0
4995
Газета Образование Печатная версия

25.09.2019 18:27:00

Чаша терпения профессуры переполнилась

Казанский ученый предлагает снизить зарплаты ректоров и разогнать часть чиновников

Тэги: татарстан, образование. наиль фаткуллин, университетская жизнь, бюрократизация, вузы, ректоры, доходы


татарстан, образование. наиль фаткуллин, университетская жизнь, бюрократизация, вузы, ректоры, доходы Казанский университет имеет глубокие революционные корни. Фото с сайта kpfu.ru

Профессор Института физики Казанского федерального университета, лауреат Госпремии РТ Наиль Фаткуллин разместил в Интернете петицию и призвал ученых к открытой дискуссии. Ученый убежден, что политика, проводимая Министерством науки и высшего образования РФ, губительна для вузов и приводит к деинтеллектуализации страны.

«Развитие науки и образования невозможно без человеческого таланта и академических свобод, создающих необходимые условия для творческого преподавания и научной работы. Без них корпуса и аудитории, заполненные самым современным и дорогостоящим оборудованием, не более чем склады приборов, быстро устаревающих и ломающихся даже без всякого употребления», – пишет ученый в петиции. Он считает, что Миннауки сегодня «отравляет университетскую жизнь бюрократизацией, достигшей   гротескно-чудовищных  размеров, парализующей нормальную университетскую жизнь и порождающей  различные формы лже- и псевдонаук». «Под звон громко заявленных  космизмов, суть которых сводится к обещаниям чудес в ближайшем будущем,   происходит деинтеллектуализация страны, – пишет Наиль Фаткулин. – Первейшим признаком ее является вытеснение фундаментальной науки и образования в России из всех сфер университетской жизни».

 Интернет-издание «Вечерняя Казань», которое публикует петицию, дает развернутые комментарии тезисов. Как заявляет Наиль Фаткулин, студентам в полтора раза сократили количество часов на изучение фундаментальных предметов, заполнив время новомодными дисциплинами. И тем самым сделали будущего аспиранта не способным выдержать конкуренцию с западными студентами в его дальнейшей научной жизни. Огромный научный бюджет тратится нецелесообразно. Львиная доля уходит на инфраструктуру: строительство кампусов и корпусов. И на псевдонаучные и псевдопедагогические направления. Преподавателя завалили бумажной отчетностью: УМК, ФОС, РПД. Обязали по графику выдавать определенное количество научных статей в год. 

Как считает ученый, разросшийся управленческий аппарат, который старается из всех сил доказать свою профпригодность, регулярно «изрыгает разнообразные почины, судьбоносные инициативы, проверки, грозит аттестацией и увольнениями и т.д.». Профессор напоминает, что преподаватель в провинции имеет огромную нагрузку, которая не позволяет ему заниматься научной работой. А краткосрочные договоры выступают в роли психологического прессинга.

В то время, когда Ниаль Фаткуллин писал свою петицию, сам министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков проводил личный прием граждан в приемной правительства РФ. К нему обратились пять заявителей из разных регионов России. Все искали поддержки министра. Так какие же вопросы заявители не смогли решить без министра? Доцент одного из университетов Республики Мордовия обратился к министру с предложениями по реформированию аспирантуры в вопросах установления обязательной защиты диссертации. В частности, он считает правильной реализацию программ аспирантуры только в вузах, обладающих собственными советами по защите диссертаций. Он также предложил пересмотреть существующую систему обучения аспирантов, совместив теоретическое освоение материала с практической работой по профилю. Заявителю министр предложил принять участие в подготовке соответствующих нормативных правовых актов по реформированию аспирантуры. 

Жительница Москвы пришла с просьбой о снятии права бессрочного пользования с земельного участка, предоставленного Московскому педагогическому государственному университету, и передаче его в общую долевую собственность жильцам многоквартирных домов, построенных МПГУ в 2000 году. Руководители автономной некоммерческой организации «Центр академической мобильности» представили Михаилу Котюкову проект «Паспорт мобильности». Это унифицированный онлайн-документ, содержащий всю необходимую персональную информацию о человеке, учитывая имеющиеся у него ограниченные возможности здоровья, географические, социальные, культурные и экономические ограничения. 

Ассоциация выпускников Волгоградского госуниверситета попросила министра о содействии в целевом развитии территории ВолГУ как образовательного кластера, в состав которого должны войти университет, научная библиотека, студенческие общежития, парк и другие объекты. И посетители поднимали вопрос необходимости поддержки и систематизации научно-справочной и научно-технической литературы. 

Теперь рассмотрим предложения Фаиля Наткуллина. По его мнению,  учебная аудиторная нагрузка должна быть в пределах 4–10 учебных часов (два–пять аудиторных занятий по 90 минут) в неделю. Пенсия преподавателей, достигших пенсионного возраста, как и в западных университетах, – около 80% их прежней ставки. При этом сохраняется (при соответствующем желании) право ушедших на пенсию профессоров читать учебные курсы, проводить исследования, оставаться консультантом, но утрачивается право быть руководителем. 

Соотношение студент/преподаватель, а значит, и финансирование университетов должны проводиться в соответствии с числом поступающих на первый курс студентов. Вместо существующих ныне институтов повышения квалификации и стажировок лучше предусмотреть оплачиваемые творческие отпуска по три–пять месяцев через каждые пять лет. Профессор должен иметь возможность самостоятельно выбирать себе форму и место повышения квалификации. 

Фаткуллин предлагает уменьшить полномочия Миннауки и высшего образования, оставив за ним общие рекомендательные функции. Сократить управленческий аппарат университетов, но усилить роль ученых советов. И должность ректоров должна быть регулярно переизбираемой. А оклады ректоров, проректоров и прочего университетского начальства не должны превышать более чем в два раза средние оклады профессоров. 

 Кстати... в 2019 году ректоры вузов подали сведения о своих доходах за 2018 год. И СМИ составили рейтинг их. Возглавил топ-список ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко с доходом в 236,9 млн руб., на втором месте Владимир Мау, ректор РАНХиГС (107,6 млн), на третьем – ректор Всероссийской академи внешней торговли (ВАВТ) Сергей Синельников-Мурылев (почти 60 млн руб.). Ректор МГУ имени М.В, Ломоносова Виктор Садовничий - на 17-м месте. Он получил 13,4 млн руб. Разумеется, доход ректоров сформировала не только зарплата, а еще и другие виды научной и консультационной деятельности. Но цифры все равно завораживают. И не только рядового профессора.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сокуров попросил Путина отменить платное обучение в творческих вузах

Сокуров попросил Путина отменить платное обучение в творческих вузах

0
365
Аккредитация вузов принципиально изменится

Аккредитация вузов принципиально изменится

Наталья Савицкая

Противостояние руководителей крупных университетов и Рособрнадзора постепенно сходит на нет

0
871
Взятки учителям становятся немодными

Взятки учителям становятся немодными

Елена Герасимова

Студенты зачастую рассматривают коррупцию как способ сэкономить время и силы

0
861
Минобрнауки: Требования к абитуриентам вузов будут расти

Минобрнауки: Требования к абитуриентам вузов будут расти

0
325

Другие новости

Загрузка...
24smi.org