2
3745
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

14.03.2017 00:01:00

Зарубежная церковь требует очистить историю от Ленина

Московский патриархат не разделяет антикоммунистического рвения РПЦЗ

Павел Скрыльников

Об авторе: Павел Андреевич Скрыльников – обозреватель «НГ-религии».

Тэги: зарубежная церковь, рпцз, ленин, антикоммунизм, рпц, московский патриархат


зарубежная церковь, рпцз, ленин, антикоммунизм, рпц, московский патриархат Фото Gettyimages

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) призвала власти России убрать с Красной площади тело Владимира Ленина, снести памятники вождю большевиков и вернуть городам России исторические названия. Московский патриархат советует единоверцам не спешить с жесткими суждениями, однако это, по-видимому, не встречает понимания за океаном.

РПЦЗ, сформировавшаяся первоначально во время Гражданской войны как Временное высшее церковное управление Юго-Востока России на контролировавшейся войсками белых территории, большую часть своей истории существовала отдельно от Московского патриархата. Разрыв в каноническом общении был преодолен только в 2007 году, когда патриарх Московский Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) подписали акт о каноническом общении, сделавший РПЦЗ подчиняющейся Московскому патриархату самоуправляемой Церковью. Русскому православию на родине к этому времени удалось преодолеть причины разделения, которые священноначалие Зарубежной церкви сформулировало в послании 1987 года. Ими называли отсутствие прославления пострадавших за веру в XX веке новомучеников, «сергианскую» декларацию о тождестве интересов Церкви и советского государства и непризнание РПЦЗ частью Церкви. Однако, несмотря на примирение и восстановление единства, в отношении кровавых событий ХХ века порожденная ими РПЦЗ куда более категорична и непримирима, чем мать-церковь на родине. И в годовщину двух революций курс Московского патриархата на примирение с историей в Нью-Йорке могут счесть оправданием убийц и святотатцев. Ответ на полемически сформулированное послание из Нью-Йорка потребует от московской Церкви в первую очередь сформулировать свое собственное отношение к историческим событиям столетней давности. В 2013 году в интервью «НГ» митрополит Иларион (Капрал), подпись которого стоит и под посланием от 10 марта, говорил о том, что между РПЦ и РПЦЗ «остаются многие вопросы, разрешение которых мы оставили на будущее» (см. «НГ» от 17.07.13). Повестка 2017 года может сделать эти разногласия ключевыми.

Призывая к осмыслению истории и причин трагедии, Нью-Йорк недвусмысленно дает понять, что своего отношения к советской власти менять вовсе не собирается. «Теперь же, когда, по словам святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Господь сменил гнев на милость в отношении России», всем русским людям дана от Него возможность возвратиться к своим православным корням. Нам сейчас необходимо осмыслить свою историю и понять те причины, по которым на Россию выпали тяжелые испытания», – гласит послание Синода Зарубежной церкви, опубликованное на ее сайте. Однако в отношении вождя мирового пролетариата Синод РПЦЗ не скупится на эпитеты. «Нам ни в коем случае нельзя оправдывать виновников губительной революции. Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников. Это все символы беды, трагедии и крушения нашей богоданной Державы. Так же следует поступить и с названием городов, областей, улиц, которые по сей день лишены их исторических наименований».

Почвой для оправдания преступлений большевиков, по мнению РПЦЗ, не могут служить ни общий патриотизм, ни государственничество, а ведь именно о них говорили в феврале с.г. в зале церковных соборов храма Христа Спасителя церковные и светские деятели (подробнее в «НГ» от 01.03.17). Общаясь с журналистами, министр культуры Владимир Мединский подчеркнул тогда, что нельзя сказать, вспоминается столетие революции со знаком плюс или со знаком минус. Синод РПЦЗ дает более чем однозначный ответ на этот вопрос. Схожей позиции придерживается и глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Он уже заявлял о том, что вопрос о мавзолее Ленина «разрешится со временем естественным и спокойным образом» и для Церкви не принципиален – стоит только «просто чуть-чуть подождать». По-видимому, священноначалие Зарубежной церкви считает сто лет ожидания достаточными. И хотя послание и клеймит «западничество» образованных сословий царской России, перекладывать на них вину за кровавый октябрь 1917 года оно не спешит, призывая не к общественному примирению, а к осуждению гонителей Церкви.

Формулировка послания действительно ставит ребром вопрос об отношении к истории ХХ века. Ее все труднее становится соединить в единый патриотический нарратив, способствующий стабильности российской нации и государства. В его выработке по возможности стараются придерживаться государственнической линии и избегать жестких моральных характеристик в отношении властителей России – будь то Николай II, Ленин или Сталин. Глава отдела синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион поддержал выведение имен одиозных коммунистических деятелей из топонимики России, однако призвал в комментарии агентству Интерфакс дождаться общественного консенсуса по этому вопросу. Однако подобное сглаживание острых углов истории не может удовлетворить потомков эмигрантов, которые видят отказ от коммунистического наследия залогом консенсуса, а не наоборот. «В годы лихолетья Русская зарубежная церковь всегда считала своим святым долгом высказывать всю правду о русской истории, что было невозможно в Отечестве, и, быть может, прежде всего напомнить русскому народу о крестном пути новомучеников», – гласит послание РПЦЗ. Учитывая то, как болезненно Россия недавно отреагировала на декоммунизацию в Украине и то, что критика декоммунизации велась именно с позиций недопустимости пересмотра истории, оно – выдержанное в безусловно патриотическом духе – приобретает особо вызывающее звучание. Перед лицом подобных мнений с консервативных позиций Церковь и государство, пытающиеся примирить общество с историей страны, могут обнаружить, что картина прошлого, лишенная однозначных оценок и предназначенная исключительно для сглаживания конфликтов, выхолащивается и не отвечает уже ничьим запросам.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


TeodorSeven 08:36 14.03.2017

Вона как отделена церковь от государства - выдвигает политические требования присоединится к бендеровским беснованиям на Украине.

Георгий Семенец 16:20 18.03.2017

Пусть они там за рубежом разбираются в своих дрязгах.....а мы здесь в России сами как нибудь без указаний определимся. Да, и конституцию России пусть почитают на досуге. А то ведь не когда в трудах и трудах праведных.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Начало русского постмодернизма

Начало русского постмодернизма

Вячеслав Куприянов

0
862
Протестующие в Санкт-Петербурге выразили недовольство не только местной властью

Протестующие в Санкт-Петербурге выразили недовольство не только местной властью

Светлана Гаврилина

На акцию в Северной столице, по разным оценкам, пришло около 10 тыс человек

0
4579
Прекращено производство по иску четырех петербуржцев об оспаривании передачи Исаакиевского собора РПЦ

Прекращено производство по иску четырех петербуржцев об оспаривании передачи Исаакиевского собора РПЦ

0
981
С Тимати помолимся?

С Тимати помолимся?

Артур Приймак

Станут ли прочнее "духовные скрепы" от подпевок российской попсы

0
2529

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости