0
162
Газета Печатная версия

15.12.2025 18:28:00

Финляндия хочет выйти на углеродную нейтральность за 10 лет

Снизить выбросы CO₂ поможет развитие атомной и возобновляемой генерации

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: финляндия, климатические цели, стратегия, виэ, атомная энергия


финляндия, климатические цели, стратегия, виэ, атомная энергия Хельсинки пытается сочетать строгие климатические цели с обеспечением энергобезопасности. Фото Reuters

Финляндия – одна из мировых лидеров по амбициозности климатических целей: страна намерена достичь углеродной нейтральности к 2035 году, значительно опережая общеевропейский срок 2050 года. Энергетическая политика современной Финляндии строится на сочетании строгих климатических целей с обеспечением энергобезопасности и экономической устойчивости. Финляндия развивает безуглеродные источники энергии – прежде всего атомную энергетику и разнообразные возобновляемые ресурсы, а также активно повышает энергоэффективность, стремясь снизить зависимость от ископаемого топлива до минимума. Недавние геополитические события, такие как прекращение импорта российских энергоресурсов в 2022 году, подтвердили важность курса на собственные устойчивые источники энергии и сотрудничество с западными партнерами. В совокупности все эти меры призваны обеспечить стране надежное энергоснабжение, снижение выбросов парниковых газов и выполнение взятых климатических обязательств.

Исторический контекст

Поскольку в Финляндии практически отсутствуют собственные запасы нефти, газа и угля, исторически страна вынуждена была импортировать эти виды топлива, главным образом из соседней России. В условиях энергетических кризисов 1970-х годов финское правительство стремилось снизить уязвимость: началось строительство атомных электростанций и активное использование местных видов топлива – прежде всего древесной биомассы и торфа – для выработки энергии. В 1970–1980-е годы были введены в строй первые четыре реактора АЭС, что заложило основу низкоуглеродной генерации. Одновременно промышленность (особенно лесная и металлургическая) стала эффективнее использовать отходы производства для получения энергии.

Финляндия также рано уделила внимание энергоэффективности: суровый климат обуславливал высокие затраты на отопление, поэтому еще в XX веке внедрялись меры по утеплению зданий и развитию централизованного теплоснабжения. Уже к 1990-м годам страна вошла в объединенный энергетический рынок Северных стран, получив доступ к импорту дешевой гидроэлектроэнергии из Скандинавии и экспорту своей электроэнергии. Постепенно экологические соображения выходили на первый план: Финляндия одной из первых в Европе приняла планы по сокращению выбросов, например, поставив цель полностью отказаться от угольной генерации к 2029 году. Этот исторический фундамент предопределил текущую структуру энергосистемы и смелые климатические цели Финляндии.

Структура потребления и производства

Энергобаланс Финляндии сегодня отличается одной из самых низких долей ископаемого топлива среди развитых стран. В 2023 году около 30% совокупного энергопотребления приходилось на нефть, уголь и другие ископаемые источники, тогда как более 40% энергии страна получала из возобновляемых источников, а примерно 27% – за счет атомной энергии. Для сравнения, средний показатель по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет ~70% ископаемого топлива. Высокая доля безуглеродной энергии обусловлена многолетним развитием финской атомной и возобновляемой энергетики. По данным статистики ЕС, уже около половины конечного энергопотребления Финляндии обеспечивается за счет возобновляемых источников – второй результат в Евросоюзе после Швеции.

Главными видами возобновляемой энергии в стране являются биоэнергетика (в первую очередь древесное топливо), а также гидро- и ветроэнергетика. На долю различных древесных отходов и побочных продуктов лесной промышленности приходится около четверти всего потребляемого в Финляндии топлива – эти биотопливные ресурсы широко используются для выработки электроэнергии и тепла. Ветроэнергетика стремительно развивается: если еще в 2010-х годах ее вклад был незначительным, то по итогам 2024 года ветропарки уже покрывали около 24% потребления электроэнергии в стране. Установленная мощность солнечных панелей также быстро растет, хотя на данный момент солнечная генерация обеспечивает лишь ~1% электроэнергии из-за климатических ограничений. Производство на гидроэлектростанциях (ГЭС) стабильно дает 10–15% электроэнергии (около 4% в общем энергетическом балансе), и заметного роста этого показателя не ожидается. Доля же ископаемых источников в генерации электроэнергии сократилась до считаных процентов: суммарно около 94% электричества Финляндии вырабатывается без прямых выбросов CO₂. Из них более половины – возобновляемые источники энергии (ВИЭ), остальное – атомные электростанции (АЭС). Также завершается многовековая эра энергопотребления торфа: этот местный вид топлива еще в 2021 году давал около 3% энергии, но крупные торфяные теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) сейчас закрываются или переводятся на другие виды топлива; предполагается, что использование торфа прекратится уже к середине 2020-х годов.

