0
7049
Газета Печатная версия

12.11.2018 21:06:00

В погоне за эффективностью

Новые экономические условия ставят экспертам нестандартные задачи

Анастасия Пердеро

Об авторе: Анастасия Анатольевна Пердеро – менеджер проекта Internet of Energy Центра энергетики Московской школы управления Сколково.

Тэги: цифровизация, умные сети, цифровая экономика, it


цифровизация, умные сети, цифровая экономика, it Современные технологии позволяют собирать огромные объемы данных, что открывает возможности для более глубокого анализа работы той или иной системы. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Цифровизация – один из трех глобальных трендов, значительно меняющих конкурентоспособность компаний, стран и экономических союзов в современной экономике. По оценке агентства McKinsey, внедрение цифровых решений потенциально может снизить операционные издержки в различных секторах электроэнергетики (включая затраты на обслуживание и ремонт) на 10–25%, а в целом к 2025 году потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России может увеличить ВВП страны на 4,1–8,9 трлн руб. (в ценах 2015 года), что составляет от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП.

Цифровые технологии предоставляют большие возможности, но и ставят перед участниками рынков нестандартные задачи. Как воспользоваться радикальным снижением стоимости сенсоров (по данным МЭА, более чем на 95% с 2008 года), колоссальными объемами данных, которые они могут генерировать, продвинутыми функциями аналитики и на порядок увеличившимися вычислительными мощностями? Как использовать низкие транзакционные издержки цифровой экономики? Ответ на эти вопросы можно увидеть в новых продуктах, бизнес-моделях, платформах и экосистемах, возникающих и в мире, и в России.

Цифровая экономика отвечает на вопрос «как», а не «зачем» и является средством, а не самоцелью. Основа цифровой экономики – данные в цифровой форме как ключевой фактор производства во всех сферах социально-экономической деятельности, которые обеспечивают снижение транзакционных издержек, операционных и капитальных затрат за счет удаленного контроля, увеличения объемов данных и возможностей для их глубокой аналитики, межмашинного взаимодействия, предиктивного обслуживания объектов, а также формируют доверие между пользователями за счет повышения транспарентности коммуникаций, позволяют повысить эффективность этого взаимодействия (в том числе трансграничного бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан), зачастую за счет устранения посредников в коммуникации, повышения ее скорости. Само по себе внедрение цифровых технологий не гарантирует увеличения операционной эффективности или производительности труда и капитала. Перед компаниями стоит неординарная задача, требующая индивидуального подхода и аккуратного анализа, оптимизации бизнес-процессов, обучения и работы с персоналом, обновления технического оснащения и методологии обслуживания. Для того чтобы «умная цифровая система» начала эффективно работать и приносить «цифровые дивиденды», она должна быть «умно» сконструирована и эксплуатироваться не только «умным» оборудованием, но и «умными», то есть обученными или обучившимися пользователями. И это, несомненно, настоящий вызов – как использовать цифровые технологии на благо компании и общества, учитывая тот факт, что переход на эти технологии подразумевает значительные инвестиции и должен быть экономически и политически оправдан. И энергетическая отрасль приняла этот вызов.

Процесс цифровизации в энергетике активно идет уже сейчас: за рубежом и в России в повседневную практику работы компаний внедряются цифровые решения, которые, например, в электроэнергетике уже можно применить по всей цепочке «генерация – сети – сбыт – управление». Постепенно изменяется нормативная база: принимаются целевые программы (например, «Цифровая экономика Российской Федерации»), меняются подзаконные акты (один из ярких примеров – приказ Минэнерго об изменении правил техобслуживания и ремонтов, допустивший ремонты по фактическому техсостоянию объектов).

Результаты первых успешных проектов уже говорят сами за себя. Так, система раннего предупреждения о поломке оборудования, запущенная на объектах крупной индийской компанией Tata Power, только за счет первого предупреждения сэкономила 270 тыс. долл. По проекту «Цифровой РЭС», запущенному «Янтарьэнерго» в Калининградской области, компания заявляет повышение показателей надежности на 60%, снижение объема потерь в среднем около 10%, снижение операционных затрат – около 20%.

По пилотному проекту умных сетей в Уфе, осуществленному АО «БЭСК», компания заявляет IRR более 20%, экономию времени на переключения до 70% и снижение потерь электроэнергии на 96,3% – с 27,3 до 1% (что в стоимостном выражении составляет более 0,5 млн руб. за год).

