0
14115
Газета Интернет-версия

27.03.2013 00:01:00

До и после Клеопатры

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов — кандидат исторических наук, этнолог.


Глава коптской церкви Тавадрос II имеет также титул Папы. В патриаршем соборе св. Марка в Каире. Фото Reuters

22 сентября 1822 года французский ученый Ж.-Ф. Шампольон написал письмо в парижскую Академию надписей, в котором изложил результаты своих исследований египетского иероглифического письма. Он разработал метод дешифровки и установил принцип чтения иероглифов. Этот день считается днем основания египтологии – науки, изучающей древнеегипетский язык, письменность, археологические памятники, историю и культуру Древнего Египта.
Фараоны, Птолемеи и т.д.
Возможно (скорее всего!), это выдающееся открытие было бы сделано намного позже, если бы не так называемый Розеттский камень. В августе 1799 года, во время египетской экспедиции (1798–1801) Наполеона Бонапарта отряд его солдат возводил укрепления близ города Розетта в дельте Нила. Неожиданно офицер по имени Бушар обратил внимание на базальтовую плиту в стене давно разрушенного арабского форта. На ней были высечены надписи на древнегреческом и древнеегипетском языках (иероглифами и демотическими знаками). Как выяснили специалисты, это был параллельный текст, сделанный в 196 году до н.э.
Греческий текст перевели сравнительно легко. Намного более трудной задачей было прочтение текста, написанного иероглифами: для этого нужно было дешифровать их, зная грамматику и лексику языка египтян. Шампольон догадался, что ключ к решению задачи – в языке коптов, прямых потомков населения древнего Египта. Он с юности изучал коптский язык и отлично владел им. Благодаря этому Шампольон смог прочитать египетские письмена. В дальнейшем он составил первый словарь и первую грамматику древнеегипетского языка.
Еще из школьного учебника мы узнаем, что Египет – один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н.э. здесь сформировались ранние государственные образования – номы (их было около 40). Затем возникло два политических объединения номов – Верхний Египет и Нижний Египет. Около 3000 года до н.э. правитель Верхнего Египта Менесу стал первым царем (фараоном) единого государства.
Параллельно этому процессу из родственных в языковом отношении протосемитских, берберских и кушитских племен складывался древнеегипетский этнос. Эра Египта под властью фараонов – время до середины IV века до н.э., когда при правителях из XXX династии страна пала под сокрушительными ударами огромной персидской армии (342–341 года до н.э.).
В 332 году до н.э. Египет стал частью державы Александра Македонского, частью эллинистического мира. После смерти великого завоевателя (323 год до н.э.) страна досталась одному из его полководцев Птолемею Лагу. В 305 году до н.э. он провозгласил себя царем – первым в династии греко-македонских царей Птолемеев (305–30 годы до н.э.). Последней представительницей династии Птолемеев и последней царицей Египта стала Клеопатра VII (69–30 годы). Тесно связавшая судьбу страны и свою личную с политической борьбой в Риме, любовница Юлия Цезаря, затем любовница и жена Марка Антония, покончившего самоубийством после поражения его флота (31 год до н.э.) и вступления в Египет легионов Октавиана (Августа), Клеопатра также покончила жизнь самоубийством (30 год до н.э.).
В 395 году, после раздела империи на Западную и Восточную, Египет стал провинцией Восточной Римской империи (Византии). В 639–642 годах страна была завоевана арабами и стала частью Арабского халифата. С начала IX века, после его распада, Египет был в составе различных мусульманских феодально-теократических государств; в 1517 году поглощен Османской империей, частью которой оставался до декабря 1914 года.
Язык до коптов доведет
Название страны Египет – от древнегреческого Aigyptus (Айгиптос). Эта форма топонима впоследствии перешла в латинский язык, из него – в другие европейские языки в форме Египет. Образована она от одного из древнеегипетских названий  Мемфиса, звучавшего как «Хеткаптах» или «Хикупта», буквально «Крепость духа Пта (ха)» – главного бога города. Сами древние египтяне называли свою страну «Кемет» – «Черная земля» или «Тамери» – «Возлюбленная земля». Современные египтяне называют свою страну Миср (восходит к библейскому Мицраим; значение топонима не установлено). Официальное название государства – Гумхурия Миср аль-Арабия/Арабская Республика Египет.
