Фото Reuters
Демократическая партия в случае прихода к власти в США будет стремиться к пересмотру презентованной на днях Стратегии национальной безопасности, которую разработали в администрации Дональда Трампа. Это следует из заявлений конгрессменов-демократов. Они считают этот новый программный документ президента разрывом с традициями американской внешней политики и попыткой подчинить курс страны личным интересам главы государства.
Стратегия национальной безопасности была выложена на сайте Белого дома в пятницу, 5 декабря. На следующий день глава Пентагона Пит Хегсет, выступая на Национальном оборонном форуме имени Рейгана, заявил, что этот документ будет не декларативным, а руководством к действию, по крайней мере для его министерства.
Он раскритиковал предыдущие администрации Белого дома и предрек, что только теперь интересы Америки будут защищаться по-настоящему.
Нападки на президентов-демократов, видимо, стали последней каплей, переполнившей чашу терпения оппонентов Трампа. Сразу несколько сенаторов-демократов, в том числе входящих в комитет Сената по вооруженным силам, раскритиковали Стратегию. «Стратегия национальной безопасности Дональда Трампа ставит деловые интересы его семьи и его друзей, связанных с нашими противниками, такими как Россия и Китай, выше обязательств перед нашими союзниками», – написал в соцсети сенатор от штата Аризона Марк Келли. Он предупредил, что, если положения данного документа будут воплощены в жизнь, это «ослабит влияние США во всем мире и подорвет нашу национальную безопасность».
Стратегия, представляющая собой 33-страничную декларацию, с набором довольно общо сформулированных целей американской политики на тех или иных направлениях, действительно нечто очень необычное для практики американских администраций. Первое, что там бросается в глаза, – это славословия в адрес лично Трампа, которыми пестрит текст. «Выдающиеся достижения Трампа»; «Трамп вошел в историю как президент мира», а не войны; «первая администрация Трампа убедительно доказала, что при правильном руководстве» амбициозные цели достижимы и т.д. Ничего похожего нельзя найти ни в одной из Стратегий (а они готовятся каждой администрацией раз в несколько лет), где обычно имя действующего президента даже не упоминается.
«Внешняя политика Трампа по-настоящему прагматична, по-настоящему реалистична, принципиальна, но не идеалистична, энергичная, но не ястребиная, сдержанная, но не голубиная. Она не основана на традиционной политической идеологии. Она мотивирована прежде всего тем, что выгодно Америке, или, если выразиться двумя словами, принципом Америка прежде всего», – так сформулировано в документе внешнеполитическое кредо нынешней американской администрации.
Сенаторов-демократов, конечно, больше всего впечатлил выбор внешнеполитических приоритетов Трампа. Если в Стратегии 2022 года, принятой при администрации Джозефа Байдена, главными противниками США четко указаны Китай и Россия, то в этом документе главное внимание уделено Западному полушарию. Собственно, с него начинается та часть Стратегии, которая посвящена отдельным регионам. Трамп манифестирует себя как последователь, казалось бы, давно канувшей в прошлое «доктрины Монро» позапрошлого века. Ее суть в том, что в сферу влияния США отходит все Западное полушарие и государства за его пределами не должны в эту сферу вмешиваться. В Стратегии провозглашается принцип «гибкого реализма». Он заключается в том, что США не будут менять политическое устройство каких-либо государств и готовы взаимодействовать с любыми режимами, если это в интересах Америки. В Стратегии прописано, что Соединенные Штаты отказываются от глобального доминирования и будут отстаивать только свои национальные интересы, ставя их выше интересов любых наднациональных организаций, будь то ООН или НАТО.
Китайский раздел документа по сравнению со Стратегией 2022 года не претерпел значительных изменений. США все так же обещают сдерживать КНР и не позволить ему установить свой суверенитет над Тайванем, все так же собираются бороться с протекционистской политикой китайских властей. Новое – разве что требование к Южной Корее и Японии увеличить оборонные расходы. А вот европейский раздел поменялся довольно сильно.
По существу, вся часть Стратегии, посвященная российско-украинскому конфликту, сводится к тому, что европейцы слишком мало тратят на оборону и слишком полагаются на США, в то время как Россия – это в первую очередь их проблема. В документе содержатся упреки, адресованные в первую очередь к Германии, касающиеся экономического сотрудничества этой страны с РФ. «Наша цель должна состоять в том, чтобы скорректировать курс Европы в правильном направлении», – утверждается в Стратегии. Кстати, европейский раздел – один из немногих в тексте, где упоминается слово «демократия». «Американская дипломатия должна продолжать отстаивать подлинную демократию» в Европе наряду со «свободой выражения» и «индивидуальностью европейских наций», сказано там.
В целом отношение к партнерам США по НАТО кратко выразил на упомянутом форуме имени Рейгана Пит Хегсет. «Союзники должны понять, что они не дети. Мы вправе и должны ожидать, что они будут выполнять свою часть работы по обеспечению собственной безопасности», – сказал он.

