в июне. Интерфакс со ссылкой на источник, знакомый с ходом подготовки бюджетных проектировок, сказал журналистам, что, по уточненным ожиданиям, рост ВВП РФ в 2025 году может составить 1,2% (вместо апрельского прогноза в 2,5%). При этом глава Минфина Антон Силуанов обещал президенту РФ, что экономический рост по итогам года будет не ниже 1,5%.
Текущее переохлаждение экономики будет учтено в новом макропрогнозе, обещают чиновники. «В базовом сценарии ряд показателей по понятным причинам будет скорректирован по сравнению с апрельскими сценарными условиями. Мы на финальном этапе, в ближайшее время внесем прогноз в правительство», – объявил в четверг Максим Решетников. При этом еще в июне он указывал на риски рецессии. «По цифрам у нас охлаждение, но все наши цифры – это зеркало заднего вида. По текущим ощущениям бизнеса и по индикаторам мы, в общем, уже, мне кажется, на грани перехода в рецессию», – заявлял Максим Решетников (см. «НГ» от 22.06.25). Российская экономика нуждается в переходе от управляемого охлаждения к нагреву путем снижения ключевой ставки, заявлял тогда же вице-премьер РФ Александр Новак.
«Многие эксперты говорят о формировании рисков чрезмерного охлаждения экономики и даже рецессии», – описывал ситуацию президент РФ Владимир Путин на совещании в августе. «Мы тенденции должны чувствовать, улавливать и на это соответствующим образом реагировать, с тем чтобы не допустить, как мы говорили еще в начале года, переохлаждения экономики», – подчеркивал глава государства.
Как объявил в четверг глава Сбербанка Герман Греф, российская экономика во втором квартале вошла в стадию «технической стагнации». «Июль и август показывают явные симптомы того, что мы приближаемся к нулевым отметкам», – сообщил он. Банкир выразил надежду, что ЦБ РФ не допустит перехода в рецессию, вовремя корректируя политику с учетом совокупного набора поступающих данных.
«Важно выйти из периода управляемого охлаждения экономики, чтобы это не превратилось в стагнацию. Потом заводить экономику будет значительно сложнее, чем ее охлаждать, – сказал Греф. – Поэтому мы уже много месяцев делимся своими опасениями (на основании. – «НГ») тех предиктивных макроэкономических параметров, которые банки получают значительно быстрее, чем регуляторы – статистические данные. Они говорят о том, что, конечно, нужно сейчас быть предельно внимательным, учитывать весь совокупный набор поступающих данных в экономике и вовремя корректировать политику».
Напомним, ряд экономистов полагают, что управляемое охлаждение экономики уже перешло в рецессию, так как в гражданских секторах промышленности усиливается спад, который вряд ли уже будет остановлен даже при условии снижения ключевой ставки (см. «НГ» от 31.08.25).
По мнению Грефа, непростая ситуация в экономике негативно сказывается на инвестиционных планах компаний. «Объем сделок, которые у нас находятся в стадии рассмотрения, минимальный за последние пять лет. Клиенты не запускают новые инвестиционные проекты, инвестиционные программы и берут в основном только оборотные кредиты, что говорит о том, что они не видят перспективы пока», – сообщил банкир. По его словам, текущий уровень ставок не приводит к тому, что появляется хоть какой-то спрос на инвестиционное кредитование.
Основной ограничитель экономики – высокая ключевая ставка. «По нашим оценкам, которые мы используем внутри (Сбера. – «НГ»), на конец года ставка будет примерно на уровне 14%. Достаточно ли это для того, чтобы экономика стала оживать? На наш взгляд, недостаточно», – считает он. По мнению Грефа, при текущих уровнях инфляции ставка, при которой можно надеяться на оживление экономики, это 12% и ниже. «Где-то при достижении этих уровней скорее всего мы увидим оживление экономики», – рассуждает он. При этом он подчеркивает, что важна не номинальная ставка, а реальная, которая в России сейчас является одной из самых высоких в мире.
Значимый рост инвестиций и заимствований начнется, по представлениям отечественных предприятий, только при снижении ключевой ставки до 10–11%, а спроса и выпуска – при снижении показателя до 12–13%, комментировали в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН результаты конъюнктурных опросов представителей промышленности в августе.
Крупнейший российский бизнес считает приемлемой для экономики РФ ключевую ставку в следующем году на уровне 10–12%, заявил в четверг глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Чтобы аккуратно идти к этой 10–12-процентной ставке, на этом заседании нужно на 16% выйти», – сказал он. И дело не только в самой ставке. «Дело в том, что многие компании не выплачивают дивиденды, потому что большая долговая нагрузка и необходимость обслуживать долги, возвращать долги... С учетом того что не по фиксированным, а по плавающим ставкам привлекались кредиты, конечно, понижение ставки облегчит бремя», – добавил глава РСПП.
