0
1084
Газета Exlibris Печатная версия

06.09.2001

Свинг, самовары и племена

Тэги: баташов, джаз, книга

Как раз к началу книжной ярмарки выходит книга исследователя и знатока джаза Алексея Баташева "Баташ. Большой евразийский роман". Отрывок из нее наша газета печатала пару лет назад. Теперь, наконец, вышла книга, впечатляющая и размерами, и полиграфией: том заключен в коробку, на которой нарисован герб с двумя единорогами и рыцарскими латами. Эта книга - своего рода эссе-расследование, где автор описывает... Впрочем, пусть автор рассказывает сам.

-В последнее время выходит довольно много книг, описывающих автобиографию, жизнь родителей, дедушек-бабушек┘ Но в книге "Баташ" Вы исследуете свою генеалогию до XIV века, а потом в поисках происхождения слова "Баташ" спускаетесь в неизмеримые тысячелетия до нашей эры. Уникальный опыт. Зачем он вам понадобился?

- Это началось не сразу. Сперва я занялся историей наиболее известных Баташевых, - тех, которые вошли в русскую художественную литературу и в документальную прозу - промышленники, оружейники, металлурги, начиная с XVIII в. Материал я собирал в отечественных архивах, но ездил и за границу - по следам эмиграции. Интересные факты нашел в Австрии, точнее, в Штирии, в одном из замков, которым сейчас владеют потомки Баташевых. Они его не получили по наследству, а заработали своим трудом - были фермерами. Замок поражает не только красотой, но и древностью - он всего на три года младше Москвы.

Потом мне стало интересно, - а как обстоит дело с моими собственными предками? Многое нашлось в архивах Екатеринбурга, Перми, Калуги, Нижнего Новгорода, Тулы, Рязани┘ Это крестьянская генеалогия, в нашей исторической практике используемая редко. Все-таки при слове "генеалогия" обычно вспоминаются гербы, монаршие связи, в крайнем случае - морганатическое. Все такое яркое, поблескивающее золотом.

Здесь мне пришлось идти по другим тропам. В крестьянском обиходе фамилии возникли относительно поздно. Приходилось искать связи между упоминаемыми в документах кличками и через столетия открывшимися фамилиями. Именно открывшимися: по-моему, в течение нескольких поколений люди жили с фамилиями, которые просто не записывались. Открывались эти фамилии одновременно в разных регионах России: например, крестьяне переселялись, фамилии сохранялись, но фиксировались уже на новом месте.

- В каком веке возникла именно фамилия Баташевых?

- Думаю, во времена царя Алексея Михайловича. Ряд документов и некоторые предположения заставляют думать, что начало Баташевым положили обрусевшие потомки карачаевских князей, которые стали русскими дворянами, породнились с княжескими родами, в том числе с Рюриковичами - через брачные узы, через усыновление-удочерение. Иван Грозный нанес этому семейству очень большой урон. Некоторые из них потом жили как помещики-однодворцы, потом стали просто свободными людьми, потом государственными крестьянами, а потом и крепостными. Некоторые из них впоследствии стали купцами, а потом за большие заслуги им возвратили гербы и дворянские звания. Но были и другие, оставшиеся в мещанском, купеческом, а то и в крестьянском сословии.

- Откуда взят герб, помещенный на коробке вашей книги?

- Из книги дворянских родов Российской Империи, изданной при Павле I, в 1792 году. Это пятый том, где записаны старые, древние роды.

Есть несколько гнезд Баташевых в России. Есть в Вятской губернии село Баташи Фаленковского района. Есть эта фамилия в Вологодской губернии. В Забайкалье. Немного во Владимирской губернии около Суздаля. В Калужской. Их родовые истории могут быть изучены только по документам. Надо спускаться к первой переписи населения, сделанной при Петре I. Другого пути нет.

Причем эта работа позволяет почувствовать подлинную историю России. Мне пришлось заниматься не историей революционных учений, а историей людей и семей. Части человечества.

