0
1819
Газета Идеи и люди Интернет-версия

27.10.2010 00:00:00

Цифры, которым не доверяют

Сергей Шклюдов

Об авторе: Сергей Анатольевич Шклюдов - политолог, аспирант Института философии РАН.

Тэги: росстат, модернизация


росстат, модернизация Внешне все солидно. Но доверия Росстату это не прибавляет.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Год назад, в октябре 2009 года, Владимир Соколин, на тот момент еще действующий глава Росстата, дал скандальное интервью, в котором подверг критике как своих прямых начальников из Министерства экономического развития, так и политику правительства по отношению к статистике в целом. Считается, что после этого и вследствие этого господин Соколин, работавший в ведомстве с 1971 года и возглавлявший главную статистическую службу страны более 10 лет, был «сослан» на почетную должность председателя Межгосударственного статистического комитета СНГ.

Что изменилось в недрах российской статистики за прошедший год и можно ли наконец доверять официальным цифрам?

Конфликт Соколина с правительством был вызван решением президента России перенести намеченную на октябрь 2010 года Всероссийскую перепись населения на год 2013-й (несмотря на то что часть из 10,5 млрд. руб. бюджета переписи уже была потрачена и были наняты и обучены волонтеры). Глава Росстата взорвался и высказал журналистам все, что у него накипело за долгие годы работы в структуре правительства.

Как мы знаем, сроки переписи вернули на место, она началась 14 октября текущего года и проходила до 25 октября дня. Однако из перечисленных Соколиным проблем ведомства ни одна за истекший год так и не была решена.

Первая и главная проблема состоит в том, что Росстат потерял свой независимый статус. По сути, страна лишилась единого профессионального органа, который отвечал бы за политику в области статистики. В рамках последней административной реформы (которую подготовила рабочая группа Дмитрия Козака) Росстат был преобразован в федеральную службу и, как любая федеральная служба, подчинен министерству. Долго искали, куда сунуть статистическую службу, как приемного ребенка, и в конце концов приписали к Министерству экономического развития. В итоге возник конфликт интересов. МЭР по определению является главным пользователем поставляемого Росстатом продукта, однако за цифры и статистику, изложенные в росстатовских отчетах, отвечает головой перед председателем правительства. И всем известно, что если оставить чиновнику возможность для регулирования и подтасовки отчетности, то этой возможностью он рано или поздно воспользуется. МЭР впадает, по словам Соколина, «в большой соблазн поруководить статистикой в нужном ему направлении». Если фальсификация все же произойдет, то главе статистического ведомства будет очень сложно докричаться до премьер-министра или президента через голову министра экономического развития.

Перед уходом глава Росстата просто забросал камнями Министерство экономического развития. Сравнивая показатели по сокращению ВВП в России и в странах БРИК/G8, он приходит к нехитрому выводу, что положение в российской экономике самое плачевное. И связано это в первую очередь с отсутствием большого отряда грамотных и профессиональных экономистов в ее руководстве. После обвинения в профнепригодности следует вот что. По словам Соколина, – вдумайтесь! – данные МЭРа, которые оно предоставляло правительству, часто не совпадали с данными Росстата (подразделения МЭРа и структуры, отвечающей за происхождение этих данных). Более явно обвинить ведомство Набиуллиной в фальсификации статистики можно было, разве что сказав это прямым текстом.

Вторая и не менее острая проблема, которая так и не была решена за прошедший год, – это, по сути, незаинтересованность правительства РФ в реальных и объективных данных о ситуации в стране. На многие формы исследований и отчетности, которые имеют место в США и ЕС, у нас просто нет запроса. Мы наблюдаем только крайнюю поляризацию статистических фактов: государственным чиновникам и губернаторам выгодно работать только в рамках двух сценариев. Или в области/отрасли/министерстве «все прекрасно», или, если необходимо получить деньги на решение какой то насущной проблемы, «все отвратительно, все рушится». То есть статистика бывает по традиции или очень хорошая, или очень плохая, и почти никогда не бывает реальной.

