0
1894

09.08.2001 00:00:00

Хотели погладить, а он уже не ребенок

Тэги: фридлянд, дебют, премия


Антон Фридлянд. Запах шахмат. Роман и повесть. Под ред. О.А. Славниковой. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001, 208 с. Серия "Независимая литературная премия "Дебют"

ПРЕДСТАВЬТЕ себе, что перед вами на полу стоит несколько сооружений из детских кубиков, имитирующих известные сооружения архитектуры: Эйфелеву башню, Тауэр, Бутырскую тюрьму или еще что-нибудь такое, конкретное. Приходит ребенок со странным немигающим взглядом, разбирает, потом строит из тех же кубиков незнамо что. Кроме того, в кубиках появляются мерцающие проходы в какое-то седьмое измерение.

Тут же вы понимаете, что вам показалось. На самом деле это не ребенок, а человек выше вас ростом. И теперь он смотрит на вас.

Приблизительно такое ощущение вызывает проза молодого киевского автора Антона Фридлянда. Все элементы ее по отдельности знакомы: фильмы Тарантино, киберпанк, фильм Габриэля Сальваторе "Нирвана", клипы MTV, клубно-наркотическая субкультура, Курт Воннегут┘ В результате их скрещивания и перемешивания получаются странные и весьма стильные интеллектуальные боевики с действием в Киеве. Вроде бы сразу много на что похоже - а способ соединения свой.

Первоначально тексты Фридлянда размещались на его персональной странице в Интернете www.f.com.ua, но опубликовать их на бумаге оказалось возможным в результате того, что в 2000 г. роман Фридлянда "Запах шахмат" вошел в шорт-лист премии для молодых литераторов "Дебют" в номинации "большая проза". Трудно себе представить, чтобы его удалось быстро напечатать в виде книги, тем более в России, другим способом: литература хорошая, но, как сказали бы на радио, не тот формат. Для издателей - не тот. В европейских же литературах такой жанр сложного боевика в последние годы вполне востребован и активно развивается.

Книга Фридлянда - первая в серии книг авторов, победивших или вошедших в шорт-лист премии "Дебют". По словам координатора премии Ольги Славниковой, готовятся к выходу еще две книги: одна - малой прозы и драматургии, другая - стихотворений и поэм. Выход книги Фридлянда - повод поговорить и об авторе, и о самой премии.

Выпуск книг начали не с победителей, а с шорт-листа. В номинации "большая проза" премию получили Сергей Сакин и Павел Тетерский за повесть "Больше Бена", в которой они называют себя "братьями" и (ласково) "подонками". Немедленно после премии повесть начали публиковать с продолжением в журнале "Птюч". Первой вышла книга Фридлянда, а не "братьев", так как права на текст "братьев" закреплены за "Птючом". Но и премия "братьям", и открывание серии книгой Фридлянда выглядят не случайными.

Проза Сакина и Тетерского с их "новейшим журнализмом", "новым биографизмом" и двумя голосами рассказчиков, напечатанными разным шрифтом, выглядит со стороны более новой и социально-провокационной, роман Фридлянда - более традиционным, "камерным". Присудив премию "братьям", жюри зафиксировало новизну той ситуации, которая попадает в поле зрения "Дебюта"; насколько адекватно зафиксировало - другой разговор. Но ощущение новизны было. Награждение "братьев" понятно и с точки зрения PR: разговоров о повести была уйма, в частности, активно пропагандировал повесть в "EL-НГ" Лев Пирогов; писал о ней и автор этих строк (см. "EL-НГ" от 1 марта 2001 г.).

А выпустив книгу Фридлянда, организаторы "Дебюта" фактически расписались в том, что в новейшей русской литературе есть не только простодушно-исповедальное - хотя и сильное, мускулистое - письмо, как у "братьев", но и письмо культурно многослойное. То есть что нынешнее молодое поколение - это люди со своим отношением к традиции.

- Как же так? - могут спросить у нас. - Ведь культурный багаж, перечисленный в начале статьи, тоже весь из глянцевых журналов и из Интернета!

Да нет, не совсем. Вопрос в том, через какие фильтры это читать. В фильме "Нирвана" компьютерные игры осмыслены как масштабная метафора в духе дзэн- и тибетского буддизма. И у Фридлянда компьютерно-клипово-клубный взгляд - не содержание, а метафорическая оптика. В предисловии к роману "Запах шахмат" автор предупреждает, что называть подлинные имена героев не следует, поэтому они все условно называются именами известных художников: Кете Кольвиц, Альбрехт Дюрер, Казимир Малевич (за единственным исключением - девочки Алисы, которая вошла в роман из книг Кэрролла, попутно пройдя сквозь множество других книг и фильмов)┘

