Фото Reuters
В Киеве и на Западе идет обсуждение идеи переговоров с Москвой, которые бы привели к заморозке линии боевого соприкосновения. Президент Украины Владимир Зеленский не отверг возможность прекращения конфликта по южнокорейскому сценарию, а советник руководителя его офиса Михаил Подоляк сообщил, что заморозка боевых действий по линии фронта рассматривается как один из вариантов. Днем ранее в Китае президент РФ Владимир Путин заявил, что «если здравый смысл восторжествует, то договориться о приемлемом варианте прекращения этого конфликта можно».
Россия готова продолжать диалог с Украиной в Стамбуле и открыта к рассмотрению вопроса повышения уровня российских делегаций, сообщил представитель внешнеполитического ведомства РФ. А британская The Telegraph написала о том, что заморозка боевых действий выгодна Украине и повысила бы ее шансы вернуть потерянные регионы. В материале издания говорится, что при этом заморозка должна состояться при «четких условиях», которые исключают «юридическое признание изменений территорий», а военная поддержка со стороны Запада «должна продолжаться и включать дальнейшую поставку Киеву средств противовоздушной обороны, боеприпасов и другого вооружения, тренировку солдат».
Москве же важна не заморозка фронта, а обеспечение долгосрочного мира, при котором у Украины будет нейтральный статус, иностранные войска в этой стране не появятся, а сама она откажется от милитаризации. Об этом, добавляя другие гуманитарные условия (свобода общения граждан на русском языке, отказ Киева от преследования нацменьшинств и Русской православной церкви и т.п.), говорили многие российские официальные лица.
Однако даже после подписания мирного договора, по мнению экспертов и политиков, могут возникнуть коллизии, напрямую связанные с угрозами военной безопасности РФ. Скажем, президент США Дональд Трамп уже заверил российскую сторону, что Украина не вступит в НАТО. Но нынешний американский президент не вечен, а в Штатах и Европе есть немало политиков, которые хотели бы видеть Украину в альянсе. «Сейчас, стремясь достичь перемирия, Киев и его европейские партнеры в НАТО готовы пообещать, что будет выполняться это условие, но потом может начаться совсем другой процесс. Поэтому на предстоящих переговорах о прекращении конфликта важно настаивать на том, чтобы документально зафиксировать обязательство невступления Украины в НАТО и со стороны ее самой, и со стороны ее союзников», – заявил «НГ» военный эксперт, полковник в отставке Николай Шульгин.
Москва также требует у Киева отказаться от идеи присутствия иностранных войск на Украине. 4 сентября в Париже «коалиция желающих» собиралась во многом для обсуждения этой темы. Президент Франции Эммануэль Макрон уже заявил, что работа над гарантиями безопасности «завершена и готова к политическому одобрению». По словам французского лидера, гарантии безопасности «включают поддержку сил обороны, отправку войск для обеспечения мира на Украине и обязательства поддержки от США». Зеленский же считает, что «коалиция желающих» выглядит на сегодняшний день «теоретической». Таким образом, можно допустить, что союзники Украины для достижения компромисса с РФ могут не посылать своих миротворцев на Украину.
Но вопросы, связанные с иностранным военным присутствием, все же остаются. Неясно, кто должен отслеживать, как идет мирный процесс, как его соблюдают конфликтующие стороны и нужна ли буферная зона между участниками конфликта. Кто будет обеспечивать контроль и отвод вооружений и боевой техники из нее? «Это, видимо, будут делать военные наблюдатели из нейтральных стран, у которых должен быть мандат ООН», – считает Шульгин. Кроме того, США и НАТО полны решимости обеспечить Киеву другие военные гарантии, в том числе путем присутствия военных из альянса вблизи ее границ и контроля за ее воздушным пространством. США уже пообещали снабжать НАТО и Украину разведданными и обеспечивать средствами противовоздушной обороны. Но Москва требует, чтобы концентрация войск НАТО на восточном его фланге была остановлена. «У РФ с НАТО уже есть договоренность не расширяться на восток. НАТО не имеет право создавать дополнительные гарнизоны у границ РФ и Белоруссии. Но сейчас договоренности проигнорированы», – отмечает Шульгин. Поэтому в документах, обеспечивающих прекращение конфликта, важно зафиксировать предельную численность сил НАТО в приграничных с Украиной странах, контролировать которую может ООН, полагает эксперт. Страны НАТО могут пойти на такие условия, но будут ли они на деле их соблюдать? Скажем, Дональд Трамп в ходе встречи с президентом Польши Каролем Навроцким в Белом доме уже заявил о том, что американские военные останутся в Польше, а их количество может быть увеличено.
Также непросто будет обеспечить отказ Киева от милитаризации. Сокращение Вооруженных сил Украины (ВСУ), конечно, произойдет. Их предельный уровень по личному составу и другим боевым показателям, вооружениям, размещение и количество военных баз и объектов по стране тоже могут быть прописаны в договоре. Но вряд ли Киев откажется от повышения качественных показателей ВСУ и вряд будет свертывать то военное производство, которое сейчас все шире развертывается на Украине. «Эти ограничения также должны быть оговорены в мирном договоре», – считает эксперт.
На этом фоне Российская армия продолжает наступать. По сообщению военного ведомства РФ, за сутки российские военнослужащие установили контроль над населенным пунктом Новоселовка в Днепропетровской области Украины. Как отмечает Bloomberg, сейчас РФ концентрирует силы на покровском направлении. «Наступление там нужно, чтобы открыть путь для атаки на Краматорск и Славянск», – пишет издание. Польская Interia также считает, что одна из главных целей Вооруженных сил РФ в настоящее время – занять Покровск. При этом отмечается, что российские войска ведут одно из крупнейших за время конфликта наступлений практически по всей длине фронта. «Его цель – занять такие ключевые города, как Харьков и Покровск, которые являются логистическими узлами для ВСУ. Если оборона этих населенных пунктов рухнет, то под контролем Кремля окажутся стратегические транспортные пути, в результате чего весь украинский фронт может вскоре рассыпаться», – делают выводы авторы польского издания.