Наконец, третья проблема – банальная нехватка финансирования (о ней даже странно слышать после дождя нефтедолларов в 2000-е). Мало того, что Росстат загоняют в глубь бюрократической машины, на нем еще и просто экономят. Из-за дефицита средств Росстат вынужден отказываться от привычных форм мониторинга и прибегать к более дешевым, а значит, и менее точным методам исследования. Наглядным примером тут служит известный отказ от сбора ежемесячных данных о безработице в пользу ежеквартальных отчетов.

Получившее благодаря Марку Твену известность высказывание, что «существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», как нельзя лучше подходит для описания дел на советской, а сейчас и российской статистической кухне. Даже если данные истинны и достоверны, население все равно им не доверяет. А значит, не доверяет работе правительства.

И вина в этом прежде всего лежит на самом правительстве. Например, со стороны Росстата уже стало старой доброй традицией к концу года занижать данные по инфляции и, по сути, подгонять их под установленные ранее планы. Уже мелким грехом считается простое манипулирование, например, методикой подсчета в той или иной отрасли или составом потребительской корзины, на основе которой измеряется индекс цен.

Нужно не только перестраивать систему управления, но и вести информационную работу с населением. К примеру, в США на нее в рамках последней переписи населения в 2010 году из выделенных на перепись 12 млрд. долл. будет потрачено около 1 млрд., то есть 30 млрд. руб. (что в три раза больше, чем весь бюджет Росстата в прошлом году).

Однако население имеет глаза и мозги, и рядовой российский гражданин способен провести простое арифметическое действие и сопоставить официальные цифры инфляции с ценами в своем супермаркете. Возникает вопрос: почему реальные статистические данные держат в тайне, а первичные вообще закрыты? Существует мнение, что правительство прибегает к корректировке статистики с целью создать в стране более благоприятный инвестиционный климат, привлечь больше иностранного капитала. Этим грешат многие государства; мы можем вспомнить пример Греции, которая отправляла в Брюссель сфальсифицированные данные об экономическом положении в стране. Но тут встает уже другой вопрос: а сама власть знает реальные цифры или нет? Ведь у статистики есть одно свойство – по мере продвижения вверх по бюрократической пирамиде меняться до неузнаваемости. Также стоит помнить, что при открытии реальных цифр доступ к ним получит не только наше государство, но и потенциальные иностранные инвесторы. Многое из увиденного им вряд ли понравится. И все может кончиться бегством капитала.

Как же нужно реформировать Росстат, чтобы он стал по-настоящему эффективным инструментом управления в руках нынешней власти?

Во-первых, Росстат должен снова стать абсолютно независимой государственной службой. В наилучшем варианте – выведенной из структуры правительства и подчиненной напрямую президенту. Возможны и половинчатые меры. Например, Бюро переписи США входит в состав Министерства торговли, но его глава назначается лично президентом и является заметной политической фигурой.

Во-вторых, статистике нельзя дать потонуть в бюрократическом болоте. Для главы Росстата должны быть созданы стимулы для предоставления объективной информации руководству страны. Кроме того, он должен быть избавлен от любого давления извне.

В-третьих, исходя из того, что любой чиновник, даже глава Росстата, подчиняется логике существования бюрократических систем, администрация президента и правительство должны привлекать для формирования базы параллельной и альтернативной статистической информации независимые экспертные, аудиторские и рейтинговые агентства. Причем как отечественные (рынок которых еще предстоит создать), так и иностранные. Подобная чистоплотность должна резко повысить инвестиционную привлекательность России и уровень доверия к официальной статистике среди населения.

Но это лишь планы, а пока мы можем констатировать, что за прошедший год ничего не изменилось. По-прежнему необходима срочная реформа Росстата, ведь без точных и объективных данных невозможна не только модернизация, но и эффективное повседневное управление страной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
981
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1326
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1012
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
839

Другие новости