Газета Печатная версия

19.05.2004

Московский авлакоген

Тэги: рудаков, сейсмоопасность, газы

Москве в ближайшее время угрожают серьезные катаклизмы. Об этом предупреждают ученые из Института физики земли им. О.Ю. Шмидта РАН. Главный научный сотрудник института, доктор физико-математических наук Валерий Рудаков уверяет, что на белокаменную надвигается очередная геодеформационная волна, которая достигла своего пика как раз в апреле-мае нынешнего года.

- Валерий Петрович, обычно подземельями пугают маленьких детей. Но и взрослый вздрогнет, узнав об опасностях, которые таят в себе недра Москвы...

– Речь идет о так называемых геопатогенных зонах, или зонах геологического риска. Официальная наука долгие годы утешала население: дескать, в геологических структурах, на которых стоит Москва, нет никаких разломов. Но в 1977 году на 3-й Хорошевской улице обрушились два дома. Это была реакция на землетрясение в Румынии. Потом выяснилось, что на этом месте были карстовые пустоты. В 1984 году на той же улице треснули школа и детский сад. Аккурат под этими зданиями проходили две зоны геологического разлома. Слава Богу, детей успели эвакуировать┘ Если посмотреть на карту, составленную сотрудниками нашего института, «лицо» Москвы испещрено морщинами тектонических трещин вдоль и поперек.

– О каких зонах речь?

– Основание нашего города – так называемый московский авлакоген – геологическая структура, опущенная по линиям разломов на глубину порядка полутора-двух километров. Визуально это выглядит, как заполненный осадочными породами огромный провал, растянувшийся через весь центр столицы и большую часть Подмосковья. Строить на бортах авлакогена все равно, что играть в жмурки на краю пропасти.

По иронии судьбы, новое здание Президиума Академии наук на Ленинском проспекте воздвигнуто прямо на пересечении двух разломов, и в любой момент оно рискует подвергнуться значительным разрушениям. Работникам РАН пришлось создать собственную сейсмическую службу: здание незаметно покачивается, как парус на ветру.

Высотное здание «Газпрома» в Новых Черемушках построили вопреки неблагоприятным инженерно-геологическим условиям: рядом проходит тоннель метро, и образуются плывуны┘ Список можно продолжать.

– А что говорят по этому поводу специалисты?

– Территория Москва уникальна по своей геодинамической природе. Таких городов мало. Она располагается в пределах так называемой Московской синеклизы – геологической складки с отрицательной формой залегания, то есть структуры, напоминающей по форме почти развернутую книгу с опущенным вниз корешком. В такой структуре осадочные породы как бы плавают в воде, как айсберги в Ледовитом океане. Говорят, Гитлер собирался затопить Москву: он был информирован, что сделать это проще, чем сжечь ее, как пытался его предшественник – завоеватель из Франции.

– И каков ваш прогноз?

– Дело в том, что Земля – самоорганизующаяся система. С определенной периодичностью планета как бы приводит себя в порядок, ежегодно генерируя геодеформационные волны. Волна идет от экватора к полюсам и достигает широт Москвы. Так что ничего поразительного в том, что происходит в белокаменной, нет. Просто надо изучать законы физики Земли и уважать их, а не действовать им наперекор. На полученной нами записи изменения режима московского авлакогена видно, что «раскачивание» в нем водонасыщенных пород началось уже 12 февраля. После какого-то внутреннего гидродинамического процесса, резко «приостановившего» это раскачивание в середине дня 14 февраля, до середины 16 февраля наступило «гидродинамическое затишье», после чего все вернулось к исходному фоновому уровню.

– Но как же японцы умудряются строить небоскребы в сейсмоактивных зонах?

– И не только небоскребы – даже атомные электростанции. В Стране восходящего солнца без учета требований науки сейсмостойкого строительства не утверждается ни один проект. Есть различные способы безопасного возведения зданий в неблагополучных районах – например, использование кольцевого фундамента или демпфирующих устройств, повышающих устойчивость домов. В Алжире вообще все дома изготовлены из монолитного бетона. А самыми устойчивыми к внешним воздействиям являются русские избы.

– В одной из публикаций о ваших исследованиях я прочла, что под Кремлем находится водородная «бомба», готовая взорваться в любой момент. Это что, образное выражение?

– В определенном смысле – да. Нам удалось выявить водородные аномалии, самая интенсивная из которых находится в самом сердце Москвы – в том числе под Кремлем. Водород – крайне взрывоопасный газ, если его концентрация достигает определенных уровней. Так что и здесь вопрос остается открытым для исследований. Кроме того, зоны тектонических нарушений являются источниками повышенных концентраций радиоактивного радона, содержание которого в рыхлых отложениях этих мест превышает предельно допустимые нормы в сто и более раз.