0
967
Газета Образование Печатная версия

24.12.2004 00:00:00

Зарплата учителя – источник инноваций

Борис Виноградов

Об авторе: Борис Алексеевич Виноградов - доктор технических наук, профессор, член комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи.

Тэги: школа, инновации, зарплата, учителя


В структуре ВВП России доля оплаты труда составляет 8–12%, на Западе – 60–70%. Общеизвестно, что переход на новый технологический уровень многократно повышает стоимость ВВП. В основе инновационной деятельности все равно лежит качество труда, который должен быть оплачен. Иначе ничего кардинально не изменится. Не добьемся, чтобы в структуре продукта зарплата составляла не менее 40%, – ничего не достигнем. Высокая зарплата потребует другого качества труда – это возможность выхода на действительно инновационную траекторию развития. Она же сформирует у людей и потребности в качественных товарах, а не только в дешевом ширпотребе. Все вместе приведет к саморазвивающейся инновационной системе «производство – потребление».

В качестве примера приведу школы. Что определяют инновации в этой среде? Выскажу свою точку зрения – зарплата школьного учителя. С нею связано решение самых острых наших проблем. Думаю, что пока в школе – городской или сельской – работает нищий учитель, с таким злом, как терроризм или экстремизм, нам не справиться. А мы из учителей, которые ни при какой власти не жили богато, сейчас сделали не средний слой, а фактически нищих людей. Поэтому в первую очередь необходимы инновации именно в школьном образовании.

Обсуждая проблему зарплаты учителя с точки зрения инноваций, надо четко выделять две проблемы. Безусловно, надо всем без исключения значительно поднять зарплату, поскольку существующие зарплаты являются несправедливыми. Но помимо этого надо особенно выделять педагогов и школы, которые идут на повышение качества своего труда, осуществляют переход на новый технологический уровень. То есть нужно выделить инновационную составляющую и таким педагогам надо дополнительно платить за эту работу. Тогда у нас будут инновации в школах, а не разговоры о них. Как бы мы ни экономили, надо помнить, что первая и главная социальная задача – воспитание гражданина и патриота. А это делает школьный учитель. Все остальное вторично: и вузы, и даже Академии наук┘ У человека должно быть чувство Родины. Если оно отсутствует или размыто, это ненормально.

Человеку важно ощущение принадлежности к какому-то сообществу, что он «свой среди своих». Ведь воспитательный процесс играет большую социальную роль. Сегодня, образно выражаясь, у одного ребенка золото только из носа не торчит, а другому надеть нечего. В школе должна проводиться отчетливая социальная политика. Ребенка из бедной семьи следует обеспечить бесплатной школьной формой, ранцем, учебниками, школьными завтраками или обедами, предоставить технику, чтобы он учился. А не просто поставить компьютер и назвать это информатизацией. Роль государства в образовании должна быть определяющей, потому что здесь не работают экономические принципы, о которых рассказывали итальянцы. Школа вообще не экономическая категория, это категория нравственная. Закройте малокомплектную школу – и деревня умрет.

Мне кажется, то, что сейчас делается в образовании: «егэизация», «гифоизация» – все это игры пустые. Вот мы сегодня в ЕГЭ вбухиваем огромные ресурсы, говоря при этом: «Равный доступ к образованию и борьба с коррупцией┘» Скажу, что это полуправда, которая хуже лжи. Страну разорвали тарифы. Мальчику из Амурской области, если у него и родители, и учителя, и сам он семи пядей во лбу, не приехать в Москву, даже если по результатам ЕГЭ он будет зачислен в МГУ. При зарплате родителей 3–4 тысячи рублей у него реально нет таких возможностей! Какие сегодня должны быть финансовые возможности семьи для этого? Как минимум на порядок больше!

Говорят о перегрузке при сдаче выпускных и вступительных экзаменов в течение 2 месяцев подряд. Не хотите, чтобы у ребенка была перегрузка при сдаче выпускных и вступительных экзаменов? Так отмените выпускные экзамены в школе. Можно выдать школьнику аттестат по текущей успеваемости, даже золотую медаль тем, кто заслужил, без выпускных экзаменов. Доверьтесь учителю! Дайте ребенку аттестат, медаль он повесит на стеночку, и исключите льготы при поступлении, пусть все поступают на равных. Школа в такой ситуации будет рассматриваться не как ступенька в вуз, а как самодостаточный, ответственный этап формирования человека, гражданина и патриота. ЕГЭ абсолютно нивелирует школу, она становится ступенькой в вуз. Это очень опасный подход.

А ГИФО, которое как бы закрепляет финансовое равенство на получение образования? Его бы надо использовать как государственный элемент влияния на переподготовку и повышение квалификации учителей: дать учителю федеральный ваучер, чтобы он не был пожизненно закреплен за своим региональным педагогическим институтом. Чтобы могли ему сказать: «Выбери себе раз в пять лет право пройти переподготовку в Москве, в Питере, в любом городе, где хочешь, мы это оплатим». И в таком подходе есть важнейший элемент сохранения единства страны. Учитель из деревни поехал в Москву или в Санкт-Петербург на 4 месяца на повышение квалификации, посмотрел город, походил по театрам. Раз в пять лет он имеет на это право – федеральный Центр оплачивает! Ваучер нужен, как обеспечение права, а его превратили в средство ограничения.

Я думаю, что система образования должна влиять на формирование депутатского корпуса, на формирование властных структур. Она должна выдвигать своих лучших людей в законодательные органы власти. Если этого не произойдет, и места там будут заняты предпринимателями, боюсь, инновационных проектов в образовании мы не дождемся. Когда у учительства появится опора в законодательных собраниях, никакой губернатор не сможет решить вопрос строительства чего-либо себе в усладу в ущерб ремонту школы. Это я и называю инновационным социально-политическим проектом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Угрозы национальной безопасности оценит ИИ

Угрозы национальной безопасности оценит ИИ

Ирина Дронина

В России создана система по мониторингу кризисных ситуаций

0
532
В Минобороны Великобритании считают, что Москва случайно начнет Третью Мировую

В Минобороны Великобритании считают, что Москва случайно начнет Третью Мировую

Ирина Дронина

.Начальник Штаба обороны Королевства называл Россию причиной новой мировой угрозы

0
471
Знаменитые театры теней покажут в Москве свои спектакли

Знаменитые театры теней покажут в Москве свои спектакли

0
328
Инвестиционная недостаточность: Как и и чем России могут помочь Казахстан и другие соседи

Инвестиционная недостаточность: Как и и чем России могут помочь Казахстан и другие соседи

Владислав Иноземцев

0
727

Другие новости

Загрузка...
24smi.org