Язык, на котором говорили древние египтяне, относится к афразийской семье языков, которая объединяет также семитские (в том числе иврит и арабский), кушитские, берберо-ливийские и ряд других живых и мертвых языков (включая коптский). Первые известные памятники древнеегипетского языка датируются концом IV тысячелетия до н.э.
Египетское письмо имело две параллельно существовавшие разновидности: рисуночную (иероглифы от греч. hierоglyphoi – «священные письмена») и скорописную (иератические письмена от греч. hieratikos – «жреческие»), которая возникла около 3000 года до н.э. из иероглифов и использовалась для написания религиозных текстов и для переписки. В VII веке до н.э. появляется новая скоропись – демотическое письмо (от греч. demotikos – «народный», как назвал его Геродот) с очень упрощенными знаками. Это была переходная ступень к коптскому письму.
Во II–III веках начинается завершающий этап в развитии египетского языка. Это коптский язык с алфавитной системой письма. Первые попытки писать египетские тексты греческими буквами (с добавлением демотических знаков) предпринимались еще в III веке до н.э. – это так называемое старокоптские магические тексты. В первые века н.э. быстрое распространение христианства в Египте вызвало необходимость иметь священные тексты новой религии на родном языке большинства населения. Новая письменность была создана во II веке переводчиками Библии с греческого языка на египетский (коптский).
Создатели коптского письма взяли за основу греческий алфавит, добавив к нему восемь знаков демотического письма, которые передавали те звуки, для обозначения которых не было греческих букв. Форма этих знаков была приспособлена к новому письму. Этот коптский алфавит используется и в наши дни – на нем копты-христиане печатают свои книги.
Первые письменные памятники на коптском языке – это переводы с греческого Священного Писания, богословских и религиозно-философских сочинений христианских авторов. Появляются и оригинальные произведения: проповеди и поучения крупного религиозного и исторического деятеля Шенуте (IV–Vвека), проповеди и монастырские уставы основателя первых монастырей Пахома и его преемников (IV век). На коптском языке создается обширная житийная литература. Под влиянием арабской литературы у коптов появляются и светские по своему содержанию произведения. Х век – время расцвета коптской поэзии.
До начала VIII века коптский язык оставался официальным языком Египта. Арабский язык был объявлен государственным в 706 году. Реально же до середины Х века параллельно употреблялись оба языка. Постепенно арабский язык вытесняет коптский из всех сфер. В XI–XII веках родной язык коптов-христиан становится лишь их внутриобщинным языком, преимущественно языком культовым.
Отмечу, что много коптских текстов, в том числе рукописных, хранится в Государственном Эрмитаже и Российской национальной библиотеке в Петербурге, в Государственном музее изобразительных искусств имени  А.С. Пушкина. Крупнейшие коллекции коптских текстов и памятников искусства – в Коптском музее в Каире, в парижском Лувре, в лондонском Музее Виктории и Альберта, в государственных музеях в Берлине.
Нежная исламизация
Около 98% населения современного Египта (общая его численность – 83 млн. человек в 2011 году) – египетские арабы, или египтяне. Это потомки древних египтян, в большинстве своем смешавшихся с арабами, которые с середины VII века, после включения страны в халифат, селились здесь сравнительно крупными родоплеменными группами. Коренное население – копты (от греч. Aigyptios, что, собственно, и означает «египтянин»), на коптском языке – куптиос, на арабском – кибт, кубт – к VII веку было почти полностью христианизировано.
Процесс арабизации Египта, начавшийся на рубеже VII–VIII веков, происходил путем смешанных браков, приобщения египтян к ценностям арабской цивилизации, в которой главное место принадлежало религии – исламу. Переход в мусульманство новые правители стимулировали различными административными и экономическими мерами. Немусульмане облагались более высокими налогами. У монастырей и храмов отнимали земли, которые затем отдавались во владение мечетей. Коптов-христиан не брали на военную службу. Их лишили права ездить на лошадях (для верхового передвижения они могли пользоваться только ослами), обязали носить тюрбаны и платья только определенных темных цветов.
