0
13066
Газета Экономика Печатная версия

13.04.2020 19:46:00

Авиаперевозчики подают сигнал SOS

Потери отрасли оцениваются в сотни миллиардов долларов

Тэги: авиаперевозки, ущерб, коронавирус, пандемия, covid 19, германия, еаэс, рф

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

авиаперевозки, ущерб, коронавирус, пандемия, covid 19, германия, еаэс, рф Фото Alex Kraus/Bloomberg via Getty Images

Пассажиропоток в аэропортах Германии упал на 98%, сообщило немецкое государственное издание DW. Только за неделю с 30 марта по 5 апреля через немецкие аэропорты прошли 97,7 тыс. пассажиров, тогда как год назад ими пользовалось свыше 4,5 млн. Мировой авиаотрасли потери от пандемии, по самым скромным подсчетам, обойдутся в 250 млрд долл. Вся гражданская авиация РФ в этом году недополучит около 250 млрд руб., подсчитали эксперты.

В объединении подчеркивают, что немецкие аэропорты находятся на пороге финансовой катастрофы из-за обрушения пассажиропотока и отсутствия доходов. Там запросили господдержки, чтобы аэропорты могли оставаться открытыми и оказывать услуги населению. Председатель правления немецкой авиакомпании Lufthansa Карстен Шпор заявил, что его компания теряет во время эпидемии «миллион евро в час», и это происходит, по его словам, «днем и ночью, неделя за неделей, и нужно исходить из того, что месяц за месяцем».

В конце марта Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщала, что в 2020 году падение доходов авиакомпаний от пассажирских перевозок под влиянием пандемии COVID-19 может составить 44%, то есть они сократятся на 252 млрд долл. По прогнозу IATA, серьезные ограничения на поездки будут сняты только через три месяца и под действием рецессии спрос на пассажирские перевозки упадет на 38%, при этом во втором квартале пассажиропоток снизится на 65%.

Судя по информации из Германии, этот прогноз мог устареть. «Авиационная отрасль переживает самый серьезный кризис. В течение нескольких недель наш предыдущий худший сценарий выглядит лучше, чем наши последние оценки», – говорил гендиректор IATA Александр де Жуниак, после того как всего за неделю ему пришлось вдвое ухудшить прогноз по потерям отрасли.

250 млрд – это весьма значительная для авиаотрасли сумма. По данным ресурса aviationbenefits.org, авиационная промышленность создает 3,6% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) стоимостью около 2,7 трлн долл. Авиакомпании перевозят более 4 млрд пассажиров в год и почти 62 млн т грузов. Предоставление этих услуг создает 10,2 млн прямых рабочих мест и вносит 704,4 млрд долл. в мировой ВВП. Таким образом, прогнозируемые потери могут составить почти 10% от вклада отрасли в мировой ВВП, или 35% от вклада авиакомпаний.

Индустрия пассажирских авиаперевозок является одной из отраслей, которая больше всего пострадала из-за пандемии коронавируса, – центры туризма закрылись, замерли туристические маршруты и деловая активность, пассажиры требуют возврата денег за билеты.

Чтобы сократить расходы, авиакомпании отправляют персонал в отпуска, в том числе неоплачиваемые (Lufthansa также), договариваются с банками о реструктуризации кредитов и уповают на помощь государств. British Airways вполовину сократит зарплаты летному персоналу за апрель и май и отправит в неоплачиваемые отпуска 4,5 тыс. своих пилотов на две недели в эти два месяца. Американская Delta отправит на отдых без содержания 13 тыс. сотрудников, относящихся к летному персоналу.

Некоторые, как в Австрии, чтобы получить хоть какую-то выручку, перевозят медицинские маски в пассажирских салонах. Кстати, по сведениям экспертов «НГ», подобные перевозки из Китая даже в грузовых отсеках пассажирских самолетов российские регуляторы запретили.