Стратегия и климатические цели

Правительственная программа Финляндии ставит целью достичь углеродной нейтральности к 2035 году и далее перейти к отрицательным чистым выбросам. Этот план закреплен законодательно в обновленном в 2022 году Законе об изменении климата, который устанавливает промежуточные цели сокращения выбросов парниковых газов (без учета поглощений лесами): на 60% к 2030 году, 80% к 2040-му и 90–95% к 2050 году. Для достижения этих рубежей разработана Национальная климатическая и энергетическая стратегия, предполагающая комплекс мер: сохранение значимой роли атомной энергетики, резкое наращивание выработки электроэнергии и тепла из возобновляемых источников, широкомасштабное повышение энергоэффективности во всех отраслях и электрификация транспорта и промышленности. Финляндия делает ставку на инновации в энергетике, стремясь удешевить и внедрить новые технологии (например, водородные решения для тяжелого транспорта и промышленности) в труднозаменимых сегментах экономики. Важным переходным инструментом остается биоэнергетика: древесная биомасса служит основой производства возобновляемого электричества и тепла, а биотопливо высокой степени переработки используется для снижения выбросов в транспорте. Кроме того, в расчет энергетической стратегии заложено увеличение объема поглощения углерода финскими лесами и почвами, чтобы компенсировать остающиеся выбросы.

По ряду направлений Финляндия уже продвинулась к поставленным целям. В 2023 году на АЭС «Олкилуото» введен новый реактор (первый в Европе за последние ~15 лет), а мощности наземных ветропарков выросли рекордными темпами. В результате в энергобалансе сокращается доля привозного ископаемого топлива, особенно в электроэнергетике. Тем не менее остаются и трудности: транспортный сектор и часть индустрии все еще зависят от нефтепродуктов, а поглощающая способность финских лесов снизилась (в 2021 году сектор землепользования и лесного хозяйства впервые перестал быть чистым поглотителем углекислого газа), что осложняет достижение климатических целей. Правительство намерено принять дополнительные меры, включая стимулирование инноваций и зеленого бизнеса. Финляндия активно инвестирует в исследования и разработки (R&D) в сфере чистой энергии (по расходам на энергетическое R&D на единицу ВВП она входит в лидеры ОЭСР) и планирует экспортировать свои экологичные технологии за рубеж, увеличивая свой «углеродный отпечаток» в позитивном смысле. Эта комбинация внутренних реформ и внешней технологической инициативы призвана обеспечить достижение Финляндией статуса климатически нейтральной страны уже к середине XXI века.

Роль мирного атома

Атомная энергетика играет центральную роль в энергосистеме Финляндии и рассматривается как один из основных инструментов достижения климатических целей и энергетической независимости. В стране эксплуатируются пять энергоблоков на двух АЭС («Ловииса» и «Олкилуото»), которые суммарно обеспечивают около 40% выработки электроэнергии. Запуск нового реактора «Олкилуото-3» в 2023 году – первого в Европе за последние полтора десятилетия – поднял долю атомной генерации до рекордного уровня ~41% от производства электроэнергии. Финляндия исторически придерживается высоких стандартов безопасности на своих АЭС и имеет положительный опыт общественной поддержки атомной отрасли, считая ее надежным источником безуглеродной энергии.

Финляндия также стала мировым пионером в обращении с ядерными отходами: на площадке «Онкало» близ АЭС «Олкилуото» завершается строительство первого в мире геологического хранилища для окончательного захоронения отработавшего ядерного топлива. Ввод этого объекта запланирован на 2025 год, что позволит безопасно изолировать радиоактивные отходы на десятки тысяч лет вперед. Еще один масштабный атомный проект – АЭС «Ханхикиви-1» на севере Финляндии – был отменен в 2022 году: его реализация изначально велась в сотрудничестве с Россией, однако после обострения ситуации в Украине контракт был разорван. В дальнейшем Финляндия намерена развивать атомную отрасль в сотрудничестве с западными партнерами: так, в 2023 году было подписано соглашение с США об углублении сотрудничества в области ядерных технологий, безопасности и обращения с отходами. Параллельно финские энергетические компании и научные организации проявляют интерес к новым технологиям – в частности, к малым модульным реакторам (ММР), рассматриваемым как перспективный источник чистой энергии. В стране создана экспертная платформа EcoSMR для изучения возможностей внедрения ММР в ближайшие десятилетия.

Импорт и экспорт

До недавнего времени значительная часть энергоресурсов Финляндии импортировалась из-за рубежа. В 2021 году около трети суммарного потребления энергии покрывалось импортом, причем главным внешним поставщиком была Россия (на нее приходилось 81% импорта нефти, 75% импорта газа, 52% угля и 51% импорта электроэнергии Финляндией). Однако после обострения конфликта вокруг Украины ситуация кардинально изменилась: весной 2022 года были прекращены поставки российского газа и электричества в Финляндию, а к лету 2022-го страна полностью отказалась от закупок российских нефти и угля. Таким образом, многодесятилетняя энергетическая зависимость от РФ была устранена в кратчайшие сроки. Финляндия оперативно переориентировалась на альтернативные каналы: для обеспечения газоснабжения был арендован плавучий терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ), способный покрыть потребности Финляндии и соседней Эстонии в природном газе; национальная компания Fortum диверсифицировала источники ядерного топлива для АЭС, начав закупать топливо у западных производителей вместо российского. Импортируемое ранее из России сырье (например, щепа для ТЭЦ) частично замещено поставками из других стран или собственными ресурсами.

Благодаря наращиванию собственных мощностей Финляндия существенно снизила свою энергозависимость. В 2023 году страна практически достигла самообеспеченности по электроэнергии: около 98% потребления было покрыто за счет внутреннего производства, а чистый импорт электроэнергии сократился до всего ~2%. Еще несколько лет назад Финляндия ежегодно импортировала до четверти требуемой электроэнергии, но с пуском «Олкилуото-3» и сотнями новых ветряков эта эпоха осталась позади. Более того, Финляндия стала в отдельные периоды выступать нетто-экспортером электроэнергии на скандинавском рынке. Тем не менее страна продолжает активно участвовать в обмене энергией с соседями по объединенной энергосистеме Nord Pool: поддерживаются межсетевые связи с Швецией, Норвегией и Эстонией, позволяющие при необходимости импортировать недорогую электроэнергию (например, гидроэнергию из Скандинавии) или экспортировать финскую продукцию в периоды избытка. Поставки нефти и нефтепродуктов (основное ископаемое топливо, еще необходимое для транспорта) теперь осуществляются из альтернативных источников, преимущественно из стран ЕС и Ближнего Востока вместо прежнего российского импорта. В целом за последние годы Финляндия резко сократила свою зависимость от импорта энергии, укрепив энергобезопасность в непростой геополитической обстановке.

Внешняя энергополитика

Внешние аспекты энергетической политики Финляндии в последние годы в значительной мере определялись вопросами энергобезопасности и геополитики. После отказа от российских энергоносителей Финляндия переориентировала свою энергосистему на интеграцию с западными рынками и поставщиками. Будучи членом Европейского союза, Хельсинки полностью поддерживает общеевропейские инициативы по укреплению энергетической независимости: например, ЕС в 2022–2023 годах ввел эмбарго на импорт российских нефти и угля и добился прекращения поставок газа из РФ, а Финляндия одной из первых выполнила эти решения на практике. Вступление страны в НАТО в 2023 году также подчеркнуло ее курс на сотрудничество с союзниками в вопросах безопасности, включая защиту критической энергетической инфраструктуры. Финляндия активно развивает трансграничные энергетические проекты с соседями: СПГ-терминал в Инкоо изначально рассчитан на совместное использование с Эстонией, а планы строительства морских ветроэлектростанций в Балтийском море предусматривают привлечение международных инвесторов и экспорт электроэнергии в регион.

Одновременно Финляндия стремится внести вклад в глобальный энергетический переход, используя свои конкурентные преимущества. Страна обладает богатыми запасами металлов, необходимых для зеленой энергетики (кобальт, никель, литий и др.), и намерена стать ключевым европейским хабом по их устойчивой добыче и переработке. Финляндия присоединилась к международному «Партнерству по обеспечению минеральной безопасности» (MSP), запущенному США в 2022 году, чтобы совместно с союзниками развивать надежные цепочки поставок критических материалов. Кроме того, финские фирмы лидируют в некоторых нишах экологичных технологий (например, в разработке систем аккумулирования тепловой энергии и в производстве биотоплива нового поколения) и экспортируют эти решения за рубеж. Таким образом, через участие в инициативах ЕС и международных партнерствах Финляндия проводит внешнюю энергетическую политику, направленную на повышение устойчивости энергосистемы как внутри страны, так и на уровне всего региона.

