0
3305
Газета СНГ Печатная версия

20.10.2025 19:23:00

Азербайджан становится логистическим хабом для Южного Кавказа и Центральной Азии

Ильхам Алиев прибыл в Астану с государственным визитом и обширными планами

Тэги: астана, госвизит, ильхам алиев, соглашения, логистика, энергетика, индустриальный хаб, культурный обмен


астана, госвизит, ильхам алиев, соглашения, логистика, энергетика, индустриальный хаб, культурный обмен Обсуждать судьбоносные вопросы два лидера начали еще в аэропорту. Фото с сайта www.president.az

С государственным визитом, призванным открыть новую страницу в двусторонних отношениях, президент Азербайджана Ильхам Алиев прибыл в Астану 20 октября. Касым-Жомарт Токаев лично встретил гостя в аэропорту. Во вторник состоятся официальные переговоры один на один и в расширенном формате. Главными темами станут энергетика, транспорт и цифровизация – сферы, где Азербайджан уже зарекомендовал себя как ключевой глобальный логистический хаб, связывающий крупнейшие мировые экономики.

На протяжении последних лет Азербайджан планомерно позиционировал себя как ключевой узел на стыке глобальных и региональных интересов. «Стратегически развивая транспортные коридоры, такие как ТРАСЕКА и «Пояс и путь», эволюционировавший в Транскаспийский международный транспортный маршрут (он же Срединный коридор), а также энергетические проекты для Южного Кавказа и Центральной Азии, включая транспортировку возобновляемой энергии в Европу, Азербайджан закрепил за собой статус незаменимого партнера.

«Сегодня благодаря геополитическим изменениям Баку перешел от желаемого позиционирования к реальному статусу ключевой страны. Заложенный 10 лет назад потенциал в связующих проектах реализован в полной мере. Президент Алиев по праву может считаться лидером «страны-ключа», открывающей для внешних игроков, включая Россию (несмотря на то что это страна региона и «пояса-соседства»), ворота в Южный Кавказ и Центральную Азию. Азербайджан выступает стержневым участником целого ряда проектов, в том числе международного транспортного коридора «Север–Юг», – отметил в беседе с «НГ» эксперт Каспийского института стратегических исследований Александр Караваев.

Сам факт участия Азербайджана в мировых, а не только региональных саммитах говорит о его растущем влиянии. Президент Алиев был среди ключевых участников саммита Европейского политического сообщества в Дании и Ближневосточного саммита мира, организованного по инициативе президентов США Дональда Трампа и Египта Абдельфаттаха ас-Сиси. Не исключено, что Азербайджан может привлечь своих военнослужащих к миротворческим операциям на Ближнем Востоке. Детали этой инициативы пока туманны, но сам факт обсуждения указывает на изменение международного имиджа Азербайджана и эволюцию его отношений с США. Ярким маркером этих перемен является подготовка экспертами двух стран проекта соглашения о стратегическом партнерстве между Баку и Вашингтоном.

Визит Ильхама Алиева в Казахстан имеет не только экономическое, но и важное политическое измерение. За три десятилетия Казахстан и Азербайджан выстроили отношения, свободные от острых противоречий. Недавняя авиакатастрофа рейса авиакомпании AZAL под Актау в декабре 2024 года, унесшая жизни десятков людей, стала проверкой на прочность для трехстороннего сотрудничества Казахстана, Азербайджана и России. Вместо дипломатического кризиса инцидент продемонстрировал пример ответственного взаимодействия.

Совместное расследование под руководством Казахстана, с участием всех сторон и международных экспертов, а также официальные извинения России и разъяснения Владимира Путина позволили избежать обострения. Открытый обмен информацией, совместное решение вопросов компенсаций и технической оценки укрепили доверие. Эта прозрачность предотвратила рост недоверия, показав, что даже сложные ситуации могут быть решены диалогом. Баку высоко оценил сотрудничество Москвы и Астаны, и трагическое событие в итоге способствовало укреплению коммуникации и осознанию важности тесной координации ради безопасности.

20102025_12_2.jpg
Важной составляющей переговоров президентов Казахстана
и Азербайджана станут вопросы увеличения объемов
транспортировки нефти по трубопроводу
Баку–Тбилиси–Джейхан. Фото с сайта president.az
Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде считает, что визит Ильхама Алиева обещает стать важным этапом в укреплении союзнических отношений между двумя странами. Напомним, что договор о стратегических и союзнических отношениях был подписан с Казахстаном в 2004 и 2005 годах. По данным Комитета по статистике РК, товарооборот между Казахстаном и Азербайджаном в 2024 году составил 470 млн долл., а за период с января по август 2025 года достиг 547 млн долл., что превышает показатели аналогичного периода предыдущего года более чем в три раза. Однако поставленная обеими сторонами цель в 1 млрд долл. пока не достигнута. Причина в том, что структура взаимной торговли остается достаточно ограниченной. Казахстан в основном экспортирует в Азербайджан сырье – металлы, нефть, зерно, а Азербайджан – трубы, алюминий и сельхозтовары.

