0
4230
Газета Образование Интернет-версия

19.02.2013 00:00:00

Кодекс учителя снаружи и внутри

Тэги: образование, учитель, стандарт


образование, учитель, стандарт Стандарт предписывает: учитель должен уметь водить детей в походы и на экскурсии.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

На сайте Министерства образования и науки РФ появился проект профессионального стандарта педагога. Рабочую группу по разработке концепции и содержания стандарта возглавил Евгений Ямбург, член Общественного совета при Минобрнауки РФ, директор центра образования № 109 г. Москвы. «Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля», – сообщается в документе, регламентирующем каждый шаг и без того замученного лишним контролем школьного учителя.

Первое впечатление от прочитанного документа: как много и сколь многим учитель должен... Начало обсуждения стандарта учителя было положено еще в памятный 2010 год, нареченный властью Годом учителя. Тогда надо было как-то ударно отметить учительство. А события шли, как назло, праздничной атмосфере совсем не соответствующие.

Напомним, что в 2010 году много шума наделали истории с избиением учителей подростками. После случая с шелеховской пенсионеркой-учительницей, которую пинали на уроке физкультуры школьники-отморозки, стали раздаваться голоса учителей, что педагога надо бы как-то защитить. Но на свет появился совсем другой документ, не защищающий учителя, а обязывающий. Стандарт (впрочем, тогда его еще называли кодексом, а был он меньше по объему) учителя, как и полагается, спустили для обсуждения в массы.

И учителя резко раскритиковали его, обозвав «уголовным кодексом». «Люди, его составляющие, вообще-то имеют хоть какое-то отношение к образованию или нет? – в лоб спросили учителя тогдашнего министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. – Интересно, какого такого учителя имели в виду составители стандарта, когда писали следующее: «Учитель не должен использовать «в личных целях» телефон и компьютер, требовать дополнительного вознаграждения за свою работу и распространять сплетни»?

Нынешний стандарт учел уроки прошлого, но не настолько, чтобы окончательно отмежеваться от предшественника. Так что это вообще – тотальный контроль над каждым учителем? Или все сделано всего лишь для удобства проверяющих чиновников?

Введение стандарта после пилотной фазы предполагается с 1 сентября 2014 года. Ответственность за внедрение проекта предполагается возложить на еще не созданную общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт учителя-2013». Как говорится в преамбуле документа, профстандарт «должен прийти на смену морально устаревшим документам, призван прежде всего раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию». Разработчики трактуют стандарт (обращенный к личности педагога) как «инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень».

Характеристики успешного педагога заключаются в том, что он готов к переменам, мобилен, способен к нестандартным трудовым действиям, ответственный и самостоятельный в принятии решений. Теперь – что учитель должен в обучении? Иметь высшее образование. (Все, кто его не имеет, должны пройти переподготовку.) Демонстрировать знание предмета и программы обучения. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность.

В области воспитания педагогам необходимо «владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций, методами музейной педагогики» и другими подобными искусствами педагогики.

В области «развития детей» учитель должен быть готов принять разных детей, «вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; иметь способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами». Учитель обязан уметь «читать документацию специалистов» (психологов, дефектологов и т.д.). «Уметь составлять вместе с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. Осуществлять совместно с дефектологами психолого-педагогические характеристики (портрет личности учащихся)».

Помимо общих в документе отдельно прописаны требования для педагогов начальной школы и дошкольного образования. Также выделены приложением и стандарты для учителя русского языка, математики и информатики. Раздел «Методы оценки» утверждает, что, «оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности – учениками и его родителями».

Проект стандарта предполагает, что оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть «проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме». Объем и частота проведения аудита, говорится в проекте, устанавливаются самой образовательной организацией исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

В общем, с одной стороны, учителю говорят о том, что он и так делает. С другой стороны, чиновники даже не пытаются сократить объем письменной отчетности, а, наоборот, понуждают учителей писать кучу программ, планов и прочих бумаг.

Впрочем, может, и правильно сказал один учитель на форуме про стандарт: «Прочесть и быстро забыть. Мой личный кодекс давно у меня внутри».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
212
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
121
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
277
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
277

Другие новости