Обсуждать судьбоносные вопросы два лидера начали еще в аэропорту. Фото с сайта www.president.az
С государственным визитом, призванным открыть новую страницу в двусторонних отношениях, президент Азербайджана Ильхам Алиев прибыл в Астану 20 октября. Касым-Жомарт Токаев лично встретил гостя в аэропорту. Во вторник состоятся официальные переговоры один на один и в расширенном формате. Главными темами станут энергетика, транспорт и цифровизация – сферы, где Азербайджан уже зарекомендовал себя как ключевой глобальный логистический хаб, связывающий крупнейшие мировые экономики.
На протяжении последних лет Азербайджан планомерно позиционировал себя как ключевой узел на стыке глобальных и региональных интересов. «Стратегически развивая транспортные коридоры, такие как ТРАСЕКА и «Пояс и путь», эволюционировавший в Транскаспийский международный транспортный маршрут (он же Срединный коридор), а также энергетические проекты для Южного Кавказа и Центральной Азии, включая транспортировку возобновляемой энергии в Европу, Азербайджан закрепил за собой статус незаменимого партнера.
«Сегодня благодаря геополитическим изменениям Баку перешел от желаемого позиционирования к реальному статусу ключевой страны. Заложенный 10 лет назад потенциал в связующих проектах реализован в полной мере. Президент Алиев по праву может считаться лидером «страны-ключа», открывающей для внешних игроков, включая Россию (несмотря на то что это страна региона и «пояса-соседства»), ворота в Южный Кавказ и Центральную Азию. Азербайджан выступает стержневым участником целого ряда проектов, в том числе международного транспортного коридора «Север–Юг», – отметил в беседе с «НГ» эксперт Каспийского института стратегических исследований Александр Караваев.
Сам факт участия Азербайджана в мировых, а не только региональных саммитах говорит о его растущем влиянии. Президент Алиев был среди ключевых участников саммита Европейского политического сообщества в Дании и Ближневосточного саммита мира, организованного по инициативе президентов США Дональда Трампа и Египта Абдельфаттаха ас-Сиси. Не исключено, что Азербайджан может привлечь своих военнослужащих к миротворческим операциям на Ближнем Востоке. Детали этой инициативы пока туманны, но сам факт обсуждения указывает на изменение международного имиджа Азербайджана и эволюцию его отношений с США. Ярким маркером этих перемен является подготовка экспертами двух стран проекта соглашения о стратегическом партнерстве между Баку и Вашингтоном.
Визит Ильхама Алиева в Казахстан имеет не только экономическое, но и важное политическое измерение. За три десятилетия Казахстан и Азербайджан выстроили отношения, свободные от острых противоречий. Недавняя авиакатастрофа рейса авиакомпании AZAL под Актау в декабре 2024 года, унесшая жизни десятков людей, стала проверкой на прочность для трехстороннего сотрудничества Казахстана, Азербайджана и России. Вместо дипломатического кризиса инцидент продемонстрировал пример ответственного взаимодействия.
Совместное расследование под руководством Казахстана, с участием всех сторон и международных экспертов, а также официальные извинения России и разъяснения Владимира Путина позволили избежать обострения. Открытый обмен информацией, совместное решение вопросов компенсаций и технической оценки укрепили доверие. Эта прозрачность предотвратила рост недоверия, показав, что даже сложные ситуации могут быть решены диалогом. Баку высоко оценил сотрудничество Москвы и Астаны, и трагическое событие в итоге способствовало укреплению коммуникации и осознанию важности тесной координации ради безопасности.
![]() |
Важной составляющей переговоров президентов Казахстана и Азербайджана станут вопросы увеличения объемов транспортировки нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Фото с сайта president.az |
Серьезным барьером долгое время оставалась логистика. Отсутствие общей границы вынуждает развивать морскую и железнодорожную инфраструктуру, а также цифровые торговые коридоры. Сегодня стороны активно инвестируют в модернизацию портов, расширение флота и запуск Digital Trade Corridor, что постепенно снимает ограничения.
Поэтому на переговорах, как сказал «НГ» Ильгар Велизаде, особое внимание будет уделено развитию транспортных и логистических связей. По словам эксперта, продвигается реализация Срединного коридора, который приобретает все большее значение, согласовываются тарифы, создается эффективная инфраструктура. Казахстан и Азербайджан играют особенно важную роль, выступая как стратегические центры этого коридора благодаря своему географическому положению и инвестициям в инфраструктуру, что позволяет им соединять рынки Европы и Азии.
Напомним, что в 2022 году в Актау была подписана дорожная карта по развитию Срединного коридора, предусматривающего модернизацию, устранение барьеров и упрощение таможенных процедур. В 2024 году стороны договорились обновить эту карту, ускорить реализацию проектов и увеличить пропускную способность маршрута до 10 млн т. Эти меры направлены на создание устойчивого и конкурентоспособного транспортного коридора, где Казахстан и Азербайджан с их развитыми портовыми мощностями и логистическими центрами выступают главными локомотивами процесса.
Эксперты также указывают, что важной составляющей переговоров станут вопросы увеличения объемов транспортировки нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Пока у Азербайджана нет больших перевалочных возможностей, тем не менее он способен доставлять часть казахстанской продукции на мировой рынок. По данным компании «Казмунайгаз», Казахстан по этому маршруту намерен поставить 1,2 млн т нефти в 2025 году. По информации Минэнерго Азербайджана, стороны рассматривают возможность довести этот показатель до 7 млн т к 2027 году.
Казахстан и Азербайджан также совместно реализуют два масштабных инфраструктурных проекта. Первый – подводная волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) Актау–Сумгаит (около 380 км по дну Каспия), которая с пропускной способностью более 400 Тбит/с обеспечит Казахстану альтернативный высокоскоростной доступ в интернет и транзит трафика Европа–Китай. Подготовительные работы завершены, строительство начнется в 2026 году.
Второй проект – глубоководный электрический кабель, соединяющий энергосистемы Казахстана, Азербайджана и Узбекистана. Он станет частью зеленого коридора для экспорта зеленой энергии в Европу. Ввод в эксплуатацию запланирован на второй квартал 2026 года.
Помешать осуществлению планов двух стран может одна из острых проблем – обмеление Каспия. Сам Алиев в преддверии визита в интервью агентству «Казинформ» отметил, что «в сложившейся ситуации всем прикаспийским странам крайне важно налаживать тесное сотрудничество, активно обмениваться научной информацией и вырабатывать согласованные меры для смягчения последствий».
«Азербайджан, Казахстан, а также другие прикаспийские страны могут и должны активно продвигать инициативы по охране Каспийского моря на региональных и международных площадках. В условиях нарастающих транснациональных экологических рисков Каспий перестает быть просто водоемом и превращается в символ нашей общей ответственности и необходимости объединенных действий», – заключил он.
По итогам визита азербайджанского лидера в Казахстан ожидается подписание соглашений о развитии портовой инфраструктуры, создании совместного индустриального хаба в Западном Казахстане, о признании образовательных документов и расширении культурного обмена. Важной инициативой может стать и учреждение совместного инвестиционного фонда, который будет финансировать проекты в сферах логистики, энергетики, машиностроения и IT.