А если ставка ЦБ будет снижена в декабре до 14% и далее также будет снижаться, то российские компании, многие из которых в 2025 году приняли решение не выплачивать дивиденды за прошедшие периоды, смогут в 2026 году вернуться как к инвестициям, так и к активизации дивидендных выплат, рассуждает Шохин. И банкиры, и бизнес надеются, что хотя бы на конец года наступит понимание того, что «удалось избежать избыточного охлаждения экономики и затяжной инвестиционной паузы, от которой зависит состояние экономики в следующие два-три года».
Напомним, ЦБ РФ начал цикл ужесточения денежно-кредитной политики еще в августе 2023 года. В июле 2024 года ключевая ставка была повышена до 18%, в сентябре – до 19, в октябре – до 21%. Затем ставка четыре заседания подряд оставалась неизменной. Регулятор снизил ключевую ставку в июне 2025 года до 20%, в июле ЦБ снизил ключевую ставку с 20 до 18% годовых, констатировав, что текущее инфляционное давление сокращается быстрее прогнозов, оставив при этом нейтральный сигнал о будущей направленности денежно-кредитной политики. Следующее заседание по ключевой ставке состоится 12 сентября. При этом регулятор не стал и на этой неделе давать дополнительных сигналов перед предстоящим заседанием. Зампред ЦБ Алексей Заботкин сообщил во вторник, что ЦБ видит существенный прогресс в снижении инфляции в РФ, но устойчивые темпы роста цен пока остаются выше 4% в пересчете на год.
«Можно ли говорить о победе над инфляцией? Наверное, можно говорить о существенном прогрессе в снижении инфляции по сравнению с ситуацией конца 2024 года. Но утверждать, что устойчивый темп роста цен, устойчивое инфляционное давление уже снизились до целевых 4% с поправкой на сезонность в пересчете на год, пока преждевременно», – говорил он. По его словам, в июле общий рост цен «действительно сложился несколько ниже того, что предполагали недельные цифры, но это было связано со вкладом волатильных компонентов – овощей, фруктов, авиабилетов». «В устойчивых составляющих картина июля и того, о чем можно судить по недельной корзине в августе, согласуется с тем мнением, которое было озвучено по итогам июльского заседания совета директоров, – устойчивый темп роста цен пока не опустился ниже 4%, находится несколько выше этой отметки», – сформулировал Заботкин. По его словам, совет директоров в своих решениях «склонен проявлять осторожность в оценках того, насколько быстро происходит процесс – чтобы избежать риска повторного ускорения инфляции, если эти оценки окажутся преждевременными и чересчур радужными».
Тенденцию сжатия в экономике скрывать больше невозможно, считают эксперты. «На начало сентября 2025 года экономическая ситуация в России характеризуется заметным замедлением темпов роста. Процесс планового охлаждения экономики оказался неконтролируемым и может вовсе привести к длительным и тяжелым «заморозкам», – считает руководитель направления аналитики Института экономики роста им. Столыпина Сергей Васильковский. Он напоминает, что, по последним данным Росстата, рост в обрабатывающей промышленности происходит в основном за счет производств, так или иначе связанных с оборонно-промышленным комплексом, тогда как гражданские отрасли демонстрируют отрицательную динамику. «Дефицит бюджета в годовом выражении может приблизиться к 8 трлн руб., или почти 20% его объема (3–4% ВВП). Авторынок в 2025 году также стагнирует. Прогнозы на 2025 год уже были пересмотрены: ожидаемый рост ВВП, вероятно, составит около 1,2%. Можно предположить, что на самом деле по итогам года он и вовсе уйдет к 1%. Ухудшение динамики основных макроэкономических индикаторов второй квартал подряд уже можно назвать переходом к технической стагнации или даже к рецессии», – подчеркивает эксперт.
По его мнению, если ситуацию не изменить в ближайшие месяцы, то российскую экономику могут ждать сильные потрясения, особенно в тех отраслях, где присутствует закредитованность и одновременно спад спроса, – это девелопмент, металлообработка, производство строительных материалов, авторынок. «Пока рано говорить о глубокой рецессии, но все предпосылки к ней проявляются весьма четко», – делает он вывод.
«Сейчас мы вступили, надеемся, в период снижения процентных ставок, но накопленная долговая нагрузка компаний оказалась уже слишком высокой. Подозреваю, что одним снижением ставки здесь не обойтись. Возможно, придется реструктуризировать кредиты тех компаний, которые продолжают вкладываться в модернизацию, давать им передышку», – говорит член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев. Главный фактор, который позволит увеличить темпы роста ВВП при данной загрузке ресурсов, – доступ к дешевому капиталу для бизнеса, добавляет доцент РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили.