0
676
Газета Образование Печатная версия

22.08.2007

Откроют ли школы после ремонта?

Тэги: школы, онищенко


Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил о том, что не предъявлены к приемке и не приняты 31 664 школы, или 54% от общего числа школ страны. А в 2007/08 учебном году учебных заведений может стать в стране еще на 2 тыс. меньше. Эти школы подлежат реконструкции или капитальному ремонту, а малокомплектные сельские школы – закрытию. Сегодня 138 школ уже находятся на капремонте, а 899 будут закрыты из-за малого числа учеников.

Число средних школ может уменьшиться и в связи с введением системы подушевого финансирования. Об этом все чаще и чаще говорят чиновники на местах.

Вступление страны в стадию информационного общества и развитие рыночной экономики, конечно же, не могло не вызвать коренных изменений в сфере школьного образования. И первым балластом на пути к нашей светлой жизни стали малокомплектные школы на селе. Как отмечается в Федеральной программе развития образования, уже «практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности». Но, как замечают эксперты Института развития образования, в некоторых субъектах РФ (прежде всего в Южном федеральном округе), где население вопреки всему растет, школы не пустуют, а даже переполнены.

А в большинстве регионов школы закрываются. Из-за демографического кризиса, который случился 10 лет назад, свою деятельность прекращают более 2 тыс. школ ежегодно. В ситуации, когда «деньги в школу следуют за учеником» (такова в двух словах идея подушевого финансирования), школ может быть закрыто в два раза больше. Ведь часть учителей останется попросту без зарплаты и вряд ли станет трудиться «за идею». Потому что есть такое правило: когда число возможных учащихся сокращается на 30%, сохранить существующую систему и обеспечить ее качественное функционирование в принципе считается невозможным.

Идею реструктуризации школ отрабатывают в сельской глубинке экспериментальным путем уже пару-тройку лет. Экономист Татьяна Клячко считает, что именно в большом селе (а не в малом городе, как предполагалось ранее) складываются наиболее благоприятные условия для модели школы, дающей качественное образование. Предполагается, что в будущем концентрация образовательных услуг будет происходить именно на селе. Как выяснили ученые, «Большая школа» (этакий социокультурный центр) на селе является для многих старшеклассников своеобразным этапом к более урбанизированным формам жизни и открывает путь к реализации «американской мечты» – жить за городом в собственном доме. Но парадокс в том, что чем лучше будет качество образования на селе, тем больший ущерб нанесет оно данному поселению. Хорошее образование будет только способствовать отъезду успешных учеников в университетские города. А оттуда молодежь уже в родные пенаты никогда не возвращается. Доказано статистикой.

В городе оптимизация идет за счет слияния учебных заведений, расположенных в одном районе. Недавно к министру на прием пришла Алла Негинская, директор ГОУ «Московский колледж управления и новых технологий», с просьбой помочь сохранить это учебное заведение. Колледж управления хотят соединить с соседним ГОУ СПО «Московский технический колледж», меньшим по площади и количеству учащихся чуть ли не в два раза. И речь идет не о поглощении одного учебного заведения другим, а о слиянии... А у «равноправного» объединения всегда есть свои риски. Директор Негинская опасается, что не будет сохранен коллектив преподавателей, который «срабатывался» годами. Сегодня колледж управления успешен. Что станет с ним после объединения? Среди «страшилок», что так популярны нынче среди директоров, – рассказы о том, что все это «объединение» нужно лишь затем, чтобы освободить бесценные московские квадратные метры. Кстати, плохое санитарное состояние учебных заведений еще быстрее помогает решить эту проблему.

Если вспомнить историю с детсадами, то и в Москве, и в очень многих городах России можно увидеть одну и ту же картину: вместо бывших детских садов в аккуратных зданиях ютятся ныне крупные компании и банки. Такого «повторения пройденного» вроде бы никому не хочется. А оттого все боятся и никому не верят. Интересно, что при объединении двух равноправных структур чаще всего директором заведения становится кто-то третий. И этот «человек со стороны» волен вершить свою управленческую деятельность по собственному разумению. С учетом того, что школы и техникумы сегодня переданы в ведение регионов, вмешательство федерального органа управления образования происходит в исключительных случаях. В общем, для школ и ссузов наступают нелегкие времена. Закрыть-то их закроют, а вот откроют ли?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Школы становятся ареной политической борьбы как в Германии, так и в России

Школы становятся ареной политической борьбы как в Германии, так и в России

Лев Марш

Учеников в ФРГ призвали стучать на педагогов

0
721
Для российских школ и вузов будут изданы учебники по программе "Права человека"

Для российских школ и вузов будут изданы учебники по программе "Права человека"

0
1420
Россия просит ОБСЕ навести порядок  в Прибалтике

Россия просит ОБСЕ навести порядок в Прибалтике

Екатерина Трифонова

Дипломатические и уличные протесты против дискриминации неграждан прошли синхронно

0
2074
Эрдоган: американцы ведут себя как дикие волки

Эрдоган: американцы ведут себя как дикие волки

Виктория Панфилова

Турция меняет вектор сотрудничества в пользу Востока

0
1952

Другие новости

Загрузка...
24smi.org