Тем не менее, несмотря на все льготы для мусульман, различные притеснения по отношению к христианам к началу Х века, то есть спустя два с половиной столетия после арабского завоевания, лишь одна треть населения Египта исповедовала ислам. Еще медленнее шел процесс перехода на язык завоевателей. В общем же процесс исламизации и арабизации коренного населения Египта завершился в основном в XIV веке.
Дольше всех, тысячу лет, арабизации противились копты-христиане (жители городов). Последние литературные памятники на коптском языке относятся к XIII – началу XIV века. Разговорный коптский язык бытовал как язык отдельных локальных групп вплоть до XVII века. Языком повседневного общения, культуры, науки стал арабский. Но и потом, по сей день, коптский язык сохранился как язык богослужебных книг, частично  как язык литургии. Церковные гимны сочинялись на коптском языке до XVIII века. В египетском диалекте арабского языка много заимствований из коптского.
Коптов относят к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы.	Фото Reuters
Индо-средиземноморская раса
В антропологической классификации египетских арабов, включая коптов, относят к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Это типичные южные европеоиды, черноволосые и темноглазые, с темной (часто – очень темной) кожей лица и тела. Важно отметить, что арабское завоевание мало изменило расовые (физические) характеристики населения Египта. Ученые, имеющие в своем распоряжении многочисленные находки костных остатков из различных мест Египта, начиная с V тыс. до н.э., указывают на поразительную стабильность антропологических особенностей населения с эпохи Древнего царства и до наших дней.
Коптская церковь (Коптская православная церковь) – одна из древнейших христианских церквей (с I века н.э.). Ее основателем и первым патриархом считается св. Марк Евангелист. В 47–48 годах он пришел в Египет, проповедовал в Александрии, обратил в христианство многих людей.
Среди египетских христиан-коптов впервые возникло монашество. Первый монастырь был основан в начале IV века преподобным Антонием Великим в египетской Восточной пустыне (существует поныне). В настоящее время в коптской церкви имеется 12 мужских и шесть женских монастырей.
Официально коптская церковь появилась в 451 году после раскола, произошедшего на Халкидонском вселенском соборе, на котором было осуждено как ересь монофизитство – направление в христианстве, сторонники которого признают только одну божественную природу Иисуса Христа. Большинство египетских христиан, включая священников, придерживались именно такой догмы. Они и образовали коптскую церковь, которая стала автокефальной, то есть самостоятельной, с 536 года.
Глава Коптской церкви Патриарх имеет также титул Папы (от греч. рapus, лат. рapa – отец, наставник, воспитатель). Папу-патриарха избирают пожизненно на поместном соборе из числа самых известных монастырских духовников. Избранный на эту высшую в церкви должность одновременно становится духовным лидером всех коптов, его авторитет непререкаем.
Александрия с зарождения коптской церкви была ее центром. Там похоронены все ее патриархи, начиная от св. Марка. Нынешний центр коптской церкви находится в Каире. Это величественный патриарший собор св. Марка, древний храм во имя апостолов Петра и Павла, множество служб и зданий. Там же расположена главная духовная семинария, где обучаются коптские священники. На территории патриархата находится и Коптский институт высших исследований –  центр по изучению коптской христианской традиции.
Этноконфессиональная общность
Ислам, религия большинства египтян, оказал заметное влияние на обрядность коптской церкви. Молятся копты несколько раз в день, вымыв руки, как мусульмане, и повернувшись лицом к востоку. В церковь входят в головных уборах, но сняв обувь, как это делают мусульмане, входя в мечеть. Подобно тому, как каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить хадж в Мекку, так и христианину-копту положено совершить паломническую поездку в Иерусалим к местам, связанным с Иисусом Христом. У коптов распространен обычай обрезания крайней плоти у мальчиков, характерный для мусульман. Впрочем, это делалось и в Древнем Египте.
