0
7732
Газета Экономика Интернет-версия

12.03.2015 00:01:00

В Пенсионном фонде говорят о мошенничестве с накоплениями

Тэги: пенсии, антон дроздов, негосударственный пенсионный фонд, нпф, пенсионный фонд россии, пфр, мошенничество, заявление


Заявление о переводе денег в негосударственный пенсионный фонд иногда становится условием приема на работу.	Фото РИА Новости
Заявление о переводе денег в негосударственный пенсионный фонд иногда становится условием приема на работу. Фото РИА Новости

Через неделю правительство может ликвидировать обязательные пенсионные накопления и заменить их добровольными отчислениями. Против этого решения выступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и некоторые ведомства, заинтересованные в сохранении принудительных пенсионных накоплений. Между тем государственный Пенсионный фонд России (ПФР) заявил вчера, что перевод гражданами своих накоплений в тот или иной НПФ часто связан с обманом, административным давлением и мошенничеством. Однако представители НПФ не согласны с этими обвинениями.

Значительная часть переводов средств пенсионных накоплений в НПФ вызвана не осознанным желанием граждан, а недобросовестными, порой мошенническими действиями участников рынка, которые выманивают деньги у граждан, заявляют некоторые эксперты пенсионной системы. Впрочем, другие специалисты считают подобные выводы преувеличением. Как вчера уточнили «НГ» в самом ПФР, правильнее говорить, что «зачастую» граждан побуждают переводить деньги в конкретный частный фонд, в том числе и вводя их в заблуждение.

Но небольшая разница в формулировках не снимает с повестки дня саму проблему. «В Пенсионный фонд России регулярно поступает информация о недобросовестных практиках и неправомерных действиях НПФ, связанных с переводом пенсионных накоплений граждан», – сообщили вчера в пресс-службе ведомства Антона Дроздова. При этом ПФР ссылается как на обращения граждан через социальные сети, горячие линии клиентских служб фонда, так и на социологические опросы.

Представители ПФР напомнили, что летом прошлого года был проведен опрос 4900 посетителей своих клиентских служб. Граждан спрашивали: «Если вы перевели пенсионные накопления в НПФ или собираетесь перевести, то как вы выбирали НПФ?» Большинство – 39% опрошенных – ответили, что «никогда не будут переводить средства в НПФ».

Около 10% респондентов признались, что перевод средств был осуществлен без их ведома или под административным давлением. Среди них около 4% сообщили, что перевод средств был обусловлен требованиями банка, страховой компании или агентства по трудоустройству. Еще 4% сослались на требования работодателя. Наконец, около 2% сказали, что средства в НПФ оказались вообще без их ведома.

Иногда работодатели не прибегают к грубому давлению и ограничиваются лишь рекомендациями – об этом методе сообщили около 8% опрошенных. И только 21% респондентов заявили, что выбрали НПФ самостоятельно, изучив всю информацию о разных фондах. Также добровольно, но основываясь на рекомендациях знакомых и близких, НПФ выбрали 19% граждан. И 3% признались, что выбрали определенный НПФ, доверившись его агенту.

В ПФР рассказали, как именно некоторые частные фонды вынуждают граждан перевести к ним свои накопления. Например, агенты НПФ могут ходить по домам и представляться «сотрудниками пенсионного фонда», не уточняя при этом, какого именно. Граждане автоматически воспринимают их как представителей государственного Пенсионного фонда, впускают в дом и соглашаются подписать предлагаемые документы, не вдаваясь в подробности. Иногда представители НПФ призывают граждан немедленно перевести пенсионные накопления в частный фонд, утверждая, что если они этого не сделают, то по закону все их накопленные деньги «сгорят».

Но бывают случаи и более агрессивного давления на людей. Как сообщают в ПФР, например, требование о переводе пенсионных накоплений в аффилированный НПФ может стать условием получения кредита в банке. Бывает, что перевод пенсионных накоплений в НПФ навязывается при простейших технических операциях, например при смене банковской карты. Причем, как уточняют в ведомстве Антона Дроздова, «предложение о переводе сопровождается дезинформированием и угрозами, особенно весомыми, так как поступают от сотрудников финансовых организаций».

Иногда договор о переводе средств подсовывается в общей стопке бумаг, которые даются клиенту банка на подпись при получении им какой-то иной банковской услуги. «Люди узнают о том, что перевели средства пенсионных накоплений в НПФ из смс-сообщений от фонда: «Спасибо, что выбрали наш НПФ!» – приводят примеры представители ПФР. Примечательно, что граждане жалуются в том числе и на работников крупных госбанков с широкой филиальной сетью.

Навязывают услуги частных фондов не только банки, но и кадровые службы или работодатели. «В кадровых агентствах, кадровых службах предприятий при трудоустройстве или заполнении документов соискателей прямо вынуждают подписывать договор о переводе пенсионных накоплений в аффилированный НПФ либо без разъяснений подсовывают соответствующий договор в ворохе анкет и других бумаг», – поясняют в ПФР. Иногда это делается на собеседовании, после которого человека на работу могут и не взять.

В Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) с выводами Пенсионного фонда не согласились. Советник президента НАПФ Валерий Виноградов назвал претензии некорректными. По его мнению, это «выход на тропу войны» в преддверии запланированного на 17 марта правительственного совещания, на котором будет обсуждаться судьба обязательного накопительного компонента пенсий. Виноградов напомнил, что борьба с неправомерным переводом средств граждан в НПФ была развернута еще 3–4 года назад. И в этом направлении достигнут прогресс. Если в 2011 году от граждан поступило более 5 тыс. официальных жалоб, то в прошлом году, по состоянию на 31 декабря, их было уже 1248, сообщает Виноградов. «С тех пор, с нашей точки зрения, элемент настоящего мошенничества чрезвычайно снизился», – говорит Виноградов.

Он уточняет, что речь идет именно об официальных письменных жалобах граждан, в которых указаны все необходимые персональные данные. Потому что именно такие жалобы, а не звонки на горячие линии фонда и иные обращения признаются правоохранителями. На фоне общего числа заключенных соглашений с НПФ это незначительная доля незаконных или оспариваемых переводов. Более того, 6% этих жалоб были впоследствии урегулированы самими фондами.

При этом жалобы поступают не только по поводу действий НПФ, но и по поводу действий самого ПФР. «На сегодня в негосударственных фондах зафиксировано около 4 тыс. официальных жалоб граждан на ПФР, – замечает Виноградов. – В клиентских службах ПФР этим гражданам отказали в приеме заявлений о переводе средств в частные фонды». Повод для отказа, по словам представителя НАПФ, формальный – устаревшая форма заявления или придирки к оформлению документов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
364
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
468
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
380
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
324

Другие новости