0
7054
Газета Здоровье Печатная версия

27.01.2015 00:01:00

Пациент платит за все

Стратегия развития здравоохранения нуждается в серьезной доработке

Тэги: минздрав, здравоохранение, стратегия развития


минздрав, здравоохранение, стратегия развития Вот уже несколько лет мы живем при обязательном медицинском страховании... не ощущая его. Фото Марии Кондратьевой

В конце декабря на сайте Минздрава РФ была опубликована разработанная ведомством «Стратегия развития российского здравоохранения до 2030 года». Минздрав предлагает сформировать национальную систему здравоохранения, которая должна объединить все медицинские организации в РФ независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Основные направления развития национальной системы здравоохранения – совершенствование программы государственных гарантий, развитие системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и дополнительного страхования (ДМС), введение обязательной аккредитации медиков, выстраивание вертикальной системы контроля, развитие государственно-частного партнерства. Проект Стратегии открыт для обсуждения общественностью.

Доктор медицинских наук Гузель Улумбекова, глава Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинскому образованию, подробно проанализировала вынесенную на обсуждение Стратегию.

«Прежде всего в документе не поставлена цель улучшения здоровья населения. Создание национальной системы здравоохранения – это только средство достижения цели, – подчеркивает она. – Не упоминаются базовые проблемы: дефицит кадров, неудовлетворительное качество медицинской помощи, нехватка и неэффективное использование финансовых ресурсов, недостаточное обеспечение населения лекарственными средствами».

Среди приводимых данных содержатся необоснованные и неверные,  отмечает Гузель Улумбекова. Указано, что государственные расходы с 2004 по 2014 год возросли в 3,7 раза. Однако, с учетом инфляции, государственные расходы на здравоохранение в РФ за эти 10 лет возросли только в 1,9 раза и в сравнении с новыми странами ЕС (Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония) были в 1,5 раза ниже, соответственно 900 и 1410 долл. по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения в год. А в 2015 году заложенные расходы на бесплатную помощь (программу госгарантий) на 30% ниже, чем необходимо. Дополнительные средства нужны в связи с ростом инфляции выше 11%, девальвацией рубля на 80% и с расходами на увеличение объемов ВМП, на оказание медицинской помощи для новых граждан РФ, повышение заработной платы медицинских работников.

А кроме того, расходы населения на медицинскую помощь составили в 2013 году не 21% от всех расходов на здравоохранение, как указано, а 31% (по международной методике расчетов). Для сравнения: в большинстве стран ЕС население тратит из своего кармана только 15–25%, остальное компенсирует государство. Объемы лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях и различных медицинских вмешательств в нашей стране в разы меньше, чем в указанных новых странах ЕС. Например, расходы на лекарства в РФ в 4,2 раза ниже (соответственно 55 и 232 долл. по ППС на душу населения в год). Операций аортокоронарного шунтирования и стентирования выполняется в 2,8 раза меньше.

«В результате сокращения стационарной помощи и перевода ее в поликлиническое звено снизится доступность медицины и в стационарных, и в амбулаторных условиях, – считает Улумбекова. – В первом случае  из-за сокращения финансирования и количества коек, во втором – из-за дефицита в поликлиниках врачей и средних медицинских работников». Обеспеченность врачами участковой службы в 1,6 раза ниже, чем расчетный норматив, вдобавок она сократилась на 8% за последние два года. Обеспеченность медицинскими сестрами, работающими с участковыми врачами, в 3,3 раза ниже, чем необходимо.

«Прежде чем сокращать стационары с переносом акцента на первичную медико-санитарную помощь, надо решить проблему дефицита врачей в первичном звене, – считает Гузель Улумбекова. – А для предложенного развития реабилитации, паллиативной помощи и специализированных коек дневного стационара нужны подготовленные кадры, оборудование, дополнительные финансовые средства, которые не предусмотрены в Стратегии».