В то же время в культовой практике коптской церкви немало специфического. Церковная служба часто сопровождается каждением; богослужению, молитвам сопутствуют пение и инструментальная музыка на флейте и ударных инструментах. Литургия совершается на арабском и коптском языках. Для коптской церкви характерно особое почитание Богоматери. Ей посвящено 32 праздника в году.
Коптская церковь имеет собственный календарь с началом летосчисления от 29 августа 284 года, начала «эры мучеников», когда римским императором стал Диоклетиан, в правление которого христиане подвергались жестоким преследованиям.
В середине XVIII века под воздействием римско-католических миссионеров от коптской церкви отделилась часть верующих и священников; так появилась самостоятельная униатская церковь – коптско-католическая церковь (к началу XXI века она насчитывала 120–150 тыс. человек). В середине XIX века среди коптов образовались протестантские общины – евангелисты, пятидесятники, методисты, пресвитериане и др. Коптов-протестантов приблизительно столько же – около 150 тыс.
Копты – самая крупная христианская общность на Ближнем Востоке. В настоящее время коптов-христиан в Египте 8–9 млн. человек, то есть около 10–11% населения (2011).
Когда часть этноса исповедует религию, отличную от того вероисповедания, которому привержено большинство этого народа, у нее нередко формируются особые черты быта и культуры, и, что существенно, свое особое общинное самосознание, с которым связано и особое самоназвание. Такие группы этнологи квалифицируют как этноконфессиональные общности. Копты – типичная этноконфессиональная общность в составе современных египтян (египетских арабов).
Копты-христиане – прямые потомки древних египтян, не смешавшихся с арабами. Браки у них заключаются только с единоверцами. Такая общинная эндогамия – один из важных факторов сохранения коптов как особой группы. Большинство коптов – жители городов. Крупные коптские общины есть в Каире, Александрии, Асьюте, Ахмиме.
Самый известный из современных коптов – бывший генеральный секретарь ООН Бутрос (Пётр) Бутрос-Гали. В христианском мире почитают коптов – св. Афанасия, св. Василия (автор праздничной православной литургии), св. Пахома (основатель монашеского и отшельнического движения в христианстве).
Связь времен, бессмертие народа
В XIV веке до н.э. Египтом правил Аменхотеп IV (1368–1351), фараон-реформатор. Отменив культы всех богов, в том числе и «царя богов» Амона, он установил один-единственный культ – бога Атона (солнечного диска). Себя он переименовал в Эхнатона («полезного Атону»). Это была первая в истории попытка создания монотеистического культа, отвергнутая жречеством тотчас после смерти фараона-еретика.
В честь нового, единого бога были созданы и новый, вместо Фив, столичный город – Ахетатон (совр. Эль-Амарна), и великолепные храмы, и многие шедевры изобразительного искусства и поэзии. Один из самых замечательных – «Гимн Атону». Он начинается так: «Ты восходишь, прекрасный, на горизонте неба/ О, живой Атон, дарующий жизнь!». А в конце его строки, посвященные супруге фараона Нефертити: «Да живет она и остается юной/ На веки веков!». Самая известная женщина Древнего Египта Нефертити (др. – егип. «прекрасная грядет»), царица и возлюбленная жена Эхнатона, видимо, была его соратницей в проведении потрясшей страну религиозной реформы.
Современный мир узнал, как она выглядела, когда в 1912 году в Эль-Амарне была раскопана мастерская ваятеля Тутмеса со скульптурными портретами Нефертити. Оригиналы хранятся в каирском музее и государственных музеях Берлина.
Какое отношение имеет этот экскурс в XIV век до н.э. к нашей теме, к христианам-коптам сегодняшнего Египта? Самое прямое. В храме Атона в Ахетатоне есть рельеф, на котором изображено, как фараон приносит жертвы, а рядом с ним стоит Нефертити и потрясает звенящим систром. Этот древнеегипетский музыкальный инструмент и в наши дни сопровождает богослужение в коптских храмах.
Хотите увидеть прямых потомков древних египтян? Оказавшись в Каире, Александрии, других египетских городах, зайдите в коптский район, побывайте в коптском храме.
Связь времен, бессмертие народа.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
711
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
404
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2553
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2001

Другие новости