4
8685
Газета Образование Печатная версия

15.07.2015 00:01:00

Иностранные агенты и ню в школе

Какую тайную информацию должны скрывать учителя от пользователей соцсетей

Тэги: школа, учитель, соцсети, интернет, саратов, закрытая информация


школа, учитель, соцсети, интернет, саратов, закрытая информация Благодаря телевидению учительница стала очень популярной. Кадр из передачи «Пусть говорят» Первого канала

Саратовские власти запретили учителям использовать популярные соцсети в служебных целях. Согласно тексту письма, запрещается использовать Twitter, WhatsApp и социальную сеть Instagram для связи с администрацией учреждения и в качестве официального метода получения информации о заведении. Меры объясняются необходимостью сохранения «конфиденциальной информации, предназначенной для служебного пользования».

Как сообщают региональные источники, под запрет попали помимо прочего известные социальные сети Twitter, Facebook и Instagram, MySpace и почтовые сервисы Google, Yahoo, MSN и AOL. Кроме того, разосланные чиновниками в школы и университеты послания «не рекомендуют» размещать свои страницы и хранилища данных на английских, немецких и украинских интернет-ресурсах, а еще «в доменных зонах .com, .net, .org и им подобных». Рекомендовано использовать сервисы, расположенные на территории РФ или под ее юрисдикцией.

Напомним, что ранее на подобные официальные действия решились власти Кирова. А негласные рекомендации, как сообщают учителя, относительно правил использования соцсетей работниками школ существует и в других регионах РФ. То есть тенденция уже обозначена, и многие задаются вопросом, что бы это значило.

Прежде всего заметим, что ситуация характерна не только для РФ. Рекомендации к поведению учителей в соцсетях существуют в разных странах мира. Например, в отдельных землях Германии. Где-то раздают брошюры и ограничиваются профилактическими беседами, а где-то сразу же вводят запретительные меры по использованию сетевых удобств. Общее правило таковых в Германии звучит так: «Использование социальных сетей для служебной обработки личных данных по умолчанию запрещено». А читается это так: учителям запрещено использовать сети для любого рода общения с коллегами, работать с документами в облачных сервисах, делать новостные рассылки и т.д. В отдельных землях Германии запрещено учителям «дружить» с учениками в Facebook.

В общем, практика такая существует. И даже при западной широко рекламируемой демократии. Закрывают информацию в основном из-за беспокойства о судьбе личных данных. Возможно, после откровений WikiLeaks о слежке спецслужб США за Ангелой Меркель недоверие к соцсетям в Германии изрядно возросло. Но западная демократия не была бы западной демократией, если бы не нашла и другие предлоги, оправдывающие такие меры в школе. Например, в одной из земель запрет обусловлен «неравным доступом к Интернету» – не у всех пользователей есть смартфоны.

В США тоже существуют некие ограничения на использование соцсетей для учителей. В основном они касаются взаимоотношений учеников и учителей. Там с этим, особенно в публичных бесплатных школах, очень и очень сложно. Тема «неуставных» отношений школьного наставника и подопечных существует также и в РФ. Многие психологи считают, что обнародованная частная жизнь педагогов и их откровенные фотографии разрушают их авторитет в глазах юного поколения.

В прошлом году ученики средней школы из города Конаково несколько дней обсуждали в соцсетях фотографии своей учительницы в жанре ню. Учительница музыки, 40-летняя Елена Корнюшонкова, разместила откровенные снимки на своей страничке в Сети, имела большой успех и даже была приглашена в студию к Андрею Малахову. Свой поступок она мотивировала «протестом против маленьких зарплат учителей», снискала уважение и поддержку отдельных свободолюбивых зрителей. Благодаря телевидению стала очень популярной, хотя и чуть-чуть несчастной.

Передача Малахова не претендовала на высокий уровень обсуждения темы, но послужила неким камертоном, определяющим отношение общества к проблеме. И оказалось, что общество растеряно. Реплики «куда идет наша школа» – не в счет. Показательна здесь фраза одного из начальников от образования, который, характеризуя ню-дебютантку, произнес в студии окрыляющее: «Она переросла роль учителя».

