0
2073
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.12.2011 00:00:00

Тайная вечеря Питера Гринуэя

Тэги: кино, живопись


кино, живопись Примечательно, что свой манифест Питер Гринуэй зачитал именно в России, на вручении Премии Кандинского.
Фото РИА Новостии

Известный британский режиссер Питер ГРИНУЭЙ приехал в Москву по специальному приглашению культурного фонда «АртХроника», чтобы выступить на церемонии вручения Премии Кандинского в Центре современной культуры «Гараж», которая состоялась 14 декабря 2011 года. По уже существующей традиции он прочитал лекцию о влиянии изобразительного искусства и, в частности, живописи на кинематограф и продемонстрировал отрывок из новой мультимедийной инсталляции «Leonardo’s Last Supper: A Vision by Peter Greenaway»/«Тайная вечеря: видение Питера Гринуэя» (Нью-Йорк, 2010–2011). Питер Гринуэй вручил приз победителю в главной номинации «Проект года» Юрию Альберту. Предлагаем вниманию читателей «НГ» отрывок из лекции Питера Гринуэя.

Первым известным нам творением человеческих рук является картина. И почти наверняка можно утверждать, что когда цивилизация полетит в тартарары – что, конечно же, должно непременно случиться – и случится, – то в этот последний день – день светопреставления – последним творением человеческих рук на Земле также будет картина.

Признаюсь, что я испытываю огромное почтение к живописи и художникам.

Художники всегда прокладывают путь.

Они наши глаза.

Они учат нас видеть.

Они создали видимый рукотворный мир.

«То, что у вас есть глаза, еще не значит, что вы умеете видеть».

«То, что у вас есть голосовые связки, язык и нёбо, еще не значит, что вы можете говорить».

Видению надо учить и учиться.

Точно так же, как учиться говорить.

Мы не появляемся из материнской утробы, уже умея говорить.

Мы не появляемся из материнской утробы, уже умея смотреть.

И – здесь я умышленно провоцирую вас – большинство людей визуально безграмотны.

Если говорить об образах, то большинство людей не понимают, на что они смотрят.

Не то чтобы в этом была их вина.

Для большинства людей визуальное воспитание обычно заканчивается примерно в возрасте 10, 11, 12 лет.

Умберто Эко, всегда твердо веривший в цифровую визуальную революцию, говорит, что на протяжении 8 тыс. лет – считается, что именно столько история хранится в письменных источниках, – цивилизацией правили мастера текста. Они написали все Священные Книги и все комментарии к этим Священным Книгам. Вечный круговорот отсылающих к самим себе текстов.

Они написали тома морально-этических, политических, юридических наставлений.

Они написали все учебные пособия и пособия по чтению пособий.

Они сочинили все книги по хорошим манерам и этикету.

С помощью текстов они направляли наши мысли и представления, наш образ жизни, то, как мы занимаемся любовью, как меняем ребенку подгузник, строим военный корабль.

А затем они неусыпно и ревностно охраняли эти тексты – спуская их ступень за ступенью вниз, от грамотных к безграмотным.

Наша цивилизация покоится на текстах, слово в ней превыше всего.

Начиная с 1980-х на наших глазах происходит вторая гуттенберговская революция – а все мы знаем, что сделала с коммуникацией и, следовательно, с мировой мыслью первая революция Гуттенберга: грамотность породила современный мир, а теперь цифровая революция освобождает нас иным способом, уже посредством образной коммуникации, – так что на подходе очередная революция – революция зрительной грамотности.

Умберто Эко утверждает, что мастера текста наконец-то должны отойти в сторону и позволить мастерам – а по большому счету впервые в истории и мастерицам – образов выйти на первый план и переформулировать основы коммуникации, ставя во главу угла образ.

Но если мы ожидаем, что эта революция выдвинет на первый план коммуникацию, то нам понадобится цивилизация зрительно грамотных. Которой у нас нет.

Раньше я считал, что подобное воспитание способен дать кинематограф, но теперь сомневаюсь в этом, так как странным образом у нас нет кино, которое бы ставило во главу угла образ.

