Коллаж НГ-Online
Закон о штрафах за умышленный поиск заведомо экстремистских материалов в информационных ресурсах, доступ к которым ограничен, критиковался не только пользователями интернета, но и многими депутатами, обсуждавшими его. Этот нормативно-правовой акт устанавливает штраф в 3–5 тыс. руб. за подобные действия граждан. За рекламу сервисов VPN, помогающих обходить блокировку сайтов, предусматривается наказание для граждан в 50–80 тыс. руб., для должностных лиц – 80–150 тыс. руб., для юридических лиц – 200–250 тыс.
Основной смысл заявлений критиков законопроекта, а теперь уже полноценного закона, сводился к тому, что пользователю сложно избежать попадания в Сети на сайты, на которых могут быть размещены экстремистские публикации. Ведь запрещенных материалов на сегодняшний день около 5,5 тыс., и список постоянно пополняется. Гражданин может оказаться на портале с такими публикациями случайно или просто по ошибке: например, перейдя по ссылке от мошенников или непреднамеренно кликнув по баннеру в соцсети.
Сторонники документа предлагают пользователям изучать список табуированной информации. И успокаивают взволнованных людей тем, что правоохранительные органы, а следом, если понадобится, и суды отделят «зерна от плевел». То есть оградят от наказания случайно попавших на крамольные сайты или материалы посетителей и накажут только тех, кто специально искал запрещенный контент.
На представлении в парламенте закона руководитель Минцифры Максут Шадаев преподносил его в форме компромисса между государством и рунетчиками: «Это решение позволяет отбалансировать: с одной стороны – не допустить распространения экстремистских материалов, с другой стороны – не принимать решения о блокировке больших западных платформ...» И добавил после секундной паузы слово «пока».
Но возможно ли подобным образом – при помощи штрафов – достичь объявленных министром Шадаевым целей? Для начала сопоставим наказания за розыск радикальной информации и за рекламу VPN: 3–5 тыс. для граждан, нашедших экстремистские материалы, против 80 тыс. для граждан (80–150 тыс. для должностных лиц и 200–250 тыс. для юрлиц), рекомендующих незаконно действующие VPN. Как видим, за продвижение инструментов для обхода блокировок наказание предусматривается не просто весьма существенное. Если брать только граждан, то оно для них отличается от штрафа за поиск запрещенной информации в 16 раз.
При этом в законе не удалось найти упоминание о санкциях, которые могут быть приняты к гражданину по факту повторного и последующих нарушений в случае поиска пользователем запрещенного контента. Хотя тут же констатируется, что за повторные действия по рекламе VPN назначается штраф в размере 100–200 тыс. гражданам, 200–300 тыс. должностным лицам и 800 тыс. – 1 млн руб. юрлицам.
Таким образом, можно сделать вывод, что закон, учитывая относительно незначительную сумму штрафа, а также ввиду явно некорректного его юридического оформления, не приведет к заявленной министром цели – не отвадит граждан от поиска экстремистских публикаций.
Ведь получается, что пользователь может хоть десятки раз заходить на любой заведомо запрещенный сайт и читать содержащуюся на нем информацию. При этом он уплатит 3–5 тыс. руб. в государственную казну, если будет уличен в правонарушении даже в десятый раз. Получается, что закон по большому счету устанавливает не штраф, а некий прейскурант на доступ к запретной информации. Уплатив «госпошлину за поиск экстремистских материалов» в 3–5 тыс. руб., граждане смогут продолжать в том же духе дальнейшее изучение, к примеру, заблокированных или заторможенных в России ресурсов.
Хотя это, похоже, все-таки не самое главное в принятом законе. Для выяснения его сути следует вновь обратиться к презентации министром Шадаевым концепции борьбы с деструктивными элементами на полях интернета. Недаром его речь в Госдуме моментами более напоминала выступление представителя какого-то силового ведомства: «Мы понимаем, что умышленный доступ к этим материалам могут получать организаторы экстремистской деятельности, те, кто хочет создать соответствующие ячейки, группы... приверженцы идеологии экстремистской... Это единицы, которые находятся в поле интересов правоохранительных органов». То есть получается так, что просто правоохранительным органам было необходимо законное право контролировать все российское виртуальное пространство для выявления возможных последователей этих «единиц». Наверное, на заметку как раз и станут брать тех, кто заплатит «госпошлину» за доступ к экстремизму. Но так и нет ответа на вопрос: заплатит хотя бы один раз или все-таки неоднократно?