0
351
Газета Политика Печатная версия

04.09.2025 19:58:00

КПРФ вроде бы спешит в Иркутск на помощь Левченко

ЦК в принципе не торопится вкладывать партийные ресурсы в губернаторские кампании

Тэги: кпрф, коммунисты, левченко, иркутск, выборы

Online версия

кпрф, коммунисты, левченко, иркутск, выборы Иркутский коммунист Сергей Левченко продолжает кампанию, но с меньшим медийным эффектом. Кадр из видео с сайта www.kprf.ru

Коммунисты начали подводить итоги предвыборной борьбы за места губернаторов. И на примере Оренбургской области хорошо видно, что кандидаты КПРФ ведут не столько политические, сколько тихие избирательные кампании. Технологии – классические, радикализма не просматривается, что стало характерным и для самой перспективной Иркутской области. В КПРФ констатировали, что ее кандидат Сергей Левченко как-то не прибавил оборотов на середине агитационного этапа. Это считается признаком неких договоренностей, но эксперты «НГ» напомнили, что у левых такие решения обычно принимает центральное руководство. И хотя на помощь Левченко уже спешат десанты партийных депутатов Госдумы, ЦК, похоже, не торопится с наращиванием каких-либо иных ресурсов.

Лидер оренбургских коммунистов Максим Амелин рассказал о предварительных итогах хода избирательной кампании в регионе. Сам Амелин в этот раз не стал баллотироваться в губернаторы, в выборах участвует депутат КПРФ горсовета Оренбурга Денис Батурин.

По словам Амелина, на завершающей стадии кандидат работает с массами, наращивая влияние партии. Кстати, Батурин параллельно участвует в перевыборах горсовета. Практически такую же – классическую для левых – кампанию ведет в Иркутской области и самый мощный кандидат КПРФ. При этом в КПРФ появился доклад, суть которого – это тревога о том, что его кампания, вначале вроде набравшая обороты, теперь вдруг как бы застопорилась. После регистрации Левченко 7 августа и до 21 августа он выглядел основным соперником действующего губернатора Игоря Кобзева. Еще двое претендентов – от «Справедливой России – За правду» и ЛДПР выступали в качестве статистов. Однако уже к 31 августа для Левченко возникла угроза ослабления завоеванных позиций, при этом кандидат ЛДПР стал его конкурентом в виде основного ограничителя роста медийного влияния коммуниста.

«Одна из причин – ресурсные ограничения у Левченко, внутриэлитные союзники у него не проявились, и он сражается с губернатором без мощной коалиции, какая была у него в 2015 году», – отмечается в докладе. Так что Левченко, если он не нарастит социальную риторику и заметность кампании, рискует уступить ЛДПР часть неопределившегося электората, полагают аналитики КПРФ. Создается такое впечатление, что либо кампанию приостановил сам Левченко, чтобы не поссориться окончательно с региональными властями, либо ее мягко притормозило центральное руководство КПРФ. Однако в партии с этим не согласились, заметив, что просто та административная машина, с которой борются коммунисты, слишком сильна – и она сейчас как раз разворачивается против Левченко.

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Левченко не уменьшал активность, кампания как шла, так и идет, но усилилось противостояние. Мы видим, как увеличилось вливание ресурсов у наших оппонентов: и губернатора, и кандидата ЛДПР. При этом обострилась цензура в СМИ, коммунистов там просто блокируют». И он заметил, что угрозы третьего места для Левченко на выборах ни при каких раскладах точно нет, то есть кандидат ЛДПР его не обойдет. Вопрос, конечно, есть только в процентах. Кстати, Обухов сказал «НГ», что и угрозы второго тура для губернатора тоже нет.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что у Левченко был яркий старт кампании. Но при этом размер избирательного фонда коммуниста в восемь раз меньше, чем у губернатора. «Я смотрел разные рейтинги, при вхождении в кампанию Левченко реально шел с губернатором чуть ли не ноздря в ноздрю. Перспектива второго тура была вполне реальной. Регистрация Левченко прошла громко, хорошо была встречена первая агитация, первые билборды. Но совершенно очевидно, что ресурсов на полноценную кампанию не хватает», – заявил Калачев. У Кобзева, по последним данным, затараты составляют 36,8 млн руб. Это не считая организационного, информационного, элитного и административного ресурсов. Однако, напомнил Калачев, КПРФ все-таки федеральная партия, а значит, и ресурсы у нее имеются. Но раз партия их не выделяет на помощь Иркутску, то, следовательно, это, видимо, не просто так.