Относительно общей популяции очень мало людей ходят в художественные школы, колледжи дизайна, имеют архитектурное образование.

Если сравнивать с тем, как мы учимся обращаться с текстом (а обращаемся мы с ним на редкость хорошо – даже невзирая на языковые барьеры – изучая алфавит, будучи еще совсем юными, накапливая огромные массы лексики в детстве, постигая сложную структуру предложения в юности и во взрослом возрасте, бесконечно совершенствуя наше умение обращаться с текстом), образование в сфере зрительного образа предстанет предельно скудным и, несомненно, неадекватным и несопоставимым.

Я учился живописи, и я рисую столько же, сколько снимаю кино, но я знаю, что я не могу прийти к кинопродюсеру или на киностудию с десятью картинами и пятью книгами рисунков и сказать: «Дайте мне денег».

Они даже не поймут, о чем я, черт побери, говорю.

Они не поймут, что я предлагаю.

Им нужен текст – им понадобятся слова – им нужно будет что-то, что, по сути, принадлежит книжному магазину, а не кино.

И это при том, что мы всегда считали, что кино – это визуальный медиум.

И если этот текст или сценарий уже успешно зарекомендовал себя на рынке, как в случае с «Гарри Поттером» или «Властелином колец», тем лучше.

И это само собой подразумевает, что все кино, которое вы когда-либо видели, – вовсе не кино, а – если считать, что кино было изобретено в 1895-м, – 116 лет иллюстрированных текстов.

Так что никто из нас никогда не видел фильма, мы видели лишь иллюстрированный текст. Таким образом, кинематограф – вторичный медиум. Наше кино основано на тексте.

Неважно, Годар вы или Тарантино, Альмодовар или Ларс фон Триер, Скорсезе или Джеймс Кэмерон, то, как мы изобретаем и строим кино, – лишь иллюстрация слова.

И меня это не устраивает.

Простая иллюстрация меня не удовлетворяет.

Это значит, в конце концов, что у нас кино не композиторов, а дирижеров.

А это, я считаю, совсем не то, чего мы хотим.

Дирижеры, конечно, тоже нужны, но композиторы в 10 тыс. раз ценнее.

Если есть композиторы, можно обойтись без дирижеров, но нельзя обойтись без композиторов, если есть только дирижеры.

Вот почему, как я полагаю, язык кино так беден сегодня.

Так что же нам с этим делать?

Во-первых, все мы согласны, что у текста есть множество способов продлить свою жизнь: поэзия, романы, рассказы, театр – более чем достаточно, чтобы текст без остатка поглотил кино.

И поэтому мы безоговорочно приходим к тому, что кино должно быть закреплено за сферой визуального.

И, следовательно, решаем, что зрительное образование должно стать существенной частью обязательной общеобразовательной программы.

И поэтому я лично полагаю, что нам требуется кино художников и творцов образа, а не писателей и кузнецов слова – появление которого при современном образе мыслей не столь вероятно, но по мере наступления цифровой революции станет необходимостью.

За новыми кинорежиссерами я пошел бы не в книжную лавку, а в арт-школу.

(┘)

Возможно, в кино будущего, если такому суждено появиться, двумя главными словами будут «интерактивность» и «мультимедиа».

Кино будущего должно быть интерактивным и мультимедийным.

Но все же кино умрет – так что наши праправнуки скажут: «Кино – а что это вообще было?»

Но если кино умрет, то живопись – никогда.

Это один из шести видов искусств, которые были созданы давным-давно, просуществовали до наших дней и будут существовать и дальше.

Так что поздравляю вас с тем, что вы выбрали живопись – самую важную вещь в вашем мире.

Полагаю, вы совершили мудрый выбор.

Художники нам нужны, как никто другой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Ольга Соловьева

Макрон призывает европейцев к конфликту с РФ на морях

0
904
Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Игорь Субботин

Вашингтон беспокоится за стабильность властей в Дамаске

0
759
Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Михаил Сергеев

Медленно стареющим гражданам чиновники советуют дожить до 120-ти

0
951
Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Анастасия Башкатова

Стимулы к ипотеке не застрахованы от пересмотра

0
908

Другие новости