Энергоэффективность и транспорт

Повышение энергоэффективности провозглашено одним из столпов финской стратегии достижения углеродной нейтральности. На энергоемкие отрасли промышленности (металлургия, химия, целлюлозно-бумажная и др.) приходится более половины внутреннего потребления энергии, поэтому с компаниями заключены долгосрочные соглашения о мерах экономии и модернизации, ожидаемый эффект от которых – значительное снижение удельного энергопотребления к 2030 году. В жилищно-коммунальном секторе за последние годы произошел массовый отказ от устаревших систем отопления на жидком топливе: тысячи домов переведены с мазута на электрические тепловые насосы и подключены к сетям централизованного теплоснабжения. Финляндия стала одним из мировых лидеров по внедрению тепловых насосов на душу населения. Ее города широко используют низкотемпературные сети отопления, куда поступает тепло от сжигания биотоплива, промышленные выбросные тепловые потоки и даже тепло, аккумулированное в грунтовых водах – вместо традиционного сжигания угля или нефти для обогрева. Финские энергетические компании также первыми начали вводить крупные теплоаккумуляторы (например, резервуары с горячей водой или подземные «песочные батареи»), которые позволяют хранить избыточное тепло летом и использовать его зимой, повышая гибкость всей энергосистемы. К концу 2022 года на фоне энергетического кризиса в Европе правительство запустило общенациональную кампанию по энергосбережению, призывая граждан снизить температуру отопления и экономно расходовать электричество. Эти меры нашли широкий отклик: осенью и зимой 2022–2023 годов финны суммарно сократили потребление электроэнергии примерно на 5%, что помогло благополучно пережить период дефицита.

Транспортная сфера – один из наиболее сложных участков декарбонизации в Финляндии. Хотя доля транспорта в структуре конечного энергопотребления не превышает 16%, именно на транспорт приходится значительная часть выбросов, поскольку он почти полностью зависел от нефтепродуктов. Правительство утвердило дорожную карту по переходу к безуглеродному транспорту, поставив целью сократить выбросы от транспортного сектора минимум на 50% к 2030 году (относительно уровня 2005 года) и полностью вывести из употребления бензин и дизельное топливо к 2045 году. Для этого применяется комбинированный подход. С одной стороны, в Финляндии введены одни из самых высоких в мире требований по добавлению биокомпонентов в автомобильное топливо – доля биобензина и биодизеля в продажах уже достигает ~20%, а к 2030 году должна повыситься до 34% (в том числе не менее 10% – продвинутые виды биотоплива). Основной производитель, компания Neste, экспортирует из Финляндии экологичный «возобновляемый дизель», получаемый из растительных масел и отходов, что помогает другим странам ЕС сокращать выбросы. С другой стороны, поощряется переход на электрический транспорт: парк электромобилей в стране демонстрировал взрывной рост (удваиваясь почти каждый год с начала 2010-х годов). В 2020-е годы правительство субсидирует покупку электрокаров и установку зарядных станций, и к 2030 году планируется перевести значительную часть легкового и общественного транспорта на электротягу. Для тяжелых видов транспорта, где прямая электрификация затруднена (грузовики дальнего следования, морские суда, авиалинии), финская стратегия предусматривает внедрение водородных и синтетических топлив с низким уровнем выбросов. Также предпринимаются шаги по развитию общественного транспорта, велоинфраструктуры и других «умных» транспортных решений, чтобы снизить зависимость от личных автомобилей и тем самым уменьшить потребление энергии в транспортном секторе.

Россия прекратила действие статей договора 1972 года, касающихся поставок компенсационной электроэнергии Финляндии, из-за отказа Финляндии от российского импорта в 2022 году. Решение было оформлено распоряжением премьер-министра Михаила Мишустина от 1 ноября 2025 года, которое поручило Министерству иностранных дел уведомить финскую сторону о прекращении обязательств с апреля 2022 года, когда был прекращен отбор электроэнергии. Власти РФ назвали «односторонний отказ» Финляндии от импорта электроэнергии, произошедший весной 2022 года, причиной для прекращения действия статей договора.  



Читайте также


Здоровый образ жизни слишком дорог для россиян

Здоровый образ жизни слишком дорог для россиян

Ольга Соловьева

Новая стратегия обеспечит каждому гражданину ЗОЖ к 2030 году

0
2586
Стратегию безопасности США сочли стратегией безопасности Трампа

Стратегию безопасности США сочли стратегией безопасности Трампа

Геннадий Петров

Президента критикуют за отказ от стремления к глобальному доминированию

0
1960
Президент России обеспокоен нестабильностью украинского государства...

Президент России обеспокоен нестабильностью украинского государства...

Иван Родин

Стратегия национальной политики должна принести результаты

0
4172
О целевых показателях нацполитики и достоверности социологии

О целевых показателях нацполитики и достоверности социологии

Как верить данным исследований, если межэтнические отношения не обсуждаются открыто

0
4356