Что создает еще одну перекличку - с мультипликационным сериалом "Черепашки-ниндзя", где их тоже всех зовут Леонардо, Рафаэль и т.п. Герой романа, сочинитель детективов, под чужим именем попадает в богемно-уголовную компанию, члены которой кончают жизнь самоубийством один за другим. Постепенно выяснятся, что и самоубийства, и общение персонажей - часть метафизической игры, называемой Тренинг. В описании Тренинга использованы и спародированы модные идеи так называемого НЛП - "нейролингвистического программирования", а также идеи некоторых мистических практик. Финалом Тренинга должно стать создание текста о происходящих событиях - то есть рождение романа. После того как роман написан и его название придумано, рассказчик должен умереть. Другой результат, уже выходящий за пределы Тренинга, - то, что после смерти героя остается беременная от него женщина. И это опять-таки не лазейка для продолжения, как в новейшем варианте "Мухи" или в "Чужих", а указание на возможность иных отношений между людьми.

Роман "Запах шахмат" еще написан слегка неровно; следующая повесть "Метро" - увереннее, хотя в ней нет таких масштабных метафор, как Тренинг. И то и другое читается с удовольствием и, несомненно, заслуживает издания. Однако тут принципиально еще и то, что проза Фридлянда создает вокруг себя новый, непривычный культурный контекст.

В результате премии оказались частично "легализованы" несколько значимых литературных явлений, которые до премии критика в упор не видела. Но и после премии в лучшем случае обратила внимание только на произведения, вошедшие в шорт-лист. А это просто события в ряду других, которых как не видели, так и не видят. Не всем же авторам до 25 лет. Нужно же понимать, что возрастная граница в таких случаях условна. Некоторым новаторским авторам 27 лет или даже, страшно сказать, 34 года. "Дебют" их не рассматривает - вот их как бы и нет. И нового или просто другого состояния современной русской литературы тоже как бы не существует. Речь не о вытеснении каких-то уже признанных авторов - русская литература большая, тем и хороша. Она богаче, чем принято думать.

В этом и фокус: "Дебют" оказался не тем, за что его принимали. Вокруг премиального процесса прошлого года создалась непонятная атмосфера. Запомнили эпатажные строки из стихотворений и повесть "Больше Бена", а также колоритную внешность "братьев". Если прочитать внимательно то, что писали и пишут участники шорт-листа, - будет видно, что нынешняя литература, в том числе и "дебютовская", вовсе не такая эпатажная и ироничная, как казалась с первого взгляда. А те, у кого взгляд был не первым - то есть кто следил за молодой литературой и до всякого "Дебюта", - могли бы предсказать это и раньше. И касается это не одного Фридлянда. 25-летняя Елена Костылева, вошедшая в шорт-лист в номинации "малая поэзия" (то есть просто стихи, а не поэмы), своим чтением на презентации шорт-листа в московском клубе "Проект ОГИ" смутила некоторых особо нервных слушателей. Теперь она выпустила первую книгу стихов, по которой становится понятным, что эпатаж для нее совсем не главное и что она решает серьезные поэтические задачи.

В результате награждения - похоже, неожиданно для организаторов премии - оказалось, что среди нынешних 20-летних есть некоторое количество почти сформировавшихся или просто зрелых и необычных авторов, которые неизвестны потому, что механизм раскрутки новых имен в литературе коммерциализирован, стандартизирован и под них не приспособлен. Книга Фридлянда - еще одно свидетельство.

Другой поворот сюжета - Киев как место жительства автора. Провинциальным этот город не назовешь. В то же время мы знаем харьковскую и вообще украинскую фантастику, немного знаем нынешнюю украинскую литературу, но русская интеллектуальная литература из Киева и про Киев не приходила давно. Аура уютного города, где жили юные Булгаков и Паустовский, из сознания (в том числе, кажется, и из сознания киевлян) почти ушла, а новая только создается - соединенными усилиями молодых украинских и русских авторов. Фридлянд показывает Киев совершенно неожиданный - как европейский виртуально-киношный мегаполис, с бесконечными путешествиями на метро и машинах, знакомыми FM-диджеями, загородными особняками, газетными магнатами┘ Конечно, это во многом условный Киев - хотя бы потому, что при его явной, прописанной у Фридлянда многонациональности в нем нет языковых проблем. Но такое восприятие его все-таки плодотворно. И есть в романе и невольный поклон предшественнику, чья культурная значимость сейчас, может быть, потускнела, но который создавал образ того, ушедшего Киева. Роман "Запах шахмат" герой-рассказчик называет "апокрифом". Но апокрифы - от театральных до как бы евангельских - были и одной из главных специализаций Михаила Булгакова. Так, новая киевская литература в лице Фридлянда едва заметно поклонилась той, что была, и двинулась дальше - в русском, украинском и общеевропейском контексте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
325
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
389
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
452
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
437

Другие новости