0
5618
Газета Экономика Печатная версия

12.01.2017 20:16:00

Автопрому обещают выход из кризиса в наступившем году

Половина мощностей дотируемой отрасли оказались ненужными

Тэги: автопром, продажи, экспорт, статистика, минпромторг, стратегия


автопром, продажи, экспорт, статистика, минпромторг, стратегия Невостребованные на отечественном рынке авто будут пристраивать за границу с помощью государства. Фото Reuters

В декабре продажи отечественных авто упали всего на 0,9%, и хотя общее падение за 2016 год составило около 11%, специалисты отрасли заговорили о смене тренда, обнаружении реального дна и даже предсказывают в 2017 году рост на 4%. Однако перегретый господдержкой автопром работает только на половину мощности. Автопроизводители теперь надеются на рост экспорта автомобилей российской сборки, поскольку платежеспособность российского потребителя вырастет за год всего лишь на 1%.

Хотя продажи легковых автомобилей в декабре опять снизились, специалисты автомобильного рынка РФ явно полны оптимизма и строят радужные планы на ближайшее будущее. За весь 2016 год продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 11%, продано 1,42 млн штук, тогда как годом ранее объем рынка составлял 1,6 млн. Зато в декабре они упали всего на 0,9%, это самый низкий показатель за последние два года. Такие данные были приведены вчера Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ).

«Продажи в декабре составили 146 тыс. штук, 10% роста от уровня ноября 2016 года и на 0,9% ниже результата декабря 2015 года. Продажи 2016 года на 176 тыс. штук меньше, чем в 2015 году, – сообщил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – Мы надеемся, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить четырехлетнее падение и вернуться к умеренному росту. Ожидаем, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей, или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году».

Для того чтобы понять, почему люди радуются падению сбыта на 0,9%, надо вспомнить, что творилось на этом рынке в последние годы. Еще не так давно Россия была главным автомобильным рынком Европы, в 2008 году наша страна впервые вышла на первую позицию, когда за полгода было реализовано 1,64 млн машин. Но лидерство удалось удержать только до начала кризиса в 2014 году. Уже в 2015 году падение продаж составило 45,3%. А в 2016 году, по данным аналитического агентства «Автостат», автомобильный рынок России сократился в массовом сегменте на 12,2%, в премиальном – на 7,2%.

Теперь же АЕБ ожидает рост сразу на 4%, о радужных перспективах говорят и российские чиновники. В конце декабря замглавы Минпромторга Глеб Никитин прогнозировал увеличение производства отечественных авто на 7% в случае продолжения господдержки отрасли.

Отрасль поддержали как никакую другую. Если еще в октябре 2015 года программе господдержки спроса был обязан каждый третий проданный автомобиль, то, по заявлению еще одного замглавы Минпромторга Александра Морозова, в середине 2016 года господдержка обеспечила продажу больше половины выпущенных автомобилей. «Такого проникновения госпрограмм в объем продажи наших производителей мы еще не достигали», – сказал Морозов.

После долгих дискуссий объем господдержки на 2017 год остался на прежнем уровне, в районе 63 млрд руб., правда, как утверждал сам глава Минпромторга Денис Мантуров, структура ее изменилась, она стала более целевой.

Для рынка лоббистские способности автоотрасли не остались незамеченными, ведь, например, по итогам 2015 года вклад автопрома в ВВП страны составил чуть менее полпроцента, а на более чем 400 его предприятиях занято около полумиллиона человек. За дотации даже в жестких бюджетных рамках ратовали как премьер Дмитрий Медведев, заявивший, что «нам Детройт не нужен», так и сам президент Владимир Путин.

Поддержку автопроизводители оценили, некоторые заводы даже перешли на двухсменный график работы.   Самым интересным эффектом поддержки стало массовое поднятие цен: в конце декабря около 15 автопроизводителей подняли цены на свою продукцию, а всего в 2016 году, по результатам исследования рынка агентством «Автостат», автомобили в России подорожали в среднем на 15%. Притом, что общая инфляция составила 5,6%.

Возможно, мечты о 4-процентном росте сбыта отечественных авто в следующем году также формирует искаженная дотациями реальность, ведь известно, что доходы россиян настолько не вырастут. По словам министра финансов Антона Силуанова, рост реальных доходов населения в следующем году составит около 1,5%,  а Минэкономразвития ожидал, что среднегодовые темпы роста реальных располагаемых доходов составят в 2017–2019 годах 1%.

Конечно, автопром не может абстрагироваться от реалий отечественной экономики, но стремится избавиться от чрезмерной зависимости от внутреннего спроса и курса валют. Кроме того, отрасли предстоит бороться с пузырем переразвитых производственных мощностей. Как сообщил директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Володин, существующие мощности рассчитаны на производство 3,2 млн автомобилей в год, а по данным за 11 месяцев 2016 года средняя загрузка составила только 40–45%. «Даже к 2020 году ни одна аналитическая компания не прогнозирует внутренний рынок на уровне 3,2 млн, который нам необходим для загрузки мощностей на 100%», – говорил чиновник.

Опубликованная недавно Минпромторгом стратегия развития автомобильной отрасли России до 2025 года предполагает теперь помощь производителям на всех этапах выхода на внешние рынки. К концу 2018 года надеются в полтора раза нарастить экспортные поставки. Также власти намерены стимулировать производство автокомпонентов в России, чтобы увеличить локализацию производства авто (сейчас она составляет в среднем 30–55%). СМИ сообщали, что в 2017–2019 годах автопром получит 34 млрд руб. в качестве субсидий на экспорт, что больше других несырьевых отраслей.

Информационный портал «Автовзгляд» сообщает, что российские автопроизводители (в том числе и иностранные, работающие на территории РФ) планируют нарастить экспорт автомобилей на 200–300 тыс. штук в год (сейчас вывозят 50–60 тыс.). Например, концерн УАЗ уже договорился с дилером о поставках своих «Патриотов» в Парагвай, откуда надеется вытеснить японские и китайские аналоги. АвтоВАЗ собирается осваивать центральноазиатский рынок, в связи с чем строит предприятие в казахстанском Усть-Каменогорске. ГАЗ сообщил, что в 2017 году будет производить для экспорта более 20% автомашин. А французский концерн «Рено» уже сейчас продает за границу 12% машин, собранных в России.

Директор департамента розничных продаж новых автомобилей компании «Автоспеццентр» Алексей Потапов считает, что незначительный рост рынка возможен начиная с третьего квартала 2017 года. «Мы позитивно оцениваем отложенный спрос россиян на обновление автопарка, но он активно проявит себя не ранее 2018 года, когда продажи действительно могут пойти вверх. В 2016 году автопроизводители сдерживали рост цен и предоставляли дополнительные скидки и акции, продолжится ли это в 2017 году – прогнозировать сложно, поскольку искусственное поддержание спроса чревато для производителей сильным снижением рентабельности работы на российском рынке», – сказал «НГ» Потапов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Экономисты увидели  "странные данные" Росстата по общему росту промышленности

Экономисты увидели "странные данные" Росстата по общему росту промышленности

1
948
В мире голодает каждый девятый человек

В мире голодает каждый девятый человек

Ольга Соловьева

При этом страдает ожирением – каждый восьмой

0
891
Антикоррупционный аврал

Антикоррупционный аврал

Александр Сухаренко

"Крестовый поход" против злоупотреблений чиновников может вызвать побочный эффект

0
1632
Доходы "Газпрома" от экспорта природного газа за первое полугодие снизились на 3,8%

Доходы "Газпрома" от экспорта природного газа за первое полугодие снизились на 3,8%

0
1067

Другие новости

Загрузка...
24smi.org