Сильно переоценивается в Стратегии роль ОМС, полагает эксперт. Система ОМС в нашей, да и любой другой стране – это обычный финансовый отдел (или фонд), который просто аккумулирует и распределяет средства по установленным государством правилам и не создает никаких дополнительных ценностей для отрасли. Обязательные взносы в систему ОМС – это средства работодателей и региональных бюджетов, то есть фактически налоги. Функции Федерального фонда ОМС (ФОМС) по аккумулированию средств и их дальнейшему перераспределению в территориальные фонды (ТФОМС) может выполнять планово-финансовый отдел при самом Минздраве. Единые способы оплаты медицинской помощи и тарифы по клинико-статистическим группам заболеваний  не зависят от наличия или отсутствия системы ОМС: «Многочисленные частные страховые медицинские организации (СМО) на пути движения денег от ТФОМС до медицинских организаций – лишнее звено, усложняющее администрирование общественными денежными ресурсами».

Создание национальной системы здравоохранения, по мнению Гузель Улумбековой, заключается, в сущности, в подготовке благоприятных условий для работы частных компаний за счет сокращения мощностей государственной системы здравоохранения. Сокращение государственного финансирования в целом и уменьшение расходов на стационарную медицинскую помощь в частности приведет к разрушению государственных мощностей здравоохранения. Да плюс еще приветствуется участие частных медицинских учреждений в свободном доступе к скудным государственным средствам. Нельзя согласиться и со стремлением передать частным страховым медицинским организациям (СМО) управление общественными средствами в ситуации их дефицита.

В Стратегии есть и положительный момент – наконец-то нашли источник финансирования повышения квалификации врачей: на это должны идти 50% средств, полученных ТФОМС и СМО в результате применения к медицинским организациям санкций за нарушения. Однако существует риск, что СМО компенсирует этот убыток за счет увеличения объема самих санкций.

Много вопросов вызывает раздел о государственно-частном партнерстве. Почему, например, частник стремится управлять государственной собственностью, и где гарантии, что он будет управлять в интересах улучшения здоровья населения, а не для получения своей прибыли за счет наращивания платных медицинских услуг? И уж совсем непонятно, зачем необходимо «содействие в доступе инвесторов к долгосрочным заемным источникам финансирования проектов ГЧП». Ведь потом придется оплачивать расходы частника за счет государства.

По мнению эксперта, следует развивать мощности государственной системы здравоохранения, а не сокращать ее искусственно в пользу частной. Чтобы сделать медицинскую помощь доступной и качественной, необходимо поэтапное увеличение государственного финансирования, как это принято во всех развитых странах. Только при этом условии можно будет ликвидировать платные услуги в государственных медицинских организациях.

«То, что предлагается в Стратегии, – подчеркивает Гузель Улумбекова, – в сущности, уменьшение ответственности государства за здоровье населения страны. Это противоречит сказанному президентом Путиным 18 декабря 2014 года: «Главный принцип не только врача, но и главный принцип всех преобразований в здравоохранении – не навреди».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Как найти органы  для пересадки

Как найти органы для пересадки

Ада Горбачева

Почему байкеров не нужно и вредно выделять в отдельную группу доноров

0
1625
Питерский форум переборщил с нелепыми заявлениями

Питерский форум переборщил с нелепыми заявлениями

Анастасия Башкатова

Власти тренируют шестое чувство для определения будущего отечественной экономики

2
8066
Что стоит за полисом ОМС?

Что стоит за полисом ОМС?

Владимир Кузьмин

Значение системы обязательного медицинского страхования для здравоохранения

0
7811
Минфин и Центробанк подключаются к оптимизации здравоохранения

Минфин и Центробанк подключаются к оптимизации здравоохранения

Анастасия Башкатова

Ольга Соловьева

За счет добровольного медстрахования будут решаться не медицинские, а финансовые проблемы

1
3709

Другие новости

24smi.org