Фото Reuters
В этом году Россия будет принимать Всемирные хоровые игры, они пройдут в июле на Черноморском побережье, но, чтобы зря не мучить мировое сообщество, не в Крыму, а все-таки в Сочи. Идея, желание и возможность провести такие игры в нашей стране представляются очень даже уместными в рамках возрождения Всероссийского хорового общества и, как следствие, хоровой культуры. Процесс этот начался два года назад – при поддержке президента у руля встал Валерий Гергиев. Конечно, как и все, что связано с именем Валерия Абисаловича, этот проект мгновенно приобрел небывалый размах. Мариинский театр при Гергиеве «прирос» одна за другой сразу несколькими сценами, включая Приморскую во Владивостоке. Так и лицом возрождения хорового искусства стал Детский хор России – в тысячу голосов. За прошедший год этот хор выступил как минимум четыре раза: на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи, 9 Мая в Москве, один раз в Мариинском театре и перед Новым годом в Государственном Кремлевском дворце, каждый раз в присутствии президента. Художественную ценность этого коллектива критики, конечно, поставят под сомнение, равно как и необходимость самого существования такого творческого коллектива (последний ряд ведь только знает, что дирижирует Гергиев, но навряд ли видит его самого или хотя бы руки, разве что по монитору). Но как визитная карточка хорового общества в многомиллионной музыкальной стране – впечатляет. Да и стимул какой! Сегодня эти дети поехали в Москву, а завтра, если будешь стараться и хорошо петь, – и тебя возьмут!
Но вот что за этим парадным фасадом? Как бы ни пытались представить Россию поющей страной, в сравнении, например, с европейскими соседями мы проиграем. Культура пения, если оставить в стороне профессиональные коллективы, у нас в последние особенно годы сводится в основном к застолью. В то время как даже в близких нам Латвии или Эстонии, не говоря уже о Германии или Швеции, хоровое пение как проведение досуга развивается со стародавних времен и традиция эта жива, не умирает. Местные любительские хоры живут активной творческой жизнью – репетируют, дают концерты, ездят на гастроли! Не претендуя на статус профессиональных, они тем не менее стимулируют профессионалов – готовят кадры, питают саму культуру, традиции хорового пения, композиторское творчество. Поэтому хор на тысячу голосов в России воспринимается (во всяком случае, пока) несколько чужеродным, а вот 20-тысячный на ежегодном фестивале песни и танца в Таллине (на стадионе «Калев») – органично, естественно.
Пока что Всероссийское хоровое общество (а в его президиуме около двух десятков уважаемых специалистов) занято проектами-гигантами: хор тысячи голосов, всероссийский фестиваль школьных хоров «Поют дети России», Всемирные хоровые игры… Эти проекты, безусловно, нуждаются в продвижении. Но, чтобы питать эти проекты, нужно вернуться к началу этого движения, когда речь шла в первую очередь о возрождении уроков в школе. Необходимо пересмотреть систему образования, чтобы, в частности, не допустить уход из обязательной программы уроков музыки, воспитывать и поощрять педагогов общеобразовательных и музыкальных школ. Причем речь не столько о материальной поддержке, сколько о возможности повышать квалификацию, всячески стимулировать создание непрофессиональных коллективов – хоть на базе ЖЭКа и т.д. Но об этой работе на официальной странице Всероссийского хорового общества пока, к сожалению, ни слова.