0
14452
Газета Печатная версия

09.11.2020 17:17:00

Япония возвращается к законам "Об основах энергетической политики"

Новый премьер Страны восходящего солнца определяет приоритеты для промышленности

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист-международник.

Тэги: япония, промышленность, энергетическая политика, государство, экономика, бизнес


япония, промышленность, энергетическая политика, государство, экономика, бизнес Премьер Ёсихидэ Суга решил обновить промышленную политику страны. Фото Reuters

14 сентября на пост председателя правящей в Японии Либерально-демократической партии (ЛДП) был избран Ёсихидэ Суга. ЛДП имеет большинство в обеих палатах парламента страны, на внеочередной его сессии Суга был избран премьер-министром Японии и сформировал новый кабинет министров.

Суга сменил на этом посту очень популярного и успешного политика Синдзо Абэ. Главный вопрос при смене высшего руководителя государства – каких изменений курса ждать в самых различных сферах жизни страны. Среди них формирование топливно-энергетического баланса (ТЭБ). В Японии он объявлялся в базовых энергетических планах (БЭП) страны на среднесрочную перспективу, в которых указывались показатели формирования ТЭБ по составу. Однако два последних БЭП после техногенной катастрофы на АЭС «Фукусима-1», по оценке средств массовой информации, в сравнении с прежними были недостаточно увязаны со стоящими перед страной социально-экономическими задачами.

Государство и бизнес в экономике

Послевоенный экономический курс Японии начал формироваться еще в годы оккупации и стал строиться на демократических принципах новой Конституции: многопартийная парламентская структура и основа рыночных отношений. Были восстановлены довоенные буржуазные партии, вышла из подполья Компартия, сформировались опирающиеся на профсоюзы социалистические партии и несколько мелких партий.

Кроме того, бизнесмены начали объединяться в различные ассоциации для выработки согласованной стратегии в отраслях и доведения своих взглядов до политиков. Крупные корпорации, милитаристские «дзайбацу» были распущены. Однако хозяева средних предприятий уже в апреле 1946 года сформировали свой Комитет экономических единомышленников (Кэйдзай доюкай). Согласно уставу, он был создан для изучения экономических проблем и выработки рекомендации по вопросам экономической политики. Это была организация персонального членства. В 1947 году была сформирована Федерация экономических организаций Японии (Кэйданрэн) с коллективным членством, которая стала уже штабом всего делового мира страны и активно участвует в выработке курса ее экономического развития.

Нужно отметить, что связи лидеров политики и бизнеса сильно ограничены антикоррупционными законами. Прямые пожертвования бизнеса партиям лимитируются законом и контролируются как властями, так и партийными конкурентами. Еще в годы оккупации судьбоносные внутренние реформы в Японии проводились правительствами буржуазных партий с учетом прежде всего интересов развития страны в целом, а не отдельных кланов и структур. Например, две реформы сельского хозяйства, по которым сельхозугодья были выкуплены государством у латифундистов и переданы тем, кто работал на земле, под небольшие проценты. С одной стороны, это повысило заинтересованность крестьян в труде, а с другой – латифундисты, получив от государства значительные средства, начали вкладывать их в мелкий и средний бизнес.

Или в финансовой сфере была сформирована стабильная структура из 10–12 банков первой гильдии (для крупных компаний), 50 банков второй гильдии (средний региональный бизнес), мелкие финансовые организации. Как правило, все они были структурированы и по сфере финансовой деятельности. Банки действовали по законам, но и во многом под самоконтролем банковских ассоциаций. Ни одного банкротства банков не было. Важную роль сыграли и принятые в Японии в начале 1950-х годов антимонопольный закон и ряд других законов, обеспечивавших закрепленную юридически конкурентную обстановку в бизнесе.

Планирование – фундамент стабильного развития

Послевоенный калейдоскоп политических партий в парламенте завершился в октябре 1955 года, когда правая и левая социалистические партии объединились в единую Социалистическую партию Японии (СПЯ). Почти сразу, не без влияния Кэйданрэн, объединились буржуазные Либеральная и Демократическая партии и сформировали более крупную по числу парламентариев Либерально-демократическую партию (ЛДП). Она стала крупнейшей партией в парламенте, и на долгие годы в стране сложилась «полуторапартийная» система: правящая ЛДП и ведущая оппозиционная СПЯ. Курс экономики страны определялся руководством ЛДП, которая удерживала большинство в парламенте, и премьер-министром избирался ее председатель.

