0
1710

16.09.2004 00:00:00

Дипломатия в гардеробе

Тэги: васильев, русская мода


Александр Васильев. Русская мода. 150 лет в фотографиях. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2004, 448 с.

Это уже вторая книга известного отечественного историка моды Александра Васильева. Первая, "Красота в изгнании", вышла в конце 1990-х и с тех пор выдержала уже четыре издания, в том числе на английском языке. И немудрено. То был роскошный подарочный альбом с большим количеством фотографий роскошных женщин - русских эмигранток первой волны, сделавших карьеру в мире западной моды. В новом же проекте Васильева речь идет собственно о моде. О русской моде. Подобных изданий на нашем книжном рынке мало - можно по пальцам перечесть, - так что автор на этой стезе если и не чувствовал себя первопроходцем, то наверняка располагал большим запасом невостребованных сведений. Какой сюжет из истории отечественной моды ни возьми, все в новинку.

Тем не менее автору нельзя отказать ни в изобретательности, ни в трудолюбии. На первый взгляд композиционный ход, который выбрал Васильев, выглядит даже банальным: что может быть более естественным, чем проиллюстрировать историю отечественной моды каталогом исторических фотографий? Однако, чтобы реализовать этот замысел, потребовалось ни много ни мало семь лет кропотливой архивной работы и изрядная туристическая закалка, поскольку оказалось, что для написания полноценной истории русской моды последних 150 лет недостаточно посещений одних только московских библиотек или, скажем, парижских музеев, но необходимо пересечь два океана: Атлантический, чтобы добраться до Лас-Вегаса и Мехико, Тихий - чтобы посетить Сидней. Как бы там ни было, в результате Васильев собрал почти энциклопедическую коллекцию снимков. На полувыцветших дагерротипах середины позапрошлого века запечатлены сдержанные лица русских аристократок. Обрамленные пышными полусферами кринолинов, они вряд ли нуждаются в ином подкреплении своего внутреннего достоинства. Портреты 1900-х годов более разнообразны по характерам и социальным типам. Здесь все больше привлекают внимание балерины и кокотки в кружевных платьях, смазливые дети в нарядах а-ля рус, даже царь - и тот позирует перед камерой в маскарадном костюме. В послереволюционную эпоху диапазон моделей становится еще шире. Беспризорники в потерявших форму кепках уживаются здесь на одной странице со звездами немого кино в меховых накидках леопардовой расцветки и дородными нэпманшами в кокетливых беретах. Так в четком ритме глав-десятилетий Васильев добирается и до наших с вами недавних 1990-х, в которых каждый читатель найдет что-то, что близко лично ему, будь-то брючный костюм из журнала "Бурда Моден", русская топ-модель на обложке "Vogue" или ослепительный и неподражаемый Филипп Киркоров в обнимку с Юдашкиным.

Однако уникальные фотографии при всем их изобилии - лишь полдела. Главным, как это ни удивительно для издания альбомного формата, оказывается все-таки текст, который отнюдь не сводится к постраничному комментарию иллюстраций, но и впрямь представляет собой энциклопедический обзор истории русского костюма от середины XIX до конца ХХ века. В каждой главе, посвященной одному десятилетию, Васильев обозревает развитие всех основных типов одежды - женской, мужской и детской, праздничной и повседневной, белья и аксессуаров. Стиль повествования сдержанно документальный, однако именно это позволяет автору умело, без гипербол, увязывать историю костюма с изменениями эстетических канонов человеческого тела, социальными трансформациями, политическими событиями, наконец, с открытиями в области науки. Разумеется, на таком фоне причуды моды порой выглядят еще более гротескными, что, впрочем, порой осознавалось и некоторыми проницательными современниками. Вот, например, как иронизировал в 1860-х гг. один обозреватель по поводу популярности Гарибальди у русских женщин-эмансипе: "Кроме Гарибальди за границей нет ничего особенно интересующего "Модный магазин". Правда, в Кохинхине, в Южной, Средней и Северной Америке, в Турции и Китае война: но до тех пор, пока отличившийся герой не попадет на плечи наших дам хоть в виде фишю какого-нибудь, он не имеет права считаться европейской знаменитостью, и война, в которой он участвовал, не может быть занесена в скрижали "Модного магазина".

Словом, не только специалистам по истории отечественного костюма и русской культуры, но и современным модницам будет что почерпнуть из "150 лет русской моды в фотографиях" - если не по части фасонов, то хотя бы по части хорошего вкуса и здравого смысла. Впрочем, еще больше эта книга, пожалуй, пригодится кинорежиссерам, подвизающимся на доходном поприще исторических сериалов. Теперь в их распоряжении бесценный каталог исторического костюма во всем его блеске и разнообразии. Ну а если киношникам и телевизионщикам будет недосуг осилить все 500 страниц с двумя тысячами фотографий - не беда. Имея под рукой книгу Александра Васильева, телезрители смогут сами восстановить историческую справедливость в том, что касается любимых героев комильфо. Если, конечно, страдания русской красавицы, утянутой в корсет до 55 см в талии, не увлекут их больше, чем злоключения бедной Насти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1056
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1229
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1497
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1080

Другие новости