0
20198
Газета Экономика Печатная версия

16.05.2018 00:01:00

Назарбаев предложил Путину мегапроект на 15 миллиардов долларов

Казахстан намерен использовать свои транзитные козыри на территории России

Тэги: казахстан, назарбаев, проект, судоходный канал, каспий, черное море, еаэс


казахстан, назарбаев, проект, судоходный канал, каспий, черное море, еаэс Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев хочет построить новый судоходный канал. Фото РИА Новости

Казахстан использовал последний саммит лидеров ЕврАзЭС в Сочи для продвижения проекта судоходного канала по территории России из Каспийского моря в Черное. Этот канал очень выгоден Казахстану, но создает риски для России. Поэтому российские власти последнее десятилетие не проявляли особого интереса к казахстанскому проекту. Теперь же они могут заинтересоваться этим мегапроектом для оживления российской экономики.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал лидеров стран Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) обсудить проект соединения Черного и Каспийского морей судоходным каналом. «Перспективным проектом стало бы строительство судоходного канала Евразия, который позволит связать водными путями Черное и Каспийское моря», – заявил Назарбаев на заседании Высшего Евразийского совета в Сочи в понедельник.

Затраты на сооружение канала оцениваются в 15 млрд долл., а само строительство может продолжаться около 10 лет. Сейчас проплыть из Каспийского моря в Черное можно по Волге, Волго-Донскому каналу с выходом в Азовское море. Но предлагаемый Назарбаевым новый канал Евразия будет короче Волго-Донского маршрута примерно на тысячу километров. К тому же новый канал может быть построен с гораздо большей пропускной способностью – до 45 млн т грузов в год. Проект канала Евразия Назарбаев предложил Владимиру Путину еще 11 лет назад.

В России проект строительства канала Евразия до сих пор особого энтузиазма не вызывал. Более того, на съезде Русского географического общества в 2011 году был представлен весьма критический анализ последствий строительства канала Евразия. 

«Фактически Казахстан предлагает новый международный транспортный коридор в широтном направлении, параллельно Транссибу и в обход России. В случае реализации этого проекта Казахстан может получить от 2 до 4 млрд долл. в год. Россия же из-за переориентации транспортной инфраструктуры в интересах других государств и перераспределения грузопотоков в сторону Казахстана может потерять значительно больше», – утверждает доктор наук Владимир Кривошей, который анализировал проект нового канала. При наличии судоходного канала Евразия часть транзитных грузов будет перетянута от Транссиба в Казахстан.

По оценкам эксперта, объем земляных работ при сооружении канала может составить около 500 млн куб. м. Объем железобетонных работ на шлюзах превысит 3 млн куб. м. С учетом вероятного увеличения бюджета строительства суммарные затраты на сооружение канала ученый оценивал в сумму до 25 млрд долл. При этом перспектива окупаемости самого проекта оказывалась под большим вопросом.

Впрочем, источником финансирования канала не обязательно должен быть российский бюджет. И если финансирование проекта возьмет на себя Казахстан, то российские чиновники могут и переоценить негативные последствия для РФ этого транзитного проекта.

Еще один стимул для начала строительства канала – это стремление оживить Евразийский экономический союз. «Организация ЕврАзЭС, конечно, в кризисе», – считает политолог Сергей Марков. Он напоминает, что ЕврАзЭС создавался как организация региональной экономической кооперации для тех стран к востоку от ЕС, у которых нет шансов на присоединение к Евросоюзу. «Но на практике все получилось по- другому. ЕС не согласен видеть на своих границах большой конкурирующий экономический союз. ЕС предлагает потенциальным членам ЕврАзЭС права периферийного подчиненного партнера ЕС с правом доступа на рынки ЕС. США и ЕС не хотят возрождения имперской мощи России. Поэтому началось давление на Россию и на членов ЕврАзЭС. И его развитие остановилось. Никто не хочет быть наказанным за сотрудничество с Россией. А таким наказанием открыто грозят. И партнеры просто боятся», – объясняет Марков.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Общий объем финансирования нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" составит около 4,5 трлн руб.

Общий объем финансирования нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" составит около 4,5 трлн руб.

0
585
Мечты утописта

Мечты утописта

Павел Терентьев

Искусственный интеллект создаст рабочие места, но не в ближайшие 20 лет и не в России

0
975
Россиянам посоветовали добровольно сдать доллары, а то вскоре их могут изъять принудительно

Россиянам посоветовали добровольно сдать доллары, а то вскоре их могут изъять принудительно

Анастасия Башкатова

0
3085
Украина купит «консервы» у Дании,  чтобы минировать Азовское море

Украина купит «консервы» у Дании, чтобы минировать Азовское море

Андрей Рискин

0
4063

Другие новости

Загрузка...
24smi.org