И с этой точки зрения мы многого не знаем. Мы прекрасно знаем тульские самовары. О них издана масса альбомов. Но о тульских самовароделателях и самоваропромышленниках неизвестно почти ничего. Нет их фотографий, нет их историй. Выяснилось, что было около 15 самоварных фабрик, которые делали баташевские самовары. Их владельцы были дворянами Баташевыми, мещанами Баташевыми, купцами Баташевыми и вообще не Баташевыми, которые просто купили эту фамилию как торговую марку. Открываются замечательные фигуры: например, Александр Степанович Баташев, который параллельно с изготовлением самоваров стал одним из основателей домашнего птицеводства в России - не стихийного, оно-то, понятно, всегда было, а научного. Он жил на самоварные деньги, но основную часть прибылей раздавал на благотворительность. Построил в Туле много домов. Был старообрядцем и почетным гражданином Тулы, имел награды от августейшей фамилии, от турецкого султана, от эмира Бухары. Способствовал основанию Московского Зоопарка. А в повести Вересаева "Александр Степанович" он высмеян! Мельников-Печерский в своих романах "На горах" и "В лесах" представил семейство Баташевых в виде деспотических тиранов. А это не так!

Но вообще, конечно, не все восстановимо по документам. Кое-что осталось в виде семейных, родовых или племенных преданий.

- Племенных?!

- Мне много рассказывали в Карачаево-Черкесской Республике о моих предках. Боташевы - один из начальных кланов Карачая. Но мне кажется, что корни имени "Баташ", "Боташ" нужно искать в семитских языках, - иврите или арабском - или вообще в шумерском. Много веков назад это имя было на Кавказе, у аланов и булгар. Есть аналогичная фамилия и у современных болгар - Ботушевы. Но и в России эта фамилия пишется по-разному. В Туле укоренилось написание "Баташев", потом смягчилось в "Баташев". На Урале говорят "Боташев". У моего отца была такая фамилия, у моего брата. А когда семья переехала в Москву, нас все, не сговариваясь, стали звать Баташевы. Такие законы языка.

И вот к какому выводу меня подвел материал. Мы являемся детьми одной большой человеческой семьи, которая старается ставить внутри себя разные перегородки и границы, что приводит к озлоблению и войнам. Понять это не так уж сложно - сложнее глубоко прочувствовать и с этим жить, чтобы это стало частью мировосприятия.

- А все-таки - почему это роман?

- Я попытался приблизить исторические факты к восприятию современного читателя: пользовался разными стилистиками, речевыми характеристиками персонажей. И еще я пытался передать текстом ощущение того, что у каждого человека есть родовая память. Для этого я использовал тот же прием, что и композитор при написании большого сочинения: мотивные связи. Каждый эпизод обладает своим лейтмотивом, который потом повторяется в других обстоятельствах, но тематически отсылает нас к прежнему восприятию.

- Вы известны большинству слушателей как джазовый критик, историк джаза. Как для вас связаны история и джаз?

- Я написал первую монографию об истории джаза в России. Там у меня использовано около 400 источников. Я прочитал огромное количество периодики. Записал сотни интервью - и как журналист, и специально для книги. Практически такой же метод я использовал при написании книги. Он мне кажется единственно приемлемым.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кошка, скажи «Россия»

Кошка, скажи «Россия»

Марианна Власова

Елена Семенова

Андрей Щербак-Жуков

«Большая книга» в Доме Пашкова, «Московский наблюдатель» в Музее Серебряного века, а также премия «Московский счет» и все остальные на ярмарке non/fiction

0
2022
Флорой  по фауне

Флорой по фауне

Алкей

Повесть о Госдуме и о том, что ради спасения редких животных неплохо бы их отстреливать

0
1700
Литературная жизнь

Литературная жизнь

0
444
Стихомузыка и пингвиновый рэп

Стихомузыка и пингвиновый рэп

Вера Астрова

Библиотека как чашка Петри для размножения детской книги

0
247

Другие новости

Загрузка...
24smi.org