Конспективно общий политический курс ЛДП можно изложить цитатами из ее программных документов. ЛДП декларируется как «народная партия», служащая интересам всего народа и работающая во имя «построения государства благосостояния». Выдвигая этот лозунг, руководство партии заявило об отрицании «как социалистической экономики, так и монополистического капитализма». Построение государства благосостояния намечалось путем сочетания «свободного предпринимательства» и придания производству «комплексного и планового хозяйства». Иными словами, поиска наиболее рационального сочетания государства и рынка в экономическом развитии страны. Но при этом, что не менее важно, «сильной политики социального обеспечения».

Плановость обеспечивалась государством. На первых этапах роль государства была значительно больше, чем рынка, выше в верхних структурах экономики и значительно меньше в среднем и особенно мелком бизнесе.

Уже в декабре 1955 года был опубликован первый Государственный план достижения экономической самостоятельности (1956–1960). Можно отметить, что этот и последующие планы указывали меры и средства достижения целей, а не конкретные цифровые показатели. По мере их выполнения планы пересматривались досрочно. С января 1965 года начали составляться среднесрочные базовые планы экономического и социального развития. В них впервые задачей ставилось «повышение жизненного уровня». Это «сильная политика социального обеспечения», которую обещала ЛДП. Она и обеспечивала ЛДП победы на выборах, как и то, что в Японии не было разрушительных забастовок с остановкой производства.

Уголь и нефть – основа первых ТЭБ

Оптимальные прогнозы развития и соотношений энергетических ресурсов в топливно-энергетических балансах (ТЭБ) Японии определились как раздел в этих планах. В документах 1950–1960 годов ТЭБ формировались прежде всего для обеспечения достижения главной цели – роста валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Ориентируясь на это, частные компании и фирмы составляли свои программы развития коммерческой и инвестиционной деятельности. В них бизнес обеспечивал наращивание энергетических мощностей за счет мощностей тепловых электростанций (ТЭС), что соответствовало его интересам, и практически, к сожалению, не учитывал растущие экологические проблемы. Даже то, что в Японии начался активный рост заболеваний, неоспоримо связанных с техногенными выбросами в атмосферу и воду.

Но лишь с 1969 года рост ВВП и обеспечивающей его развитие энергетики стал рассматриваться в комплексе с проблемами экологии. За год было принято 17 законов по защите окружающей среды. ТЭБ, однако, продолжал строиться на углеродной основе, в основном на угле с переходом на нефть и газ. Но уже в те годы ТЭС, особенно угольные, попали под огонь критики из-за ущерба от них экологии.

Смена стратегических подходов в экономике

Необходимость пересмотра долгосрочной энергетической стратегии японским руководством осознавалась с нефтяных кризисов 1970-х годов (1973–1974, 1979–1980). В те годы на нефть приходилось более 77%, а на уголь – 15% общего потребления энергоносителей. В отчетах лишь появились природный газ, атомная энергетика. За счет них после нефтяных кризисов доля нефти несколько снизилась, а угля – возросла.

Первый нефтяной кризис побудил руководство страны отказаться о политики «обеспечения высоких темпов роста ВВП» и перейти к политике «умеренного экономического роста». Была принята концепция «комплексной экономической безопасности». Сменилась и первоочередность нацеленности государственных планов. Вместо роста ВВП на первое место вышли «повышение общественного благосостояния», «содействие международному сотрудничеству». ТЭБ входил составной частью в эти планы, но не указывались направления его развития. Констатировались только по факту его составляющие. ТЭС в нем сохраняли свои преимущества, поэтому региональные электроэнергетические компании (РЭЭК) вкладывали средства в налаживание нефтяного маршрута Персидский залив – Япония. Только после первого нефтяного кризиса 1973 года была принята долгосрочная программа развития атомной энергетики. Целью ставилось довести ее долю в ТЭБ страны до половины энергопотребления в 2050-х годах. Но РЭЭК продолжали ориентироваться прежде всего на свои планы перспективного развития и обеспечивали свое развитие в основном за счет ТЭС. Япония же вошла в число ведущих держав, и в экономических планах страны стало упоминаться «содействие международному сотрудничеству в решении экологических проблем».