«Можно, конечно, говорить, что КПРФ не тормозит кампанию. Но попробуйте вести ее без денег! Ничего не выйдет. Поэтому можно сделать вывод, что кампанию стопорит не сам Левченко, а руководство партии по каким-то причинам», – подчеркнул Калачев. Хотя если бы Левченко вдруг оказался на третьем месте, то это был бы удар не столько по нему, сколько по всей КПРФ. Так что тактику «не раскручивать кампанию», видимо, можно объяснять некими скрытыми условиями. Либо это результат кулуарных переговоров, либо неожиданного роста рейтинга Левченко в ходе кампании, которую потому и решено притушить. Калачев напомнил «НГ», что Кобзев отказался участвовать в дебатах с Левченко, которые как раз могли бы показать реальную борьбу, чем и стали бы интересны. «В отличие от других регионов, где главе нет смысла бороться с ноунеймами, в Иркутске это была бы встреча двух равных кандидатов. С обсуждением программ, путей развития, с цифрами на руках и т.д. Это были бы самые интересные дебаты. Но губернатор от этого отказался, что само по себе о многом говорит», – подчеркнул он.

При этом Калачев заметил, что тактика Левченко, возможно, объяснима чисто технологически: «В условиях ограниченных средств, если бы я вел кампанию как штабной политтехнолог, я рекомендовал бы сделать акцент на двух вещах. На ярком старте и ярком финише, например, за неделю до голосования. Может быть, в штабе Левченко так и решили».  

Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков пояснил «НГ», что КПРФ ведет стандартную кампанию: «Агитация, встречи с избирателями, баннеры. И кампания Левченко не сильно выделялась по технологиям, но его выгодно отличает стопроцентная узнаваемость в регионе». При этом, считает он, в Иркутской области кампания с самого начала политическая, а не референдумная. «Там голосовать можно не только за или против Кобзева, есть не менее яркий оппонент. Коммунисты сразу дали понять, что Левченко – это такая графа «против всех» в чистом виде. Поэтому, видимо, штаб Кобзева и принял решение попытаться растащить голоса, просто чтобы дополнительно на всякий случай ослабить позиции Левченко», – заметил Гращенков. По его словам, сейчас могут еще ярче «подсветить кандидатов ЛДПР и СРЗП – и последнюю как единственную женщину, участвующую в кампании». А у штаба самого губернатора есть явная установка ориентироваться на результат 2020 года, набрав не меньше, чем тогда, то есть около 60%.

Гращенков предположил, что к кулуарным переговоры в Иркутской области вполне могло подключиться федеральное руководство КПРФ, которое сейчас планирует кампанию в Госдуму 2026 года. «Губернаторские выборы для партии – это повод освежить свой бренд, выигрывать уже давно никто не рассчитывает, поэтому ссориться с властями регионов не входит в планы ЦК. И такая тактика оборачивается тем, что на вторых местах в губернаторских кампаниях по социологии кое-где уже просматриваются кандидаты ЛДПР или даже «Новых людей». Но приоритет для руководства КПРФ сейчас не «победа любой ценой», а раскрутка перед думской кампанией. Поэтому партия придерживает своих кандидатов там, где они проявляют излишнее рвение. И где кампании могли бы стать реальными политическими как в прежние времена, с активной критикой действующих глав. А в наше время это уже выход за красные линии», – напомнил он. Тем более, подчеркнул Гращенков, что и во время кампании делаются социологические замеры: «И там, где кандидаты КПРФ рьяно начинали и где рейтинги оппозиции сейчас показались властям высоковатыми, могло быть принято решение эти кампании притушить. Например, в той же Иркутской области. Поэтому федеральное руководство Левченко и не помогает». Вместе с тем, по мнению Гращенкова, «сам Левченко мог применить спортивный метод «спурта» для своей кампании, то есть на ее середине резко затормозить, чтобы на последнем этапе снова развернуться во всю силу».


Читайте также


Евросоюз погодит ставить на новенького

Евросоюз погодит ставить на новенького

Светлана Гамова

Брюссель посмотрит, кто победит на парламентских выборах в Молдавии

0
388
Борьба партий с детьми мигрантов выходит за рамки гуманизма

Борьба партий с детьми мигрантов выходит за рамки гуманизма

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К концу выборной кампании зазвучали идеи о дискриминации приезжих и ненастоящих граждан

0
2116
«Цифровой запас» положен не всем губернаторам

«Цифровой запас» положен не всем губернаторам

Иван Родин

Дистанционное электронное голосование остается админресурсом федерального значения

0
1364
Борьба с нейроагитацией начинается с Челябинска

Борьба с нейроагитацией начинается с Челябинска

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избирком не пустил на выборы листовку КПРФ, созданную искусственным интеллектом в стиле «красный пин-ап»

0
1373

Другие новости