0
1008

16.09.2004

Дипломатия в гардеробе

Тэги: васильев, русская мода


Александр Васильев. Русская мода. 150 лет в фотографиях. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2004, 448 с.

Это уже вторая книга известного отечественного историка моды Александра Васильева. Первая, "Красота в изгнании", вышла в конце 1990-х и с тех пор выдержала уже четыре издания, в том числе на английском языке. И немудрено. То был роскошный подарочный альбом с большим количеством фотографий роскошных женщин - русских эмигранток первой волны, сделавших карьеру в мире западной моды. В новом же проекте Васильева речь идет собственно о моде. О русской моде. Подобных изданий на нашем книжном рынке мало - можно по пальцам перечесть, - так что автор на этой стезе если и не чувствовал себя первопроходцем, то наверняка располагал большим запасом невостребованных сведений. Какой сюжет из истории отечественной моды ни возьми, все в новинку.

Тем не менее автору нельзя отказать ни в изобретательности, ни в трудолюбии. На первый взгляд композиционный ход, который выбрал Васильев, выглядит даже банальным: что может быть более естественным, чем проиллюстрировать историю отечественной моды каталогом исторических фотографий? Однако, чтобы реализовать этот замысел, потребовалось ни много ни мало семь лет кропотливой архивной работы и изрядная туристическая закалка, поскольку оказалось, что для написания полноценной истории русской моды последних 150 лет недостаточно посещений одних только московских библиотек или, скажем, парижских музеев, но необходимо пересечь два океана: Атлантический, чтобы добраться до Лас-Вегаса и Мехико, Тихий - чтобы посетить Сидней. Как бы там ни было, в результате Васильев собрал почти энциклопедическую коллекцию снимков. На полувыцветших дагерротипах середины позапрошлого века запечатлены сдержанные лица русских аристократок. Обрамленные пышными полусферами кринолинов, они вряд ли нуждаются в ином подкреплении своего внутреннего достоинства. Портреты 1900-х годов более разнообразны по характерам и социальным типам. Здесь все больше привлекают внимание балерины и кокотки в кружевных платьях, смазливые дети в нарядах а-ля рус, даже царь - и тот позирует перед камерой в маскарадном костюме. В послереволюционную эпоху диапазон моделей становится еще шире. Беспризорники в потерявших форму кепках уживаются здесь на одной странице со звездами немого кино в меховых накидках леопардовой расцветки и дородными нэпманшами в кокетливых беретах. Так в четком ритме глав-десятилетий Васильев добирается и до наших с вами недавних 1990-х, в которых каждый читатель найдет что-то, что близко лично ему, будь-то брючный костюм из журнала "Бурда Моден", русская топ-модель на обложке "Vogue" или ослепительный и неподражаемый Филипп Киркоров в обнимку с Юдашкиным.

Однако уникальные фотографии при всем их изобилии - лишь полдела. Главным, как это ни удивительно для издания альбомного формата, оказывается все-таки текст, который отнюдь не сводится к постраничному комментарию иллюстраций, но и впрямь представляет собой энциклопедический обзор истории русского костюма от середины XIX до конца ХХ века. В каждой главе, посвященной одному десятилетию, Васильев обозревает развитие всех основных типов одежды - женской, мужской и детской, праздничной и повседневной, белья и аксессуаров. Стиль повествования сдержанно документальный, однако именно это позволяет автору умело, без гипербол, увязывать историю костюма с изменениями эстетических канонов человеческого тела, социальными трансформациями, политическими событиями, наконец, с открытиями в области науки. Разумеется, на таком фоне причуды моды порой выглядят еще более гротескными, что, впрочем, порой осознавалось и некоторыми проницательными современниками. Вот, например, как иронизировал в 1860-х гг. один обозреватель по поводу популярности Гарибальди у русских женщин-эмансипе: "Кроме Гарибальди за границей нет ничего особенно интересующего "Модный магазин". Правда, в Кохинхине, в Южной, Средней и Северной Америке, в Турции и Китае война: но до тех пор, пока отличившийся герой не попадет на плечи наших дам хоть в виде фишю какого-нибудь, он не имеет права считаться европейской знаменитостью, и война, в которой он участвовал, не может быть занесена в скрижали "Модного магазина".

Словом, не только специалистам по истории отечественного костюма и русской культуры, но и современным модницам будет что почерпнуть из "150 лет русской моды в фотографиях" - если не по части фасонов, то хотя бы по части хорошего вкуса и здравого смысла. Впрочем, еще больше эта книга, пожалуй, пригодится кинорежиссерам, подвизающимся на доходном поприще исторических сериалов. Теперь в их распоряжении бесценный каталог исторического костюма во всем его блеске и разнообразии. Ну а если киношникам и телевизионщикам будет недосуг осилить все 500 страниц с двумя тысячами фотографий - не беда. Имея под рукой книгу Александра Васильева, телезрители смогут сами восстановить историческую справедливость в том, что касается любимых героев комильфо. Если, конечно, страдания русской красавицы, утянутой в корсет до 55 см в талии, не увлекут их больше, чем злоключения бедной Насти.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Чиновники не должны играть на поле монополий»

«Чиновники не должны играть на поле монополий»

Анна Макарова

Участники круглого стола, обсудившие реализацию нацпроекта «Образование», критически высказались по поводу сокращения федерального перечня учебников

0
665
Можно ли унизить учителя проверкой

Можно ли унизить учителя проверкой

Наталья Савицкая

Модель аттестации школьных педагогов будет утверждена в 2020 году

0
2383
Режиссер без фиги в кармане

Режиссер без фиги в кармане

Максим Артемьев

Леонид Гайдай – раньше, сейчас и навсегда

0
983
Вышло Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации

Вышло Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации

0
1316

Другие новости

Загрузка...
24smi.org