Переход к базовым энергетическим планам

В 2001 году в Японии вступила в действие новая структура центрального аппарата исполнительной власти, адаптированная к ускоряющимся переменам обстановки как внутри страны, так и с учетом имиджа страны за рубежом. В составе правительства было учреждено Министерство окружающей среды Японии. В связи с перестройкой был принят целый ряд законов и подзаконных актов. Из связанных с энергетикой самым важным был закон от 14 июня 2002 года «Об основах энергетической политики». В соответствии с ним раз в три года должны приниматься базовые энергетические планы (БЭП), в которых раскрывается система долгосрочных мероприятий на пути к балансу между экономикой, экологией и энергетической безопасностью. Первый БЭП был принят в 2003 году. Составлялся он межведомственным Советом по природным ресурсам и энергетике (СПРЭ) и утвержден правительством. В марте 2007 года правительство утвердило очередной БЭП, в котором излагались ключевые направления энергетической политики страны, что представляло интерес и заинтересованное обсуждение.

Многие макроэкономические показатели говорят об эффективности японского топливно-энергетического сектора и экономики в целом благодаря стабильному плановому развитию энергетики. Так, на производство ВВП, эквивалентного 1000 долл. (в ценах 2000 года), Япония расходовала первичных энергоресурсов 0,11 т нефтяного эквивалента, в три раза меньше, чем Южная Корея. При этом среднедушевое потребление электроэнергии в Японии (8233 кВт-ч в год) выше, чем в Великобритании, Германии и Франции.

По оценкам международных энергетических и экологических организаций, с завершением БЭП-2007 Япония вышла в число лидеров в мире, например, в области энергосберегающих технологий как в производстве, так и на уровне личного потребления. В черной металлургии состоялся переход от полного цикла к конечному продукту. В 1970-х годах были свернуты энергоемкие производства чугуна, в 1980-х – мартеновское производство стали. Сейчас в Японии осталось только производство проката главным образом качественной листовой с покрытием для изготовления кузовов автомобилей.

Комплекс мероприятий проводится по сохранению энергии в быту, которое растет. Акцент делается не только на социальной пропаганде энергосбережения, но и на разнообразных финансовых льготах.

Политическая встряска и природное цунами

Очередной базовый энергетический план на смену БЭП-2007 был подготовлен. Но ЛДП на выборах в августе 2009 года потерпела поражение, и правительство было сформировано Демократической партией Японии (ДПЯ). Нестабильность в стране усугубила катастрофа на АЭС «Фукусима-1» 11 марта 2011 года. Она подорвала веру в атомную энергетику в большинстве стран мира. В самой Японии протесты были наиболее массовыми.

Поэтому только в декабре 2012 года в стране прошли всеобщие выборы. Их результаты удивили многих аналитиков. Все партии, ставившие в своих программах целью полную ликвидацию АЭС, в том числе и правившая в то время ДПЯ, потеряли голоса. Убедительную победу одержала коалиция «ЛДП – партия Комэйто», кандидаты коалиции воздерживались от отказа от АЭС.

Синдзо Абэ как председатель ЛДП был избран премьер-министром и сразу начал продолжать экономическую политику, которую осуществляла ЛДП до своего поражения на выборах 2009 года, уже с учетом опыта «Фукусимы-1».

В январе 2013 года был реорганизован Комитет по контролю за безопасностью ядерных объектов (ККЯБ). Он был расширен и укреплен, как отмечалось в СМИ, специалистами в ядерной энергетике. Перед ККЯБ поставлена задача выработать новые повышенные требования безопасности к АЭС. Они были обнародованы в марте, обсуждены, оформлены законодательно и вступили в силу уже в июне. Казалось, что дорога к восстановлению атомной энергетики открыта. Но только в апреле 2015 года правительство коалиции «ЛДП-Комэйто» обнародовало Национальную энергетическую программу, которая в июне практически без обсуждения была принята правительством как очередной базовый энергетический план (БЭП-15). При рассмотрении проблем энергетики в СМИ в последующие годы приводились обнародованные в БЭП-15 показатели по предполагаемому составу энергоносителей на 2030 год. На них ссылаются при необходимости и сейчас.