Потери несут авиакомпании и стран ЕАЭС. На днях стало известно, что из-за эпидемии коронавируса авиакомпании Казахстана потеряли до 97% доходов. Сложившаяся в авиации ситуация по своему мировому масштабу носит беспрецедентный характер и требует новых подходов и мер, заявляли в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). Там обратили внимание, что из-за ограничительных и карантинных мер несут потери в выручке, денежном потоке и прибыли практически все предприятия гражданской авиации: авиакомпании, аэропорты, предприятия по управлению воздушным движением, компании по техническому обслуживанию, хендлингу, бортовому питанию, заправкам топливом.

Кабинет министров РФ поручил Росавиации с 27 марта полностью прекратить регулярное и чартерное авиасообщение. Исключение было сделано только для рейсов, которые вывозят россиян на родину. По данным с сайта Росавиации, в график вывозных рейсов на 13 апреля были включены два рейса из Мадрида и Подгорицы, откуда должны были прилететь около 500 человек.

Председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев рассказал изданию Bell, что аэропорт потерял около 95% пассажиропотока, количество рейсов упало на 90%. Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев в эфире радио Sputnik отметил, что убытки авиационной отрасли РФ в связи с распространением коронавируса еще предстоит подсчитать, но ясно, что они будут велики. По его словам, на сегодняшний день, по грубым подсчетам, авиакомпании потеряют в пределах 150 млрд руб., а вся гражданская авиация – около 250 млрд руб.

Пассажиропоток в России сократился примерно в 10 раз, если сравнивать прошлую неделю с аналогичным периодом 2019 года, сказал «НГ» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «В каких-то аэропортах спад меньше, в каких-то больше. Точную статистику госорганы публикуют в конце месяца, следующего за отчетным. Введение самых строгих мер по предотвращению распространения инфекции состоялось в апреле, поэтому говорить о том, что отрасль «нащупала дно», можно будет в лучшем случае по уровню второй половины апреля – первой половины мая. Фактически же мы ожидаем, что ограничительные мероприятия продлятся до начала лета как минимум, постепенная отмена различных запретов позволит вернуться к выполнению полетов на внутренних линиях к середине лета», – сказал Пантелеев.

По его словам, в этот период отрасль недосчитается 70–90% пассажиров, в зависимости от страны. «Хуже всего ситуация в Евросоюзе, в странах Персидского залива, так как там доля международных перевозок очень высока. Лучше – в России и США, в этих странах значительная часть рейсов – внутренние, там ограничения будут сниматься быстрее. Вероятно, будет быстро улучшаться ситуация в Китае», – считает эксперт.

По итогам 2020 года мы рискуем столкнуться с падением пассажиропотока до 50% от уровня 2019 года, причем этот сценарий – не самый пессимистичный, говорит Пантелеев. «В деньгах его даже сложно оценить – ситуация труднопрогнозируема. Можно лишь констатировать, что уже сейчас ряд российских авиакомпаний прекратили полеты, часть компаний также неизбежно остановит полеты во втором квартале. Увы, вернуться в небо смогут не все из них», – предупреждает эксперт.

Пантелеев считает, что самыми тяжелыми месяцами станут август и сентябрь. В это время – наибольшая вероятность остановки деятельности авиакомпаний. В зоне риска и поставщики услуг, перед которыми авиакомпании накопят немалые долги. «Еще не так давно – менее месяца назад – оценка убытков российских авиакомпаний в более чем 300 млрд руб. казалась чрезмерно завышенной. Теперь складывается ощущение, что при худших сценариях и этой суммой дело не ограничится», – говорит Пантелеев. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Коммунисты пока выглядят самыми смелыми кандидатами

Коммунисты пока выглядят самыми смелыми кандидатами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Системные партии нечасто превращают выборы губернаторов в протестные кампании

0
681
Бывшему министру экономики и климата Германии угрожает тюрьма

Бывшему министру экономики и климата Германии угрожает тюрьма

Олег Никифоров

Немецкая прокуратура ведет следствие против Роберта Хабека

0
1117
КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
1188
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1489

Другие новости