Серьезным барьером долгое время оставалась логистика. Отсутствие общей границы вынуждает развивать морскую и железнодорожную инфраструктуру, а также цифровые торговые коридоры. Сегодня стороны активно инвестируют в модернизацию портов, расширение флота и запуск Digital Trade Corridor, что постепенно снимает ограничения.

Поэтому на переговорах, как сказал «НГ» Ильгар Велизаде, особое внимание будет уделено развитию транспортных и логистических связей. По словам эксперта, продвигается реализация Срединного коридора, который приобретает все большее значение, согласовываются тарифы, создается эффективная инфраструктура. Казахстан и Азербайджан играют особенно важную роль, выступая как стратегические центры этого коридора благодаря своему географическому положению и инвестициям в инфраструктуру, что позволяет им соединять рынки Европы и Азии.

Напомним, что в 2022 году в Актау была подписана дорожная карта по развитию Срединного коридора, предусматривающего модернизацию, устранение барьеров и упрощение таможенных процедур. В 2024 году стороны договорились обновить эту карту, ускорить реализацию проектов и увеличить пропускную способность маршрута до 10 млн т. Эти меры направлены на создание устойчивого и конкурентоспособного транспортного коридора, где Казахстан и Азербайджан с их развитыми портовыми мощностями и логистическими центрами выступают главными локомотивами процесса.

Эксперты также указывают, что важной составляющей переговоров станут вопросы увеличения объемов транспортировки нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Пока у Азербайджана нет больших перевалочных возможностей, тем не менее он способен доставлять часть казахстанской продукции на мировой рынок. По данным компании «Казмунайгаз», Казахстан по этому маршруту намерен поставить 1,2 млн т нефти в 2025 году. По информации Минэнерго Азербайджана, стороны рассматривают возможность довести этот показатель до 7 млн т к 2027 году.

Казахстан и Азербайджан также совместно реализуют два масштабных инфраструктурных проекта. Первый – подводная волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) Актау–Сумгаит (около 380 км по дну Каспия), которая с пропускной способностью более 400 Тбит/с обеспечит Казахстану альтернативный высокоскоростной доступ в интернет и транзит трафика Европа–Китай. Подготовительные работы завершены, строительство начнется в 2026 году.

Второй проект – глубоководный электрический кабель, соединяющий энергосистемы Казахстана, Азербайджана и Узбекистана. Он станет частью зеленого коридора для экспорта зеленой энергии в Европу. Ввод в эксплуатацию запланирован на второй квартал 2026 года.

Помешать осуществлению планов двух стран может одна из острых проблем – обмеление Каспия. Сам Алиев в преддверии визита в интервью агентству «Казинформ» отметил, что «в сложившейся ситуации всем прикаспийским странам крайне важно налаживать тесное сотрудничество, активно обмениваться научной информацией и вырабатывать согласованные меры для смягчения последствий».

«Азербайджан, Казахстан, а также другие прикаспийские страны могут и должны активно продвигать инициативы по охране Каспийского моря на региональных и международных площадках. В условиях нарастающих транснациональных экологических рисков Каспий перестает быть просто водоемом и превращается в символ нашей общей ответственности и необходимости объединенных действий», – заключил он.

По итогам визита азербайджанского лидера в Казахстан ожидается подписание соглашений о развитии портовой инфраструктуры, создании совместного индустриального хаба в Западном Казахстане, о признании образовательных документов и расширении культурного обмена. Важной инициативой может стать и учреждение совместного инвестиционного фонда, который будет финансировать проекты в сферах логистики, энергетики, машиностроения и IT.


Читайте также


Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
1359
Константин Ремчуков: Трамп попросил японского премьера воздержаться от эскалации ситуации вокруг Тайваня

Константин Ремчуков: Трамп попросил японского премьера воздержаться от эскалации ситуации вокруг Тайваня

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 01.12.25

0
1543
Фото недели. Путина принимали в Киргизии по-восточному

Фото недели. Путина принимали в Киргизии по-восточному

0
1084
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
5170

Другие новости