Психологи попытались объяснить действие Елены «эмоциональным выгоранием» – работала на износ, при этом чувствовала себя никому не нужной. Кто-то посчитал учительницу музыки жертвой непродуманной политики Минобрнауки, объявившего в начале реформ, что образование отныне это «сфера услуг». Переход в обслугу, считают они, поменял мышление служителей просвещения, сделал педагога «психологически гибким» и способным прогнуться под обстоятельства и т.д. Прошлогодний случай помог на какое-то время поднять тему поведения учителей в соцсетях, но не привел к ограничительным мерам по их использованию.

Сегодняшние же меры на фоне спокойного поведения учителей скорее всего свидетельствуют об общей фобии начальников, пасующих перед всесилием иностранных агентов. Возможно, и показной. Чиновники на местах вообще-то любят демонстрировать свою глубокую преданность курсу партии и правительства.

Между тем само Минобрнауки РФ уже давно декларирует курс на открытость школ для общества. И непросто декларирует. Рособрнадзор разработал, например, четкие требования к структуре школьных сайтов. Кратко напомним то, что школе нельзя скрывать от глаз потребителя его услуг: контактную информацию о себе, руководителях, органах управления. От учебного учреждения помимо данных о лицензии и аккредитации требуют еще и публикацию отчетов о самообследовании, которое включает практически все, что могут скрыть недобросовестные администрации. Если такая обширная информация с подачи федеральных властей должна быть в открытом доступе, то что тогда могут открыть вражеским агентам соцсети? Какие такие приказы и установки даются региональным школам, которые нужно прятать от иностранного вездесущего носа? Какую военную тайну призваны школы охранять от иностранцев? А если это всего лишь перестраховка, то к чему она приведет?

В Интернете учителя обмениваются с коллегами, в том числе и иностранными, самой различной информацией: размещают свои программы, информируют педагогическое сообщество о целях и результатах своих исследований. Возможно, они обсуждают и политические темы – на то они и учителя. Там они оттачивают свое искусство публичного общения, повышают знания английского и общие знания по своему предмету. Да мало ли что еще! Интернет и соцсети их реальность.

В связи с этим нервность региональных властей по поводу иностранных агентов в нашей школе выглядит уж очень какой-то избыточной.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(5)


Денис Ларионов 14:15 15.07.2015

Нет, ну учителя более чем все другие должны контролировать свое поведение в соцсетях, и уровень общения, и тем более – какие-то личные фотки. Учитель – как бы пафосно это ни звучало – это всегда пример для учеников. А если учительница выкладывает фото в жарню ню – ну знаете ли, тут ни о каком положительном примере речь идти не может.

федя забыл Денис Ларионов 21:07 15.07.2015

Усё ето прально, канеш... Тока вопрос один: а положительный пример чего должна показать детям эта училка? Личной жизни? У нее таковой, похоже, нет. Нравственности? Да кто на это смотреть будет? Честности? А хде она у нас в Расеюшке ваще последний раз ночевала? И что, дети этого не знают? Да знают, конечно, еще лучше взрослых. Поэтому тетеньке следовало бы позаботиться только о личной репутации. И ни о чём более.

Игорь Грибанов 14:38 15.07.2015

Автор недопонял. Можно и общаться, и обмениваться опытом и так далее. Нельзя переходить некие границы, и в том, что касается служебной информации, и в том, что касается общения с учениками.

Николай Петрович 19:40 15.07.2015

А, свобода превыше всего, пришел домой, одел тапки и ты, не наставник, пример для недоросли, а , просто пожилой человек, даже если и есть тараканы в голове: кому, какое дело, личное пространство неприкосновенно!!!



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Верховный суд вступился за репосты и лайки

Верховный суд вступился за репосты и лайки

Екатерина Трифонова

Из-за неоднозначных высказываний в Сети сесть будет труднее, хотя работы все равно можно лишиться

0
1106
Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1030
О движении СМИ в сторону соцсетей и наоборот

О движении СМИ в сторону соцсетей и наоборот

Государству удобно загонять новые медиа в традиционные рамки

0
959
Главный контрразведчик ФРГ стал жертвой социальных сетей

Главный контрразведчик ФРГ стал жертвой социальных сетей

Олег Никифоров

Как Интернет сработал против главы Ведомства по охране Конституции

0
875

Другие новости

Загрузка...
24smi.org