Необходим коренной пересмотр БЭП

В середине октября ведущие японские СМИ в связи с избранием Ёсихидэ Суги премьер-министром опубликовали материалы о перспективах принятия нового энергетического плана. Газета Asahi Shimbun (23.10.20) в редакционной статье пишет, что «рассматривая перспективу развития обстановки, исходным показателем по источникам энергии по-прежнему берутся данные, указанные правительством в 2015 году, но обстановка изменилась». Прежде всего она изменилась в атомной энергетике. По прогнозу, к 2030 году ее доля в энергообеспечении должна составлять 20–22 %. Она декларируется как «важный базисный энергетический ресурс». Однако требовались большие капиталовложения, чтобы выполнить требования безопасности. Поэтому на собраниях акционеров большинства РЭЭК было принято решение о демонтаже 19 реакторов.

Недавно акционеры обслуживающей токийский экономический регион РЭЭК, которая имела 40% мощностей японских АЭС, по сообщениям СМИ, приняли решение составить план демонтажа всех реакторов не только АЭС «Фукусима-1», но и АЭС «Фукусима-2». На АЭС «Касивадзаки-Карива» из семи реакторов предполагается оставить только два новейших.

В уходящем году, по подсчетам СМИ, из-за экономического спада, вызванного пандемией, доля ядерной энергетики сократилась до 6%. Атомная энергетика, по всей видимости, сместится на позицию «один из важных ресурсов». (См. «НГ-Энергия» от 07.09.20.)

Изменилась и роль возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В 2015 году они впервые рассматриваются как «основной источник энергии». Их доля к 2030 году, как ожидалось, должна возрасти до 22–24%. Но, также по данным СМИ, за первую половину нынешнего года генерация ВИЭ увеличилась на 20% в сравнении с прошлым годом, а их доля в общей генерации уже составила 23%. Хотя последнее обусловлено общим спадом потребления энергии в связи с вызванным пандемией сокращением ВВП.

Показатели по другим видам энергоносителей, по подсчетам СМИ, также часто приводятся в сравнении с показателями 2015 года, поскольку официальных не было. На ресурсы для тепловых электростанций – уголь, нефть, природный газ – в 2030 году планировалось 56% общего потребления энергоресурсов. Однако глобальный отказ от углеродной энергетики продолжает ускоряться. В июле Япония объявила о демонтаже 114 угольных ТЭС. Перевод ТЭС с угля на нефть и газ идет давно. Известные и освоенные ВИЭ уже вышли в положение «важных источников энергии», но, видимо, не смогут рассматриваться как «основные».

Отказ от углеродной энергетики не означает отказа от тепловой. Источником тепла в Японии, по крайней мере для граждан, видимо, может стать жидкий водород. Инфраструктура для этого начала готовиться там несколько лет назад. Продемонстрировать ее правительство Японии планировало к Токийской олимпиаде, но помешала эпидемия коронавируса.

При анализе ТЭБ японские экономисты часто включают водород в один ряд с «безуглеродными» источниками энергии, если заходит речь о проблемах экологии. Хотя при этом за скобками остается, какая энергия и сколько используется для получения водорода (см. «НГ-Энергия» от 22.05.18). Обозреватели японских газет, специализирующиеся на проблемах энергетики, отмечают, что она сейчас рассматривается неразрывно с экологией. Например, в подписанном совместном документе на переговорах в рамках парламентской коалиции «ЛДП-Комэйто» в первую очередь указывается на важность для коалиции вопросов борьбы за экологическую безопасность. Можно полагать, что это станет главной составляющей ожидаемого нового базового энергетического плана. Японский бизнес, да и журналисты привыкли к ясным, конкретным цифрам в планах и расстановке приоритетов. Они этого ждут. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
1802
ПМЭФ-2025: Форум охлаждающих и охлажденных

ПМЭФ-2025: Форум охлаждающих и охлажденных

Михаил Сергеев

В Северной столице проходит главное экономическое событие года, где почти не слышат сигналов обратной связи

0
1924
Антониу Гутерриш. План спасения устойчивого развития

Антониу Гутерриш. План спасения устойчивого развития

Антониу Гутерриш

Встреча в Севилье может стать поворотным моментом для восстановления веры в международное сотрудничество

0
1025
Зарубежная церковь отговаривает Россию от «богопротивной идеологии»

Зарубежная церковь отговаривает Россию от «богопротивной идеологии»

Милена Фаустова

Возможен ли новый раскол между РПЦЗ и Московским патриархатом

0
2072

Другие новости