Для традиционных игроков энергетического рынка движение в сторону цифровой экономики в масштабах страны требует пересмотра стратегий развития и переоценки возможных изменений конъюнктуры рынка. Процессы цифровой трансформации в той или иной мере уже начались во многих российских энергокомпаниях: возникают новые подразделения, центры компетенций, проектные группы, однако в зависимости от масштаба компаний, оптимизации бизнес-процессов, глубины проникновения технологий в существующую производственную структуру цифровизация может как увеличить производительность капитала и труда, так и привести к убыткам и нецелевым расходам средств.

Общую картину, какой процесс идет сейчас в энергокомпаниях на российском рынке, сложно увидеть даже на отраслевых конференциях. Именно поэтому у нас, в Центре энергетики Московской школы управления Сколково, появилась идея совместно с Центром системных трансформаций экономического факультета МГУ подготовить «Индекс цифровизации российских энергокомпаний».

Разработанный индекс – это инструмент, позволяющий оценивать реальный уровень внедрения цифровых технологий и компетенций в энергетических компаниях. Рейтинг дает возможность оценить происходящие изменения и увидеть, в каком направлении движется цифровизация в отрасли. Анализ лучших практик и выявление лидеров цифровизации позволит участникам рынка проанализировать свой опыт в цифровых инновациях, оценить уровень развития цифровых технологий и компетенций в компании и сравнить свою практику с другими участниками рынка, определить общие тенденции цифровизации.

Анкета для проведения самооценки цифровизации компаний топливо-энергетического комплекса подготовлена на основе комплексной методики качественной оценки уровня цифровизации энергокомпаний и включает в себя четыре тематических блока:

– «базовые требования» (произошли ли административные, структурные и коммуникационные изменения);

– «перестроение организационной структуры» (повлияла ли цифровизация на операционную модель компании, коммуникацию с клиентами, были ли внедрены новые ИТ-решения, требования к персоналу, с клиентами);

– «трансформация бизнес-процессов» (происходит ли оцифровка коммуникации внутри компании, физических активов, насколько эффективно используются генерируемые объемы данных),

– и самый главный, на наш взгляд, блок «конкурентоспособность» (изменилось ли позиционирование компании на рынке в условиях формирования цифровых экосистем).

Основа методологии рейтинга – самооценка компаний. Участники на основе собственных оценочных суждений и данных из открытых источников: новостных лент, годовых и ежеквартальных отчетов, информации с корпоративных сайтов – отвечают на 50 тематических вопросов. На каждый вопрос участник самооценки может дать лишь один вариант ответа. Участники могут пояснить свой выбор и уточнить подробности в ходе опроса. После заполнения анкеты система оценивает ответы на базе адаптированной модели распространения инноваций Джеффри А. Мура, относя компанию к одной из категорий: «догоняющий», «последователь», «продвинутый» или «цифровой».

Метод самооценки компаний – открытая и прозрачная методика, которая дает возможность анализировать уровень развития цифровых технологий и компетенций в энергетических компаниях. Таким образом, индекс цифровизации – это не только инструмент оценки тенденций на рынке, но и возможность самоанализа для самих компаний.

Мы приглашаем энергетические компании к участию в нашем рейтинге цифровизации. Первая очередь рейтинга проводится по отрасли электроэнергетики. В дальнейшем мы готовимся запустить аналогичный рейтинг по нефтяной и газовой отраслям. По результатам опроса мы планируем регулярно публиковать рейтинг цифровизации российских энергетических компаний и обзор цифровизации по отраслям.

Основной вопрос, на который должен ответить Индекс цифровизации, – присутствует ли осознанность в цифровых изменениях, насколько глубинно происходит трансформация в российских компаниях, началась ли она в принципе. Происходят ли эти изменения для галочки, чтобы отметить наличие цифровых инноваций в компании в соответствии с указаниями правительственной программы «Цифровая экономика РФ» и Послания президента РФ Федеральному собранию, или переход к цифровой компании происходит системно и с учетом экономических и структурных интересов каждого конкретного участника.            


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Росатом занялся моделированием реальности

Росатом занялся моделированием реальности

Владимир Полканов

Госкорпорация поможет российским производителям самолетов, кораблей, ракет и автомобилей

0
2128
В обществе падает интерес к онлайн-образованию

В обществе падает интерес к онлайн-образованию

Наталья Савицкая

Средства, вложенные в цифровизацию школы и вузов, могут и не окупиться

0
2261
Московская область поделится опытом с лидерами молочной индустрии

Московская область поделится опытом с лидерами молочной индустрии

Георгий Соловьев

На международном отраслевом форуме в регионе обсудят цифровизацию, импортозамещение и создание перерабатывающих кластеров

0
2946
Страна на пороге телевизионной революции

Страна на пороге телевизионной революции

Анатолий Комраков

Чиновники ищут, на кого свалить новый очаг внутренней напряженности

1
3202

Другие новости

Загрузка...
24smi.org